Урок "История одежды"
Урок-исследование "История одежды в вопросах и ответах". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
1. Класс: 7
Раздел: Технология обработки ткани.
Тема урока: История одежды в вопросах и ответах.
2. Формы организации деятельности: групповая работа учащихся.
Вид занятия: урок-исследование
3. Формируемые УУД в результате урока:
Личностные – осознать себя как гражданина, представителя определенного народа, культуры.
Познавательные – самостоятельно понимать, структурировать и классифицировать информацию из предоставленных инструкционных карт, презентации. Делать выводы в ходе проведенной работы. Уметь пользоваться и применять имеющиеся знания из истории – развитие костюма, русского языка – понятия «признак», «цвет», «силуэт», «материал»)
Коммуникативные – осуществлять совместную работу в группах, участвовать в общей беседе, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
4. Методы обучения:
Когнитивные методы: метод исследования
Креативные методы: метод «брейнсторминг» (мозговой штурм)
5. Виды деятельности учащихся на уроке:
Осознание проблемы и постановка цели
Выявление личного опыта по отношению к обозначенной проблеме
Групповая деятельность учеников и решение образовательной ситуации с помощью индуктивного метода исследования
Демонстрация своих образовательных продуктов
Сопоставление разных типов продуктов (результаты всех групп) и формулирование общего вывода.
Групповая рефлексия по осознанию деятельности (создание «пакета неизбежных изменений»)
Цель: расширение представлений учащихся об историческом развитии русского костюма,
формирование коммуникативных компетенций, развитие поисково-исследовательских навыков.
Задачи: расширить представление об историческом развитии русского костюма, сформировать коммуникативные компетенции, развивать поисково-исследовательские навыки.
Ход урока.
Для успешной работы учащихся используется компьютерная презентация и инструкционные карты.
Учитель:
- Как вы думаете, меняется ли наша одежда согласно времени?
- Обращали ли внимание как именно она меняется?
- А можете ли вы носить ту одежду, которую носили ваши бабушки или мамы?»
Игра «Отгадай картинку».
Класс делится на 3 подгруппы. Учитель: «Давайте поиграем в игру «Отгадай картинку». Я раздаю каждой из групп одну из моделей русской одежды различных исторических периодов, все три модели вы можете увидеть на экране. Задача каждой из групп – описать изображенную на вашей иллюстрации модель так, чтобы мы смогли отгадать о какой из трех, представленных на экране иллюстраций идет речь.
Один из представителей группы описывает свою модель, не показывая ее. Обсудить все три модели и постараться отгадать каждую из них.
Описание образовательного объекта.
Учитель: «Вспомните, пожалуйста, какие понятия вы использовали при описании ваших моделей русской одежды разных исторических периодов?
Вы говорили о цвете? О материале? О форме (силуэте, модели) одежды?»
На доске прикрепить карточки с названиями признаков.
Признаки одежды:
ЦВЕТ
СИЛУЭТ
МАТЕРИАЛ
А можно ли этими признаками описать одежду каменного века, средних веков?
Итак, этими понятиями - признаками, можно описать не только одежду нашего времени, но и любого другого исторического периода.
Тогда возникает вопрос: а почему изменяется ЦВЕТ, СИЛУЭТ и МАТЕРИАЛ в одежде?
На доске прикрепить этот вопрос.
Задания для групп. Учитель: «Сейчас каждая группа получит карточки с информационными материалами. Вы должны поработав с копилками, найти ответ на этот вопрос. Результаты поиска зафиксируйте на листе маркером. На экране разработана схема изменения признаков одежды, вы можете ею пользоваться»
Решение ситуации.
Организовать исследование в малых группах, предоставив для этого каждой группе необходимый материал (информационные карты «историческое развитие костюма», иллюстрации). Всю найденную информацию дети фиксируют на подготовленных листах.
Демонстрация образовательной продукции и ее систематизация.
Группы собираются вместе и представляют свои находки. По ходу представления детьми своих находок и обсуждения с ними причин изменений в одежде людей учитель вывешивает листы с причинами и прикрепляет каждый из них напротив соответствующего ему признака: (слайд 4) Примерная итоговая таблица:
Признаки | Причины изменения одежды |
Цвет | Появляются новые красители |
Силуэт | Появляются новые швейные машины Меняется образ жизни Изменяются направления моды |
Материал | Появляется ткацкое производство |
Вывод: человек что-то придумал, сделал, изобрел – изменилась одежда. |
Учитель: «Что мы сегодня узнали об изменении одежды людей? Посмотрите на нашу копилку, какая связь между ее левой и правой частью? (одежду всегда можно было описать какими-либо признаками, каждое изменение признаков имеет свою причину – какое–либо действие человека)».
Записать обобщение на большом листе бумаги и прикрепить его к доске:
ЦВЕТ, СИЛУЭТ, МАТЕРИАЛ ОДЕЖДЫ ИЗМЕНЯЛИСЬ ВО ВРЕМЕНИ, ЭТО НЕИЗБЕЖНО И ЗАВИСИТ ОТ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ
Рефлексия.
Учитель: «Сегодня на уроке мы увидели, что одежда всегда изменялась и изменяется. А как вы думаете, будет ли изменяться одежда в будущем? Давайте представим, что произойдет с одеждой через 10 лет? Как изменятся к тому времени цвет, силуэт и материалы? И по какой причине это произойдет, может - быть, люди опять сделают какое – либо величайшее открытие и это повлияет на одежду? Запишите ваши предположения на листах, мы сложим их в этот «Пакет неизбежных изменений» (продемонстрировать пакет), а через 10 лет, когда вы уже окончите школу и, вероятно, соберетесь на вечер встречи, посвященный десятилетию ее окончания, вскроете этот пакет и сравните ваши предположения и настоящие изменения в одежде».
Дети заполняют подготовленные листы своими предположениями, складывают в «Пакет неизбежных изменений», учитель запечатывает и приклеивает штамп «Вскрыть через 10 лет»
Учитель: «Что мы сегодня делали на занятии?
Каковы основные выводы и результаты?
Д/З: Опросите свих родителей и узнайте, каковы их прогнозы по изменению одежды в будущем, узнайте причины этих изменений. Результаты запишите в тетрадь в форме таблицы».
Как изменится одежда? | Причины изменений. |
| |
3