СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М. Шолохова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" М. Шолохова"»

Шаблон технологической карты урока


Предмет литература класс 11


Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе)

Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова

1-2 из 7

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок открытия новых знаний

Урок-исследование;

фронтальная, групповая, индивидуальная;

проблемный, частично-поисковый, наглядные, практические, проблемно-поисковые, репродуктивные, индуктивные и дедуктивные, интерактивные.

Цель урока

Задачи урока

Изучить “Донские рассказы” М. Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов “Родинка”, «Семейный человек, «Шибалково семя»“Чужая кровь”.

-раскрыть в чём заключаются концепция гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова

-развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста;

- совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения;

- формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

- развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь, ассоциативный аппарат учащихся

Предметный результат

Компетенции / УУД

1. Умеют характеризовать литературные образы;

2. Умеют вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста;

3. Умеют подбирать аргументы, подтверждающие их точку зрения;

4. Умеют определять авторскую позицию в произведении, выявляют роль деталей

5. Развивают монологическую речь


Метапредметные:

Познавательные УУД:

-уметь характеризовать литературный образ;

-фиксировать собственные затруднения в знаниях, умениях, навыках, выявлять их причины;

-закрепить умение характеризовать литературный образ по алгоритму

- извлекать информацию, представленную в разных формах (иллюстрации, пословицы и т.д.);

- пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками)

Регулятивные УУД:

- выявлять проблему, определять цель урока, формулировать учебную задачу;

- ставить цель деятельности, совершенствование умения анализировать процесс и результаты своей деятельности;

- искать пути решения учебной задачи;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Коммуникативные УУД:

- строить связное монологическое высказывание;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения;

- слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

-отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решение и делать выбор;

4.Личностные УУД:

-развивать познавательную активность учащихся;

- воспитывать нравственные качества личности на примере поступков и характеров героев сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»;

-прививать интерес к познавательной деятельности.

Педагогические технологии

Оборудование

технология развития критического мышления через чтение и письмо;

- ИТК;

- технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталова);

- технологии развивающего обучения;

технология дифференцированного обучения

Шолохов «Донские рассказы» мультимедиа техника, фрагменты из кинофильмов «Нахалёнок» , словари. презентация

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

I Мотивирование к учебной деятельности3 мин.

- проверяет готовность к уроку;

- создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на уроке

- настраивает на получение конечного результата

- приветствует учеников;

- организовывает внимание и дает пояснение по работе с оценочным листом;


Эмоциональное вхождение в урок

Звучит песня Игоря Талькова "Есаул".

Наш урок начался с песни. О чем она?

- По ходу урока вы будете заполнять оценочный лист. Познакомьтесь с ним.


В каждой ноте этой песни Игоря Талькова, в каждом слове - размышление о судьбе родины, боль за поруганную честь отечества и человека.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.

- Готовят к уроку учебные принадлежности,

- приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку;

- настраиваются на предстоящую работу в классе;

- оценивают готовность к уроку;


Слушают песню. отвечают



Коммуникативные УУД:

- слушают учителя

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.


Регулятивные УУД:

-самостоятельно организовывают свое рабочее место;

- планируют свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

- настраивать себя на продуктивную работу;


-самооценка готовности к уроку;

- оценка эмоционального состояния;


II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 3 мин.

- создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта;


- выявляет знания учащихся по данной теме и готовность к восприятию нового материала и его практическому применению;


Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?







Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?

Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

Свое отношение к гражданской войне вы выразили в синквейнах.

Промежуточный вывод. Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, ненасытным Молохом требуя жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в этом отношении замечание греческого философа Демокрита.


Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.

Демокрит


- высказывают мнение о понимании эпиграфа;



- отвечают на вопросы учителя;


Отвечают на вопрос

Примерный ответ

это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.



Зачитывают составленные дома синквейны











- работают в группе;

- выполняют задание (составляют кластер), делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал;


Познавательные УУД:

- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта;

Коммуникативные УУД:

-слушают и понимают речь других;

- строят понятные для собеседника высказывания;

- отвечают на вопросы учителя.

- формулируют и аргументируют свое мнение, позицию;

- дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания.


Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- организовать выполнение заданий учителя.

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их.

-самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач;

- ответы на вопросы.

- работа в группах;

- выяснение готовности класса к изучению нового материала;






III. Создание проблемной ситуации, целеполагание – 6 минут

- создает условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения;

- проводит подводящий диалог для формулирования учениками целей урока;

- организует работу учащихся для определения средств и способов решения проблемной ситуации;

- организует построение проекта выхода из затруднений;


В произведениях каких писателей, поэтов нашла свое отражение тема гражданской войны?


Поэтому тема нашего урока...

Запишите тему урока в тетрадь: «Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» М.А.Шолохова».



Вместе сформулируем цели нашего занятия.

Что мы должны выяснить, исследовать?









Выявление читательского восприятия.

Какие рассказы произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Какие чувства вы пережили, читая их?

Один из рассказов Шолохова называется «Коловерть». Что же это такое?

КОЛОВЕРТЬ

(местн.) - Сильное кружение воды; водоворот, коловорот, непрерывное вращение



-Закружила коловерть людей, потеряли они нравственные ориентиры, и вот они убивают, убивают, убивают…

Рассказ «Пастух» - о том, как зверски расправились местные кулаки со строптивым Гришкой, который осмелился поднять голос против установленных ими порядков на хуторе: «Под ноги вздыбившейся лошади повалился Григорий, охнул, пальцами скрюченными выдернул клок порыжелой и влажной травы и затих». Осталась Дуняшка, сестренка, одна на целом свете: «Когда горечью набухает сердце, когда слезы выжигают глаза, тогда где-нибудь, далеко от чужих глаз, достает она из сумки холщовую нестиранную рубаху… Лицом припадает к ней и чувствует запах родного пота… И долго лежит неподвижно…»

«Коловерть» - за час до расстрела к пленному допускают маленького сынишку:

« - Папаня, а чего у тебя кровь на голове?

- Это я ушибся, сынок.

- А на что тебе вот этот дядя ружьем вдарил, как ты из сарая выходил?

- Чудак ты какой!.. Он нарочно вдарил, шутейно…

- Пойдем домой, папаня? Ты мне мельницу дома сделаешь.

- Ты с бабуней иди, сынушка.. – Губы у Игната жалко дрогнули, покривились. – А я потом приду…»



А вот конец рассказа «Нахалёнок» - просмотр отрывка кинофильма.

(«Нахалёнок» -

Что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова?

- делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт;

- с помощью учителя формулируют тему и цель для изучения на уроке;





- отвечают на вопросы


-


формулируют тему урока






Формулируют цель

Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.


Индивидуальное сообщение ученика о ранних рассказах М. Шолохова




Отвечают на вопросы























































Просмотр фрагмента, ответы на вопросы



Ответ: семья; в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи.

Познавательные УУД:

- выдвигают предложения ,

- выдвигать предположения;

- анализировать объекты (материал), выделять главное;

Коммуникативные УУД:

- строят речевые высказывания в устной форме;

- формулируют и аргументируют свое мнение;

- высказывать свое мнение;

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- участвуют в дискуссии

Регулятивные УУД:

- определяют и формулируют цель урока и учебной деятельности,

- планируют пути реализации целей и задач урока.

- определять способы выхода из затруднения;

- составлять план (проект) решения учебной проблемы совместно с учителем.

- оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

- оценка умения формулировать тему и целей урока.


IV. Организация и проведение исследовательской деятельности- 13 мин.

- организует ситуацию решения учебной задачи;

- организовывает работу учащихся;

- организует поисковую работу учащихся;

-выбирает совместно с учащимися оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения.

-создает условия для применения полученных знаний на практике;

- организуется работа в группах.

- корректирует работу групп


Задания для первой группы

- А теперь обратимся к рассказу “Родинка” и составим кластер по образу Николки .

При составлении кластера используются вопросы:

1. О чём говорит вступление?

2. В чем драматизм ситуации, ле¬жащей в основе сюжета?

3. Как изображает Шолохов душевное состояние Николки в начале рассказа? Счастлив ли Николка?

4. Какую роль играет портрет героя, его воспоминания о детстве, размышления перед боем

5. Каков центральный конфликт рассказа, в чем трагизм этого конфликта?

6. Какова авторская позиция? Как она выражена?

Задания для второй группы

- А теперь обратимся к рассказу “Родинка” и составим кластер по образу атамана.

При составлении кластера используются вопросы:

1. В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета?

2. Что мы знаем об атамане?

3. Как раскрывается душевное состояние атамана?

4. Какую роль в его раскрытии играет пейзаж (гл. 3)?

5. Каков центральный конфликт рассказа, в чем трагизм этого конфликта?

6. Какова авторская позиция? Как она выражена?


Задания для 3 группы

Составьте кластер по образу Шибалка

- Охарактеризуйте героя рассказа М. Шолохова «Шибалково семя».

- Что можно сказать о Якове Шибалке? Что роднит его с красными казаками? Чем он отличается от них?

- Как ведёт себя Шибалок, узнав о предательстве Дарьи?

- Думал ли о ребёнке Шибалок?

- Как Яков совершает “праведную месть”? Почему?

- Как в этом рассказе показана жестокость классовой борьбы?

- В чем видит высшую цель человеческого бытия автор?

- Объясните смысл названия рассказа.


- выполняют задание;

-перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач;

- представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп);

-отвечают на поставленные вопросы;

-работают с текстом произведения – заполняют в тетради таблицу (схему);

- сопоставляют фильм и рассказ



Работают в группах, обсуждают

Составляют кластеры.


























Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информации из текста;

-устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД:

- осуществлять работу в группе;

- умение адекватно оценивать работу других

- строят связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;

- осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности работы;

-умение анализировать процесс и результат своей деятельности

- применяют алгоритм действий в самостоятельной деятельности;

-участие в дискуссии, ответы на вопросы;

-создание продуктов деятельности

- самооценка действий по достижению планируемых результатов.

V. Презентация выполненных заданий -12 мин

-создает условия для применения полученных знаний на практике;

- организуется работа в группах.

- корректирует работу групп





Защита первой группы








Защита второй группы









Вопросы для обсуждения

1. Что общего между Николкой и отцом?

2. Можно ли назвать их сильными личностями? Почему?

3. Что происходит при столкновении сильных личностей?

- Могло ли случится по-другому у Николки и атамана? Найдём эпизод их столкновения.

- А если бы атаман узнал сына?

Докажите свою точку зрения.

Как осознается Атаманом убийство Николки?

Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?


Промежуточный вывод.

М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий. Гражданская война для него — катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей.


В чем, по-вашему, смысл названия?

Проанализируйте семантику слова “родинка”.


Прежде чем перейти к следующему рассказу Шолохова, я предлагаю вам посмотреть финальный отрывок из рассказа «Нахалёнок».


Как вы думаете, каким образом связан этот фрагмент кинофильма с рассказом «Шибалково семя»?


Какую форму повествования избрал авто? Ваши наблюдения. В чём смыл её использования?


Презентация 3 группы


Что ждёт, по-вашему, этого ребёнка?

О таких общественных, коммунарских воспитанниках писал А.Безыменский:


Нам не дано имён,

Детям станков и околиц.

Имя моё — легион.

Имя моё — комсомолец.


А вообще, “он у нас трошки из большевиков... слезу из него не вышибешь!..” Так, прощаясь, с гордостью заявляет Шибалок заведующей. На смену кулакам и буржуям должно прийти поколение твёрдых, непреклонных революционеров (“гвозди бы делать из этих людей”), которые установят справедливость. А потому судьба ребёнка — не любовь, покой и счастье для себя: “...сын будет власть Советскую оборонять”.


Промежуточный вывод.

Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения.

- отвечают на вопросы

- работают в группах




Отвечают на вопросы





























Смотрят фрагмент фильма

Отвечают на вопросы












Презентуют ответ


Обсуждение, ответы на вопросы










Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- работать с информацией в разной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- формируют навыки речевой деятельности, публичных выступлений,

- учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться.

Регулятивные УУД:

- включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

- планировать своё действие;

- работа в группах;

- оценочное суждение;

- выступление;

- оценка результатов исследования других групп и самооценку собственных результатов.


VI. Организация и проведение второго этапа исследовательской деятельности- 20 мин.

- организует ситуацию решения учебной задачи;

- организовывает работу учащихся;

- организует поисковую работу учащихся;

-выбирает совместно с учащимися оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения.

-создает условия для применения полученных знаний на практике;

- организуется работа в группах.

- корректирует работу групп

«Чужая кровь»

Выделите основные эпизоды, события рассказа.

1. Проводы сына

2. В станицу входят красные, старики ждут сына.

3. Известие о гибели сына

4. Сцена продразвёрстки.

5. Старики выхаживают белокурого.

6. Жизнь Николая-Петра со стариками.

7. Письмо, отъезд.


Демонстрация эпизода из фильма «Непрошенная любовь» - «Проводы Петра на службу» начало – 4.30


В начале рассказа — раздумья деда Гаврилы о пропавшем сыне, а дальше воспоминания “развёртывают свиток” проводов сына на фронт против “красных”:

а) конь — “буря степная, летучая”;

б) седло и уздечка дедовская с серебряным набором;

в) напутствие сыну служить, как отец, и “тихий Дон не страми”;

г) “...должон и ты!..” (как деды и прадеды);

д) по казацкой традиции звучит старинная песня, провозглашая неизменность слепого подчинения отцу- командиру: “Мы туда идём — рубим, колем, бьём!..”;

е) как положено, сын берёт горсть родной земли.


Зачем в экспозиции так обстоятельно и подробно Шолохов изображает проводы Петра на фронт?


Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?


Задание для первой группы

Проанализируйте душевное состояние Гаврилы в эпизодах

1. В станицу входят красные, старики ждут сына.

2. Известие о гибели сына

3. Сцена продразвёрстки.

Подчеркните, выпишите ключевые слова, говорящие о чувствах персонажа.

Сделайте вывод, опираясь на опорные слова. Каков внутренний мир героя? Чем живут старики? Когда начинает меняться психологическое состояние героя?


Задания для второй группы

Проанализируйте душевное состояние Гаврилы в эпизодах

1. Старики выхаживают белокурого.

2. Жизнь Николая-Петра со стариками.

3. Письмо, отъезд.

Подчеркните, выпишите ключевые слова, говорящие о чувствах персонажа.

Сделайте вывод, опираясь на опорные слова. Как меняется психологическое состояние Гаврилы? Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?


Задание для третьей группы


Проанализируйте описания природы. Отметьте ключевые слова при описании природы в перечисленных эпизодах. Какова роль пейзажа в рассказе?


Герой (Гаврила)

Пейзаж

В станицу приходят красные, старики ждут сына


Известие о гибели сына

Сцена продразверстки


Старики выхаживают белокурого

Жизнь Николая-Петра со стариками

Письмо, отъезд





- выполняют задание;

-перерабатывают, используют информацию для решения учебных задач;

- представляют результаты работы (остальные слушают и в тетрадях делают краткую запись, оценивают работу групп);

-отвечают на поставленные вопросы;

-работают с текстом произведения – заполняют в тетради таблицу (схему);

- сопоставляют фильм и рассказ



Называют основные эпизоды










Смотрят эпизод





















Отвечают на вопросы







Работают в группах

Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информации из текста;

-устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД:

- осуществлять работу в группе;

- умение адекватно оценивать работу других

- строят связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;

- осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности работы;

-умение анализировать процесс и результат своей деятельности

- применяют алгоритм действий в самостоятельной деятельности;

-участие в дискуссии, ответы на вопросы;

-создание продуктов деятельности

- самооценка действий по достижению планируемых результатов.

VII. Презентация выполненных заданий -16 мин

-создает условия для применения полученных знаний на практике;

- организуется работа в группах.

- корректирует работу групп


Презентация первой группы

























Просмотр фрагмента фильма (2,5 мин)

25.50. – 27.55

Сцена продразверстки










Презентация второй группы

















Просмотр фрагмента фильма (2 мин)


























Презентация третьей группы






























































Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?


Промежуточный вывод

Финал показывает нравственную высоту души старика, наделённого мудростью, величайшим терпением и смирением, способностью к жертвенной любви. Ни упрёков, ни жалоб, ни слёз, а только любовь и забота: “И, кривя изуродованное болью, мокрое от слёз лицо, резко, до крика повысил голос: «Прощай, сынушка!..»” Финал не может быть благополучным, так как это лишит рассказ реальности, жизненного правдоподобия.


Таким образом, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке, М.Шолохов осуждает войну — “распрю, разрушающую творение Любви” (Эмпедокл), приводя к евангельскому завету “любите врагов ваших”, будто призывая героев повторить слова М.И. Цветаевой: “Враг ты мой родной!” И своей художественной вершины эта мысль достигает в рассказе «Чужая кровь».


- отвечают на вопросы

- работают в группах





Герой (Гаврила)

В станицу приходят красные, старики ждут сына


Жизнь вывернули наизнанку

Кохал, нянчил ненависть

Назло носил шаровары

Порохом пыхнул дед

Обида горькая росла

Родниться со злобой стала


Известие о гибели сына

Сказал почему-то шепотом

С виду равнодушный и твердый

Криво улыбнулся

Спросил низким шепотом

Глядя в упор, ну, кончай

Багровея, захрипел

Налились кровью и слезами, стонал

Не верю!

Лег плашмя, тяжело закрыл глаза


25.50. – 27.55

Сцена продразверстки


Прохрипел, набухая злобой

Засипел, кашляя и судорожно кривляясь


В дрогнувшем от ужаса сердце не ощутил злобы

Дрогнул от жалости



Герой (Гаврила)

Старики выхаживают белокурого

Днем и ночью дежурили

Слезы закипали

Жалость приходила непрошеная

На цыпочках отошел

С ужасом чувствовал

Образ родного тускнел

Силился вернуть прежнюю тоску и боль

Ощущал стыд и неловкость

Испытывал ревнивое чувство

Густо побагровел, скрывая смущенную радость

Потеплело в груди


42.50 – 44.35

Жизнь Николая-Петра со стариками

Одеваясь одним тулупом, незримой путой привязал его сын

Заслонил собою образ покойного Петра

Вспоминал все реже


Письмо, отъезд

Томимый неясной тревогой

Чувствовал нарастающую злобу к письму, изломавшему привычный покой

Глухо спросил

Ненавистный завод

Бодрясь ответил

Цепляясь за последнюю надежду

Шепотом, дыша порывисто и хрипло


Говорил без умолку, пытался улыбаться

С усилием задушил рыданье

Протянул трясущиеся руки

Кривя изуродованное болью, мокрое от слез

До крика повысил голос

Рыдало в груди невыплаканное слово


Герой (Гаврила)

Пейзаж

В станицу приходят красные, старики ждут сына









Известие о гибели сына









Сцена продразверстки


Старики выхаживают белокурого











Жизнь Николая-Петра со стариками

Письмо, отъезд



Подул ветер

Ночь спеленала станицу

Непаханая, забурьяневшая степь

Глухо завыл волк

Холостеющая степь

Манила земля

Месяц нагло засматривал на чужое горе



Замерзли на Дону окраинцы

Утро – бледная немочь, чахлый рассвет

Месяц зазоревал, сил не хватило дошагать до тучки


Дул ветер, порошил снегом, темень громоздилась








Ветер налетал

Длинные зимние ночи

Мутил почерневшее небо

Стлал холодные тучи


Расторопная весна лед почернел

Снег ушел

Обдонье млело. СОЛНЕЧНОЕ ПОЛОВОДЬЕ


Дни, опаленные солнцем

Жирная степная пыль

Буйный Дон

Цветущие тополя

Медвяные запахи


Унылая часовенка

На этом месте девки потопли

Гора обвалилась

Ветер дурашливо взвихрил и закружил пыль



Рассуждают

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщить изученное;

- работать с информацией в разной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- формируют навыки речевой деятельности, публичных выступлений,

- учитывать разные мнения и стремиться к координации, уметь договариваться.

Регулятивные УУД:

- включать новый способ действий в систему знаний, закрепление ранее изученных способов действий;

- планировать своё действие;

- работа в группах;

- оценочное суждение;

- выступление;

- оценка результатов исследования других групп и самооценку собственных результатов.


VIII. Рефлексия учебной деятельности -5 мин

-организует рефлексию и самооценку учащихся;

-устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока;


-подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует их.

Какова концепция гражданской войны в “Донских рассказах” М. Шолохова?


Заключительное слово учителя. Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.

Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.


Только тот знает истинную любовь,

Кто любит людей враждебных.

Проверка истинной любви – любовь к врагам.

Л.Н.Толстой.


Давайте посмотрим несколько высказываний о Гражданской войне.


Обсудите в группах и выберите, какой из них наиболее подходит к теме нашего урока.


Белым был-

красным стал,

кровь покрасила,

Красным был –

белым стал,

смерть побелила

М.Цветаева.


А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

М.Волошин


О, годы юности немилой,

Её жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он – враг.

А мать?

Но сказано: два мира,

И ничего о матерях…

А.Твардовский «По праву памяти»


Там, где царит насилие, - царит горе и льется кровь.

В.Гроссман


А ад я видел на земле.

С.Черный


Актуальны ли рассказы Шолохова сегодня?

Оцените самостоятельно свою работу на уроке, оценки продиктуйте учителю.

Формулируют и высказывают собственное мнение.


Заполняют листы самооценки и листы рефлексии. Выставляют самооценку на уроке.



Делают вывод





























Осуждают в группах, озвучивают, рагкментируют































Отвечают на вопрос


Заполняют листы самооценки

Познавательные УУД:

- систематизируют изученный материал;

- применяют знания в новой ситуации,

Коммуникативные УУД:

-формировать умение адекватно оценивать работу других учеников

Регулятивные УУД:

- выбирать действия по достижению цели;

-определять границу «знания-незнания»

Оценка результативности и деятельности на уроке


IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению-2 мин

-сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

- побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей.


Прочитать (по выбору) рассказы из цикла и написать эссе «Гражданская война — это...».


Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД:

- владеть приемами отбора и систематизации материала;

- работать с разными по уровню заданиями

Коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения

-строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД:

- ставить цель деятельности, совершенствовать умения анализировать процесс и результаты своей деятельности;

-выбирать действия по достижению цели

Самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений