План – конспект урока изобразительного искусства.
Класс: 7
Дата: 15.05.2016г.
Тема: Цветы весны. Сирень.
(Рисование букета цветов по памяти и представлению с использованием
нетрадиционной техники рисования)
Цели: продолжить работу по воспитанию бережного отношения к окружающей природе; развитие творческих способностей у учащихся с помощью нетрадиционной техники рисования и через восприятие произведений великих русских художников; научить детей рисовать мятой бумагой.
Оборудование: слайд – презентация репродукций картин П. Кончаловского «Сирень …», изображение сирени и других цветов, бумага, кисти (средняя малярная, художественные), гуашь (красная, синяя, желтая, зеленая, белая), баночка с водой и комочки мятой бумаги разной величины.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Разминка. Чтение стихов учащимися.
1). Рыжие макушки,
Белые рубашки.
По лесной опушке
Разбрелись ромашки.
2). Солнце улыбается светло,
Дотемна сияет неустанно.
Наливая в чашечку тюльпана
Золотое вешнее тепло.
3). Свернутыми с вечера были все бутоны,
А с утра от тяжести согнуты кусты:
Вспыхнули кудрявые, пышные пионы-
Розовые, белые, красные кусты.
4).У фиалки нежный аромат, и над лесом, может быть, от этого
Нежный фиолетовый закат,
Ароматный воздух фиолетовый.
- Что объединяет все эти стихи?
- Они все о весенних цветах.
III. Введение в тему урока.
С древнейших времен цветы служили темой в изобразительном искусстве по многим причинам. Огромное разнообразие флоры позволяло найти в качестве символа тот цветок, который символизировал бы некое абстрактное качество. Так, лилия была эмблемой французских королей, фиалка – девизом Наполеона; василек – эмблемой германского владычества, а сирень олицетворяла русские старинные дворянские усадьбы.
- Может кто-то уже догадался о том, что мы будем сегодня рисовать?
- Какой цветок по данным объяснениям ближе к русскому народу?
- «СИРЕНЬ». (Запись темы урока на доске).
- Назовите мне жанр, к которому относятся картины, где главными героями являются цветы?
- Натюрморт.
В работах художников звучат ликующие краски природы.
Картина Петра Кончаловского «Сирень». По мнению искусствоведов, сирень – это, по – видимому, любимый цветок художника, так как он не единожды возвращается к его изображению и с любовью, великолепной цветовой гармонией передает его красоту. Натюрморт Кончаловского колоритен, он выражает оптимизм, жизнелюбие. Такое ощущение создает прежде всего феерия белых, лиловых, зеленых, красных пятен листьев и цветов. Значит, это не просто, натюрморт, это картина, повествующая о желании принести людям радость.
IV. Актуализация знаний.
Сегодня вам предлагается выполнить букет сирени в нетрадиционной технике «рисование мятой бумагой». Пусть эти рисунки будут отличными подарками вашим близким. Рисовать мы будем все вместе. Мы должны постараться передать в своих картинах весеннее настроение., свежесть, легкость.
Практическая работа.
Приготовили все материалы для рисования.
Этапы рисования:
Лист бумаги покрывают белой краской при помощи большой кисти.
Добавляем сверху желтую краску (местами) и растираем ее с фоном.
Берем синий цвет и так же местами растираем с фоном. Можно добавить немного воды, чтобы краска ложилась ровнее.
Смешиваем белый и синий цвет и рисуем вазу. Чистой кистью размоем контур вазы.
В синюю краску добавим немного красного цвета (для отсвечивания вазы) и обводим тонкие контуры вазы, показываем воду.
Смешиваем зеленый, белый и синий цвет. Прорисуем легонько веточки сирени. Добавим больше зеленого и прорисуем несколько веточек сильнее. Большой кистью растушуем немного веточки, которые стоят в воде.
Смешать синий и красный цвет.
Мнем бумагу в шарик.
Макаем в краску и делаем отпечатки по контуру букета
Делаем маленький комочек и отпечатками рисуем более четкую форму цветов сирени, заходя немного на силуэт вазы.
Делаем цвет светлее и ставим отпечатки маленьким комочком.
Добавим еще больше белого цвета и сделаем поверх букета светлые отпечатки.
Берем тонкую кисть и зеленый цвет. Прорисовываем листики сирени.
В зеленый цвет добавить темно-желтый и оттенить листики с одной стороны.
В сиреневый цвет добавить белил. Мазочками кисти обозначаем самые светлые участки в цветах.(верхние части гроздьев веточки).
В цвет листьев добавим белил и обозначим кистью прожилки на листочках.
Смешать синий, белый, красный цвет и тонкой линией обозначим тень от вазы снизу. Большой кистью размоем.
Белой краской нанесем блики на вазу, цветы, на листиках.
Все готово!!!
VI. Подведение итогов урока.
Экспресс – выставка работ учащихся на доске.
Смотря на ваши работы, хочется думать, что этот урок не прошел для вас незамеченным, и что он останется яркой вспышкой на темном небе. Вы сделали еще один шаг к познанию неисчерпаемого мира искусства, очередной раз убедились в том, что рисовать можно по-разному и всем, чем только пожелаем. Главное, чтобы желание творить не проходило. Создавайте новые шедевры!!!