ИЗО
5 класс
Урок № 23
16.02. 2022г.
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Цель урока: Знакомство с геральдической символикой на примере гербов и эмблем.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование основ художественной культуры.
Предметные:
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Метапредметные:
Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ресурсы:
Презентация, компьютер, альбом, краски, кисти.
Ход урока.
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята! Я рада видеть Вас. А какое настроение у Вас?
Слайд 1
А теперь давайте поделимся хорошим настроением, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот теперь у нас у всех хорошее настроение.
2.Актуализация знаний
На экране вы видите государственные символы РФ.
Но здесь нет одного очень важного. Какого?
Дети отвечают: ГЕРБА
Слайд 2
Прочитайте, пожалуйста, стихотворение, а затем рассмотрите герб Российской Федерации.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад - на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он - России дух свободный.
(В. Степанов)
Как вы думаете, что символизирует герб нашей страны?
Ребята, более точный ответ на вопрос вы получите в конце урока, а поможет нам тема нашего урока. Как вы думаете, какова она? (Формулировка темы урока учащимися)
Слайд 3
Перед вами тема урока «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
3.Постановка цели урока
Слайд 4 (Историческая справка)
Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. По-разному доходит до нас память о рыцарях. В русском языке понятие о человеке благородном, самоотверженном, военном аристократе – закреплено в слове кавалер. (Галантный мужчина, защитник женщин, слабых)
---Кого бы вы могли назвать кавалером?
Ребята, а вы знаете, что обозначает слово герб?
Слайд 5
Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство».
Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица.
Слайд 6
Геральдика – искусство составления гербов.
Герольды (в переводе с немецкого языка – глашатаи), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы
Слайд 7
В России герольдмейстерскую контору учредил Пётр 1. Перед ней стояла задача составлять дворянские родословные и создавать государственные, личные и областные гербы по западноевропейскому образцу. При составлении гербов городов учитывалось многое: почему построен город, какие звери и птицы водятся в данной местности, в каком месте он расположен, на какой реке, а также, что особенное и необыкновенное есть в этой местности.
Слайд 8
4.Объяснение нового материала.
Основные части герба. Основой герба является щит – как поле для изображения эмблемы. Самую важную часть герба поддерживают щитодержатели, это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах.
Верхнюю часть герба венчает корона, а также шлем. Справа и слева причудливые завитки – намёт. В нижней части герб украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности его владельца. Иногда герб дополняет изображение мантии, которая делает его ещё более декоративным и торжественным.
Слайд 9
В геральдике встречаются гербы самых разных форм.
Зачитайте, пожалуйста…
Итальянский, Исландский, Немецкий, Варяжский, Французский. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит. Этот щит давно применяется как основной. В основе всех гербов лежат три геометрические фигуры: ромб, квадрат и круг.
Слайд 10
В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждая из которых называется полем. Поле щита может быть однотонное – простое, или разделенное – сложное. Фигуры, которые делят щит на части, называются геральдическими
Рассмотрите на слайде варианты полей:… Давайте их зачитаем.
Дети зачитывают
Слайд 11
Разнообразные короны, шлемы
Слайд 12
Щитодержатели. Люди издавна понимали свою связь с окружающим миром. Они не отделяли себя от природы, наооборот подмечали сходство с растениями, животными. Один – похож на барсука, другой с виду на мышонка, а душа у него львиная, смелая. А этот, точно медведь, и повадки и походка. Такие звери, которых люди считали своим родственником назывались тотемами, а позже изображались на родовых гербах в виде фигур и щитодержателей.
Особое значение в геральдике имеет цвет. Прочитайте. Каково символическое значение цвета?
Слайд 13
Символика цвета в геральдике
В геральдике используются 5 цветов и 2 металла:
-
Красный- символ мужества, смелости и любви;
-
Черный - мудрость и печаль;
-
Зеленый- символ изобилия и надежды и свободы;
-
Голубой - символ красоты и величия;
-
Пурпурный (оттенок красного с синим)- могущество, достоинство;
-
Белый (серебро)- символ чистоты, благородства;
-
Желтый (золотой)- символ богатства, силы, справедливости.
Учитель
Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями.
Герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна быть яркой и контрастной.
---Как вы думаете, может ли поле щита быть чёрным? Почему?
---Может ли в гербе оказаться синяя роза?
---А белая ворона?
Слайд 14
Кроме того, в гербах использовались изображения животных. В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера, каждое условное обозначение имеет свое значение: Все эти фигуры называются негеральдическими.
Познакомьтесь с ними, прочитайте:
-
Лев - мужество и благородство;
-
Дуб, медведь - крепость, сила;
-
Факел, раскрытая книга - знание;
-
Пчела - трудолюбие;
-
Лавр - слава;
-
Крылатый змей - зло;
-
Змея - ум, изворотливость;
-
Дракон - могущество;
-
Собака – преданность;…
Слайд 15
Многие гербы украшает лента с девизом.
Как вы думаете, для чего писались девизы?
Девиз - это выражение, отражающее принципы рыцаря. Жизненную позицию
Посмотрите, сколько интересных девизов здесь представлено:
-
«Храбрость и справедливость»,
-
«Со щитом или на щите»,
-
«Доброе имя - выше всего»;
-
«Любовь и долг»;
-
«Без страха и упрёка».
В какой части герба вы поместите свой девиз?
5.Закрепление новых знаний.
Слайд 16
А теперь вернемся к гербу Российской Федерации. Опираясь на знания по геральдической и негеральдической символике, объясним значение нашего герба
Герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, помещенного на красном геральдическом щите. Орёл – символ власти, господства и государственной прозорливости.
Орел увенчан тремя историческими коронами Петра Великого, (двумя мелкими коронами и – над ними – одной большой короной, объединенной лентой). В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Всадник - это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство РФ и независимость её от других государств.
Слайд 17
А теперь посмотрите на старинный герб рода Пушкиных, что вы можете рассказать о нем?
Состоит он из нескольких элементов. Каждый из них обладает своим смыслом. По его красоте и богатству становиться очевидным, что семья занимала высокий статус в обществе. Основную часть составляет щит, разделенный горизонтальной полосой. На его вершине располагается княжеская шапка из бархата алого цвета, лежащая на пурпурной подушке. Все это помещено на фон горностаевого поля. Нижняя часть щита разделена на две половины. В правой стороне на голубом поле изображена рука в латах из серебра. Она держит обращенный острием вверх меч. В левой стороне, которая отделана золотом, размещен орел, который до половины распростер свои крылья. В когтях птица держит меч и державу. Над щитом изображен дворянский шлем с тремя страусиными перьями. На шлеме - дворянская корона. Вокруг шлема находится намет, состоящий из голубых и золотых листьев, переплетенных между собой. Местами листья и завитки дополнены серебром.
---Давайте подведём итоги нашего исследования гербов
---Как может человек выбрать или создать себе герб?
Слайд 18
Посмотрите ответы и зачитайте те, которые можете подтвердить:
-
По месту, где он живёт или хотел бы жить.
-
По его профессии или группе людей, с которыми он объединён.
-
По своей фамилии.
-
По роду, к которому принадлежит.
-
По случаю из его жизни, сделавшему его интересным, особенным.
-
По его любимому занятию.
-
По человеку, которого он любит.
-
По его вере.
-
По свойствам его характера.
-
По тому, как к нему относятся другие люди.
На сегодняшний день у каждого государства есть свой герб. Герб есть почти у каждого города. Он рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их
составления.
А сейчас поговорим об эмблемах.
Слайд 20
Эмблема – это условное символическое изображение каких- либо понятий, идей. В Древней Греции термин «эмблема» — «вставленная часть» означал накладное украшение, аксессуар. А уже в Древнем Риме «Emblema» становится знаком различия, указывая на принадлежность к определенному классу, разряду, легиону. Но смысл её иносказания условен и не подлежит толкованиям. Эмблемы должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать.
Слайд 21
Рассмотрите несколько эмблем и скажите, чем они отличаются от гербов?
6.Практическая работа
Физкультминутка.
Сейчас мы будем выполнять творческое задание по группам.
Задание: Создать эскиз собственного герба или эмблемы. При выполнении работы используйте новые знания о гербах: продумайте форму щита, его деление, используйте язык символов.
Слайд 22
Задание на выбор: придумать и выполнить свой собственный герб, лучший представить к защите. Вообрази, что ты – зачинатель знатного рода. А зачинатель создаёт свой личный герб, передающийся по наследству
Подготовить рассказ об эмблеме нашей школы. Придумать и выполнить эмблемы для школьных кабинетов изобразительного искусства, технологии, спортивного зала.
Придумать и выполнить герб своей семьи, лучший представить к защите
Прежде чем начать работать, определите, кто из группы возьмет на себя функцию ответственного за выполнение задания, кто будет представлять результаты, кто следит за временем. При ответе озвучьте, как были распределены роли и представьте результат работы.
Выставка и защита работ.
7. Рефлексия.
Ребята, а теперь, кто хочет, поделитесь впечатлениями от урока.