Предметные: овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика); наблюдать и анализировать природные пространственные формы; придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая птиц, на основе свойств и возможностей художественных материалов | Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; осуществлять анализ объектов с целью выделения существенных признаков; вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения; работать в группе | Личностные: понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; |
Тает снег, сосульки плачут, Ручейки бегут, звеня, Ветер теплый - это значит Что уже пришла…(весна) Подумать, а почему это всё происходит весной? Подвести к тому, что солнце яркое, светит, пригревает. (слайд 3) А в народе говорили так: Когда солнышко пригреет, Тогда и вода разольется, Тогда и лес зазеленеет, Тогда и птицы прилетают! (слайд 3)
| Слушают загадку, отгадывают её. Высказывают свое мнение при ответе на вопрос, что солнце поднимается выше, светит ярче, больше пригревает. Называют известных им перелетных птиц (жаворонок, ласточка, кукушка, утка, соловей и т.д.) Участвуют в определении учебной задачи урока |
Это особое время было и для наших предков. Оно имело огромное значение. Весна – это время пробуждения всего живого, это начало нового трудового года. И начинать его нужно было правильно. Считалось, что весна прилетает к нам на крыльях птиц, что возвращаются к нам из теплых стран. И поэтому птиц ждали с нетерпением, к их прилету готовились и даже зазывали их. (слайд 5) Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали это, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году. Главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны: Жаворонки, прилетите! Студену зиму прогоните! Теплу весну принесите! Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела! Посмотрите и послушайте, как это было. (слайд 6) (слайд 7) Каргатуй - во время проведения праздника женщины и молодёжь собирались на поляне или на возвышенном месте, приносили с собой угощения. Окружающие деревья и кустарники украшали в зависимости от района проведения праздника цветными лентами, платками, серебряными браслетами, бусами, кольцами, цветами, яркими шалями. Для угощения готовили ритуальную кашу из ячменя, пшена или пшеницы, символизирующую плодородие. После окончания трапезы проводился ритуал угощения птиц: на пнях, камнях, деревьях раскладывалась каша. Мальчики забирались на деревья и громко кричали, имитируя карканье ворон и других птичьих голосов. На празднике Каргатуй устраивались и состязания. (слайд 8) Так же образ птицы нашел свое отражение и в народном творчестве. Умелые мастера изготавливали ковши в виде птицы, расписывали посуду, зимними вечерами девушки вышивали птиц на полотенцах и рубашках, расписывали мебель и шкатулки. Мастера по резьбе вырезали из дерева птиц и украшали свое жилище. Детям лепили из глины игрушки в виде птиц и расписывали их. Даже пекари не упускали возможности в своей работе использовать образ птицы весной. | Актуализируют необходимые знания, обобщают известные сведения о весне, о народных праздниках. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в беседе. |
Физкультминутка Перелетные птицы Птички прыгают, летают (Дети прыгают) Крошки птички собирают («клюют») Пёрышки почистили, Клювики почистили (изображают) Птички летают, поют (машут руками) Зёрнышки клюют (наклоняются) Дальше полетели И на место сели («улетают», садятся) |
А вы хотите смастерить какую – либо птичку и тем самым позвать перелетных птиц? Тогда сегодня мы смастерим вот таких фантастических птиц. Задает вопрос, подводит к делению на группы: Ребята, а как летают птицы? Предлагает вспомнить правила работы в группе. Подготовка материала для работы Что вы подготовили сегодня к уроку? (вопросом подвести к тому, что у всех одинаковые заготовки - квадраты цветной бумаги) А что такое техника безопасности? Обращает внимание на то, что из одинаковой заготовки нужно выполнить разных птиц. Каждая группа получает свою птичку и план работы. | Высказывают свое мнение при ответе на вопрос (птицы летают стаями). Делятся на группы (стаи). Называют правила работы в группе (умение выслушивать мнение одноклассников, сотрудничество, взаимопомощь) Демонстрируют приготовленные заготовки. - знакомятся с планом работы; - обсуждают этапы выполнения, высказывают предположения по выполнению работы; - выполняют работу по плану. |
- Какое открытие сделал каждый из вас сегодня на уроке? - Какое задание показалось трудным, интересным? - Какое правило работы в группе было выполнить трудно? Почему? | Жаворонки прилетите к нам, Красное солнышко принесите нам, А зимушку унесите от нас. |