2.Проверка домашнего задания. | Из рисунков учащихся организуется выставка. – Посмотрите, какая Мартышка получилась у вас. Нравится она вам? Почему? – Легко ли было изобразить отрицательные черты Мартышки? – Так же непросто и не сразу удавалось И. А. Крылову подбирать наиболее точные определения, такие, которые впоследствии становились пословицами и поговорками. – Какую пословицу вы нашли в басне «Зеркало и Обезьяна»? – Но Иван Андреевич был очень трудолюбивым человеком; например, к одной из своих басен «Кукушка и Петух», в которой всего 21 строка, он сделал около 200 строк черновых набросков. Басни Крылов писал для того, чтобы коротко и доходчиво сказать людям, что хорошо, а что дурно... – А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»? Послушаем басню еще раз. Учащиеся читают басню по ролям. | Отвечают на вопросы. Рассуждают. |
3. Проверка изученного материала. | ТЕСТ Выберите правильный ответ 1. БАСНЯ – это: 2. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ: высмеять пороки людей научить правильному поведению показать пример для подражания 3. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ: прямое значение иносказательное значении 4. В БАСНЕ: есть вывод – мораль вывода нет, каждый придумывает его сам. вывод не нужен. 5. В чём успех басен И.А.Крылова? Они высмеивают не людей, а животных. Они через животных высмеивают не людей, а их пороки. Они высмеивают только богатых людей. 6. Мораль басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» такова: «…Не любит узнавать никто себя в сатире» «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа» «Приобретая вещь, проверь сначала, подходит ли она тебе» | Работают с тестом. Анализируют. Вспоминают термины, выводы. Выбирают правильный ответ. ВЗАИМОПРОВЕРКА И ВЗАИМООЦЕНКА |
Речевая разминка (на экране) 4. Формулирование темы урока, постановка цели. | Осип орёт, Архип не отстаёт. Кто кого переорёт? Осип охрип. Архип осип. - Прочитайте медленно. Что это? (скороговорка) - Прочитайте орфографически (как пишем). - Прочитайте орфоэпически (как произносим) - Прочитайте медленно, затем с ускорением. Что высмеивает народ этой скороговоркой ?(неумение слушать друг друга) Чтобы название ещё одной басни Крылова узнать, по вариантам ребусы надо отгадать - Зачем нам изучать басню «Ворона и лисица? Чему мы должны сегодня научиться на уроке? Сегодня мы услышим басню в исполнении замечательного народного артиста СССР Игоря Владимировича Ильинского. - Понравилась ли вам басня? О ком она? | Читают хором . Работают в парах.. Отгадывают ребусы. Произносят разгаданные слова. Формулируют тему урока. Ставят цели урока. Дети слушают басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица», текст которой читает И.В.Ильинский. Дети отвечают на поставленные вопросы. |
Словарная работа | Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. Пленил – заворожил. Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу. Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища. | Прочитывают слова , объясняют значение слов. |
6. Работа над текстом. Анализ произведения. | Работа по учебнику (стр.137- 138 ) – Из-за чего пострадала Ворона? – Жалко ли вам ее? – А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно? - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду) - Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека). – Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы). - Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….) . Опишите внешний вид вороны (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый). – Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет) – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!») – Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает) – А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок») – Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр) – Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам) – Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему? Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. – В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»). Прочитайте народные пословицы (слайд на экране) | Индивидуально читают басню. Работают с текстом Отвечают и внимательно слушают, как задания выполнены. Дети находят мораль басни и читают: «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок» Читают пословицы и соотносят их с моралью. |
Сравнение басни Крылова и басни Эзопа 8. Работа в группах. Составление и написание синквейна на главных героев басни. | Сравнение басни известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» в пересказе для детей Толстого – Послушайте и скажите, о чем она. Ворон и Лисица Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мясо, она подошла и говорит: «Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы тебе царем быть! И верно был бы ты царем, если бы у тебя голос был. Ворон разинул клюв и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит: «Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царем». - Чем отличается басня И.А. Крылова от прослушанной вами басни Эзопа? РАБОТА В ГРУППАХ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА Лист А4 вы возьмите, на героя посмотрите и все *синквейн* составьте (основные черты характера героя – какой он?) запишите В конце представляют свой синквейн на героинь басни. | Работают над поставленной задачей. * Синквейн (французское слово - «пять») – это не обычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами Классу представляют свою работу. |
Самооценка. Рефлексия. | Сейчас каждый из вас подумает о своей и роли одноклассников на уроке и оценит работу на нашем солнышке (солнышко на доске) Покажите солнышку свой лучик. красный, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников жёлтый, если вы в чём-то не уверены оранжевый, если ничего не понравилось. - Продолжите одно из предложений Сегодня я для себя открыл(а), что… Для меня этот урок был … , потому что … | Отвечают на вопросы. Показывают один цвет лучика (красный, жёлтый или оранжевый), оценивая работу на уроке, магнитом прикрепляют лучики к солнцу на доске. Продолжают одно из предложений. Дарят свою улыбку всем! |