СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме "Оксиды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

"ОКСИДЫ" - Урок узучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний

 

Цель урока: формирование представлений об осидах, их номенклатуре

Просмотр содержимого документа
«Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний по теме "Оксиды"»

Тема урока: Оксиды.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цель урока: Формирование представлений об оксидах, их номенклатуре.

Задачи:

- Научить выделять общие признаки класса оксиды, составлять формулы оксидов и давать им названия.

- Продолжить формирование естественно-научного мышления, развитие коммуникативных умений через работу в парах, привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.

Планируемые результаты:

1) Личностные:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

2) Метапредметные:

- познавательные:

Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классификация объектов по предложенным критериям

- информационно-коммуникативные:

Умение формулировать определение, подбирать аргументы.

- регулятивные:

Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Соотносить учебные действия с известными правилами.

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Оценка своих учебных достижений.


3) Предметные умения:

Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

Оборудование:

Ресурсы – мультимедийный проектор, презентация «Оксиды. Состав. Классификация», пробирки, штативы, ПСХЭ Д.И. Менделеева, карточки, учебник;

Образцы оксидов:

Оксид железа (III) Fe2O3

Оксид водорода H2O

Оксид кальция СаО

Оксид алюминия Al2O3

Оксид кремния SiO2


Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день! Я рада нашей встрече, и пусть за окном не солнечный день, но в нашем классе тепло и уютно и это нам поможет работать плодотворно и эффективно.

2. Изучение нового материала.

Наверное, сложно переоценить значение веществ, о которых мы будем сегодня говорить. Там, где нет их, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий минерал. (Осматривают образцы )

А что это за вещества, вы ответите, разгадав загадки: (Презентация)

Слайд 1. Итак, 1-я загадка.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Какова формула воды?

Запишите её на доске. (Н2О) (Презентация детей)

Слайд 2 2-я загадка.

В минеральной воде я бурлю,
В топочном газе летаю,
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю

Назовите его формулу.

Запишите её на доске (СО2). (Презентация детей)

Слайд 3 3-я загадка.

Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело?

Назовите его формулу.

Запишите её на доске (СаО) (Презентация детей)

На предыдущих уроках вы научились определять степень окисления элементов по формуле и составлять формулы по степеням окисления. Вспомните эти действия, выполните карточка №1 у доски.

Слайд 4 1.Определите степень окисления по формуле:

Al2O3 Ag2O FeO SO2

2.Составьте формулы веществ по степеням окисления: CuO SiO ZnO PO.

Посмотрите на формулы.

Как вы считаете, что же общего между ними?

(Дети говорят о схожести состава молекул.)

Верно. Они состоят из двух элементов.

И у всех у них в состав молекулы входит кислород.

Так, о чём же мы будем сегодня говорить?

Какова тема нашего разговора?

(Об оксидах.)

Вы правильно определили тему нашего разговора.

Я хочу её немного конкретизировать.

Слайд 5Смотрим на следующий слайд, записываем тему урока в тетрадь.

Итак, Оксиды. Состав. Классификация.

Внимательно смотрим.

О чём мы сегодня узнаем?

Слайд 6Что такое оксиды?

Состав оксидов. Из чего они состоят?

А что значит классификация?

Какими же способами мы достигнем нашей цели.

Может, вы предложите путь, по которому будем двигаться?

Что мы можем использовать при этом? (Работа с ПСХЭ Д.И. Менделеева, с учебником.)

Хорошо, что есть такие пути.

Наш верный помощник — учебник, ПСХЭ Д.И. Менделеева, вы сами и немного помогу вам я.

Слайд 7 А ещё нам помогут вот эти формулы. (Внимание на слайд)

Это простые или сложные вещества? (Сложные).

А сколько элементов входит в состав данных соединений?(два)

А какой элемент в этих соединениях повторяется? (кислород)

Попробуем сформулировать вместе определение, что же такое оксиды?

Слайд 8Оксиды — это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород.

Молодцы!

Давая определения, мы с вами, что уточнили — состав.

Слайд 9 Так из чего же складывается название оксида?

Название оксида = оксид + название элемента в Р.п.

А сейчас давайте дадим название нашим оксидам.

CaO– Оксид кальция

Fe2O3– Оксид железа (III)

Na2O– Оксид натрия

CO2 – Оксид углерода(IV)

Посмотрите на наши формулы, общее мы увидели — это наличие кислорода.

Чем же отличаются химические элементы друг от друга, входящие в состав наших оксидов?

(Если обратить внимание на состав у первых трёх — на первом месте стоят металлы, а у четвёртого –неметалл.)

Слайд 10 (также имеют разное агрегатное состояние: оксиды неметаллов- твердые, жидкие, газообразные; оксиды металлов – твёрдые.)

Слайд 11 Сейчас, я предлагаю вам обратиться к слайду на какие оксиды они делятся? На основные, амфотерные и кислотные.

Это не что иное как классификация.

И нам осталось только дать им определение .

Итак, если оксид основный, то он образован атомами металлов с валентностью, равной I или II.

А если оксид кислотный, то он образован атомами неметаллов, и атомами металлов с валентностью выше IV.

Но как и в русском языке есть исключение из правил, так и у нас в химии есть такие исключения. Это амфотерные оксиды. Они образованы атомами металлов с валентностью, равной III или IV. Итак, оксиды классифицируются на основные, кислотные и амфотерные.

Давайте выполним следующее задание.

3. Закрепление нового материала.

Слайд 13 У вас на столах лежат карточки.

Закрепление

Формулы оксидов: Na2O, SO3, N2O5, MnO2, FeO, Fe2O3.

1.Классифицируйте выписав их формулы

2. Определите степень окисления

3. Назовите оксиды

Основные оксиды

кислотные оксиды

Амфотерные оксиды






Слайд14 Тест «Улыбка»

1.В каком варианте ответов формула оксида составлена неверно: А)РО3; Б)SO3; В)Al2O3

2.Выберите запись,соответствующую степеням окисления азота и кислорода, в соединении формула которой NO2:

А)-4,+2; Б)+4,+2; В)+2,-1.

3.Выберите формулу оксида марганца (IV):

А)MnO; Б)Mn2O7; В)MnO2.

4.Выберите формулу оксида металла:

А)N2O5; Б)ВаО; В)SO3.

5.Какое из приведенных ниже названий соответствует формуле СО2: А)оксид углерода(IV); Б)карбид кислорода; В)оксид углерода(II).

Подведение итогов. Озвучьте с места. Проверяем.






4. Рефлексия.

Слайд 17 Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы все вместе узнали что-то новое и всё же каждый для себя совершил какое- то открытие. Поделитесь этим открытием, закончите предложение:

Задание 1(самоанализ)

Закончите предложение: Мне нужно знать, что такое оксиды, потому что…


Задание 2 (самооценка)

Я могу составить формулу оксида (да/нет/не знаю)

Я могу дать ему название (да/нет/не знаю)


Запишите продолжение этого предложения в тетрадях. Итак, озвучьте свои записи.

Позвольте и мне продолжить эту фразу.

Сегодня на уроке мне удалось пообщаться с замечательными молодыми людьми, которые станут украшением нашего общества.

Так как, урок необычный, я разрешаю вам поставить каждому из вас себе оценку. Оцените себя.

Задание на дом. П.18. упр.1.



Спасибо за урок.





























КАРТОЧКА №1





Определите степень окисления по формуле:

Al2O3

Составьте формулу веществ по степеням окисления:

Si+4O

Определите степень окисления по формуле:

SO2

Составьте формулы веществ по степеням окисления: Cu+2O

Определите степень окисления по формуле:

N2O

Составьте формулу веществ по степеням окисления: ZnO

Определите степень окисления по формуле:

FeO

Составьте формулу веществ по степеням окисления: P+5O








9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!