Учитель: Салимова А.А.
Тема урока «Ось симметрии» Цель: создание условий для формирования понятия «симметрия», умений определять и моделировать симметричные фигуры |
Целеполагание для ученика: Узнать, что такое симметрия. Извлечь информацию об осевой симметрии. Наблюдать за симметричными фигурами в окружающем нас мире. Научиться строить и находить ось симметрии фигуры. | Целеполагание для учителя (управленческие задачи) Предметные: закрепить навыки распознавания, построения прямоугольника и квадрата, нахождение их периметров, научить учащихся находить на рисунках фигуры, имеющие ось симметрии, и в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии. Личностные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, Метапредметные: развивать познавательный интерес к математике, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности. |
Планируемый результат: | Личностные: осознание симметричности предметов в пространстве. Познавательные: осмысление понятия «симметрия» на предметно-конкретном уровне. Коммуникативные: выполнение осознанных речевых действий с использованием математических терминов, работать в парах. |
Опорные понятия, термины: периметр, треугольник, прямоугольник, квадрат, многоугольник | Новые понятия, термины: симметрия, ось симметрии |
Образовательные ресурсы: учебники, мультимедийная презентация, раздаточный материал, магниты |
Этап урока | Содержание материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Огр.момент (2 мин) | Приветствие Эпиграф урока «Математика владеет не только истиной, но и красотой…». Здравствуйте ребята. Рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Садитесь. У вас на столе лежат геометрические фигуры. Скажите, пожалуйста, все ли они являются многоугольниками? Правильно Сердце – это не многоугольник, это частичка моего сердца, я дарю его вам! Что бы наш урок прошел спокойно, плодотворно, интересно!!! У каждого из вас имеется дневник ученика, в котором вы сегодня будете выставлять себе оценки. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку слайд 1) Учитель объясняет дневник ученика. | Приветствуют учителя проверяют свою готовность к уроку Отвечают на вопрос. (Сердце) Ученики рассматривают дневник |
2. Повторение (3 минуты) | 1)Вы сказали, что сердце – это не многоугольник. Так какая фигура называется многоугольником? 2)На прошлом уроке мы говорили о прямоугольнике и квадрате. Давайте вспомним, какую фигуру называют прямоугольником, а какую – квадратом? 3)Найдите периметр и площадь прямоугольника и квадрата. После выполнения в тетрадях: необходимо выйти к доске и написать решение для самопроверки | Направляет учащихся на правильный ответ. Вызывает двух учеников, записать решение. И спрашивает «Все согласны?» | Предлагают свои ответ Ученики поднимают руки, кого вызвал учитель выходит к доске и пишет решение, остальные проверяют и в дневнике ученика выставляют за правильное решение |
3. Актуализация знаний. постановка целей урока (4 мин) | А сейчас предлагаю вам решить примеры и сопоставить с буквами. Какое слово сочетание получили? ОСЬ СИММЕТРИИ Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какая цель урока? Какие задачи мы ставим себе на урок? | Активизировать мыслительные операции, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе Задает вопросы. К более точной формулировке темы мы придём, выполнив некоторые задания. | -актуализируют знания прошлых уроков -работают над примерами Отвечают на вопросы учителя. Ученики не могут точно сформулировать тему |
4. Постановка темы урока (1 минута) | Предлагается вывести тему урок, исходя из полученных знаний. Тема урока: Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. | Предлагает, опираясь на полученные знания, вывести тему урока | Выводят тему урока Открывают тетради, записывают число и тему урока. |
5. «Открыти» нового знания (10 мин) | «Симметрия есть идея, с помощью которой человек пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство» немецкий математик Г.Вейль | Учитель цитирует слова великого математика | Учащиеся осмысливают сказанное |
| Эксперимент (работа в группе). При работе в командах экран выключается Помощник раздает конверты, в конвертах заготовки: 1) в конверте лист бумаги с фигурой, ножницы. *перегиб листа, вырезание нарисованной на одной стороне фигуры елки; *разглаживание линии сгиба и демонстрация всем, что получилось *как расположились фигуры относительно линии сгиба (симметрично) *как называется линия перегиба (линия симметрии) 2) Определение. Существует прямая, проходящая, через середины противоположных сторон прямоугольника. Такая прямая называется осью симметрии фигуры. Если свернуть фигуру пополам и она совпадет при наложении, такая прямая называется осью симметрии фигуры. У вас на столе многоугольники, начертите оси симметрии у квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника, ромба, пятиугольника. *сколько осей симметрии у прямоугольника? 2 *сколько осей симметрии у квадрата? 4 *сколько осей симметрии у равностороннего треугольник? 3 *сколько осей симметрии у ромба? 2 *сколько осей симметрии у пятиугольника? 5 | Построить процесс осознанного представления об осевой симметрии | Работают по группам. Каждая группа выполняет свое задание. После выполнения, один ученик выходит к доске, и рассказывает результат эксперимента и объясняет. После ответов каждый выставляет баллы в дневник ученика. |
6.физминутка (1 минута) | Встали, мысленно головой чертим геометрические фигуры. | Учитель выполняет вместе с учащимися | Выполняют физминутку |
7.закрепление полученных знаний (8 минут) | Где же можно встретить симметрию относительно оси. В природе В архитектуре В искусстве В технике В быту В русском языке | Показывает на слайде. | Слушают |
8.обобщение темы | Предлагаем учащимся начертить оси симметрии в буквах своего имени. | | выполнение задания, основнного на ранее изученном |
9.Домашнее задание (1 минута) | 1) § 15, №373, 382; 2) Начертить симметричную фигуру по клеточкам. 3) Найти по 5 русских симметричных слов. | Поясняет д.з. | Слушают, записывают |
10.Итоги урока (2 минуты) | Что сегодня нового вы узнали? Достигли мы поставленной цели? Выставление оценок. | Задает вопросы, корректирует ответы Собирает дневники | Отвечают на вопросы Выставляют оценки, передают дневники учителю |
11. Рефлексия (3 минуты) | Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило… Мне захотелось… | организую беседу, связывая результаты урока с его целями | - формулируют конечный результат своей работы на уроке; -подсчитывают количество полученных баллов, оценивают себя; - озвучивают, что нового узнали сегодня, чему научились; |