Урок русского языка в 6 классе
Тема: Соединительные гласные о – е в сложных словах
Цель:
Повторить основные способы образования слов;
Познакомить со способом образования слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных;
Научить выбирать соединительные гласные о – е в сложных словах;
Воспитать интерес к слову, показать изобразительные возможности словообразования.
Ход урока
Повторение: Дайте связный ответ на вопрос «Какие основные способы образования слов в русском языке вы знаете?»
- На партах у вас лежат карточки, на доске написаны слова, распределите слова по столбикам, работаем в парах.
Карточка «Основные способы образования слов»
приставочный | суффиксальный | Приставочно - суффиксальный | бессуффиксный | Сложение основ |
Под-ыграть | Утр-енн-ий | На-хлеб-ник | Сушь | Драмкружок |
При-ходить | Гитар-ист | По-дар-ок | Синь | Кресло – качалка |
С-делать | Цвет-ник | Под-снеж-ник | пила | Автовокзал |
- Давайте проверим ,что у вас получилось, у кого есть вопросы,
- Скажите, пожалуйста, зачем я подчеркнула в некоторых словах? (Орфограммы)
- Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место, то на что надо обратить внимание)
- Кто мне расскажет какие орфограммы выделены? (правописание приставок пре- и при-; приставка с-; буквы и –ы после приставок, мягкий знак, непроверяемая согласная в корне слова)
Постановка цели урока: работа с таблицей
- внимательно рассмотрите таблицу. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт на уроке речь? Как бы вы сформулировали проблему, над которой мы будем работать? Определите цель сегодняшнего урока.
хлебОроб | пулЕмёт | кашЕвар |
атомОход | овощЕхранилище | птицЕлов |
вертОлёт | | свежЕмороженое |
Запись в тетради, число и темы
Объяснение новой темы
- В чём особенность слов, включённых в таблицу? (имеют два корня)
- С помощью каких гласных они соединяются? (о, е)
- Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной? (соединительная гласная О пишется после твёрдых согласных, после основы на мягкий согласный пишется соединительная гласная Е)
- Что вы можете сказать о словах, представленных в третьей колонке? Почему они стоят отдельно? (не подчиняются правилу согласные Ж, Ш, Ц после них всегда пишется соединительная гласная Е)
- Откройте свои учебники и прочитайте правило, стр. 119, правильно ли мы с вами сформулировали правило
Тренировочные упражнения
- упр. 215 по заданию в учебнике, по желанию у доски
- ребята, мы с вами продолжим словарный диктант, только слова вы должны записать сами. Запишите слово, которое является отгадкой загадки.
1. Заурчу, закричу, под небеса улечу (самолёт, вертолёт)
2. Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыли и сор (пылесос)
3. Чудо дворник перед нами, загребущими руками за минуту сгрёб преогромнейший сугроб (снегоочиститель).
4. Дышит дымом, дышит с жаром, а зовётся (самоваром)
Составьте с любыми двумя записанными сложными словами предложения.
Рефлексия
- Над каким способом образования слов мы сегодня с вами работали (образование слов с помощью соединительных гласных О-Е)
- от чего зависит выбор соединительной гласной? (от впереди стоящей согласной)
А теперь давайте проверим как вы усвоили правило? тест
Домашнее задание упр. 216, 217, по заданию в учебнике , оценки за урок