Тема урока “Как происходило объединение Франции” Цели: создать условия для изучения истории складывания централизованного государства и формирования сословно-представительной монархии во Франции, обеспечить усвоение ключевых понятий темы: централизованное государство, Генеральные Штаты, сословная монархия; развивать умения соотнесения, группировки понятий, навыки работы с картой, анализа учебного текста.
Тип урока - комбинированный (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий).
Оборудование урока: презентация к уроку, проектор
Ход урока
1. Организация начала занятия.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
Беседа по вопросам (проводится учителем).
Что такое крестовые походы? Какие события и условия в Европе сделали их неизбежными?
Кто и почему стал участником крестовых походов? Были ли у крестоносцев общие цели?
Какие крестовые походы были успешными? В чем их "секрет" их успеха"?
Что нового появилось в Европе в результате крестовых походов? Как изменился Восток после знакомства с крестоносцами?
Как вы думаете, как могла бы сложиться история, если бы крестовых походов не было? Почему?
3. Введение в новую тему.
“Сегодня на уроке мы начнем изучать новую большую тему, посвященную созданию в Европе централизованных государств. Наша тема называется "Как происходило объединение Франции". СЛАЙД 1
Что мы сегодня будем изучать на уроке?
На какие вопросы мы сегодня должны ответить?
Изучать историю объединения Франции мы будем с вами по плану:
СЛАЙД 2
Причины объединения Франции
Успехи в объединении страны
Филипп IV Красивый и конфликт с папой
Генеральные Штаты
4. Новая тема урока.
Ребята, мы с вами оставили Францию во времена феодальной раздробленности, когда власть короля была очень мала. К началу XIII века французские короли начинают процесс объединения страны, одновременно растет и королевская власть. Историки называют это время началом складывания централизованного государства.
Предположите, что такое централизованное государство. Давайте запишем это понятие в тетрадь. Как связаны между собой централизация и объединение страны?
СЛАЙД 3
1) Мы уже говорили с вами о том, что ни одно историческое событие не происходит без причины. Значит, во Франции в это время уже появились условия для объединения государства. Поработаем с учебником и выясним, какие же это были условия.
СЛАЙД 4
Воспользуйтесь текстом учебника на с. 150-151 и объясните, как связаны явления, указанные на схеме, с необходимостью объединения страны.
Итак, мы выяснили, что французы были заинтересованы в объединении страны. Давайте подумаем, какие слои населения получили бы от этого наибольшую выгоду. В этом нам помогут картинки на слайде.
СЛАЙД 5
Крестьяне, горожане, простые рыцари, духовенство... Кто же не хотел объединения страны и почему? Крупные феодалы - герцоги, графы и бароны, видели в этом угрозу для своей власти.
2) Несмотря на сопротивление крупных феодалов, первые успехи в объединении страны не заставили себя ждать.
СЛАЙД 6
Откроем карту на с. 154. Найдем на ней владения французского короля и владения французских феодалов. Что происходит на протяжении этого времени с королевскими землями? Правильно, их количество увеличивается. Подумаем, какими путями король мог добиться перехода под свою власть новых земель. Французские короли очень хорошо использовали эти способы.
Первые крупные успехи в объединении Франции связаны с именем короля Филиппа II Августа. В 1214 г. он в битве при Бувине отобрал у Англии практически все принадлежавшие ей французские земли. Для Англии это имело последствия, о которых мы будем говорить с вами на следующем уроке.
Новые успехи в объединении страны были связаны с именем Людовика IX Святого.
СЛАЙД 7
Далее учащиеся коллективно обсуждают заслуги Людовика IX и приходят к выводу о том, что власть Людовика уже была сильнее, чем власть любого из феодалов Франции.
3) Еще более королевская власть усилилась при Филиппе IV Красивом.
СЛАЙД 8
Этот король продолжил собирание французских земель, вел войны с Англией за Фландрию, и это вынуждало его расходовать много средств на армию. Деньги Филиппу IV нужны были всегда, и он постоянно искал новые источники доходов.
СЛАЙД 11
Рассказ учителя о конфликте Филиппа IV Красивого с папой Римским Бонифацием VIII и о победе короля. Вопрос к классу: известны ли вам подобные ситуации конфликта монарха и папы? Ребята вспоминают германского императора Генриха IV и папы Григория VII. Тогда конфликт закончился победой папы. В этот же раз победила светская власть. Почему? Что изменилось? Французский король в это время был уже намного сильнее папы, поэтому на долгое время главы католической церкви угодили в кабалу к Франции - началось Авиньонское пленение пап.
СЛАЙД 12
4) Чтобы получить одобрение жителей Франции в борьбе против папы, Филипп IV впервые во французской истории собрал Генеральные Штаты. В этом собрании представителей сословий принимали участие дворянство, духовенство и бюргерство. Главная цель этого собрания - утверждение налогов.
СЛАЙД 13
Так Франция стала сословной монархией - централизованным государством, в котором король правит, опираясь на собрание представителей сословий.
Как вы думаете, кто из жителей Франции получил наибольшую выгоду от создания Генеральных Штатов? Конечно, те, кто принимал участие в утверждении налогов.
СЛАЙД 14
Таким образом, в XIII - XIV вв. во Франции происходил процесс объединения и централизации страны. Этот процесс был связан с возрастанием королевской власти.
5. Закрепление знаний и способов действий. Игра "Снежный ком". Учащийся называет слово или понятие, связанное с темой, и бросает клубок следующему ученику. Задача этого ученика - повторить слово, добавив к нему свое.
6. Подведение итогов занятия: оценка результатов, выставление оценок за работу на уроке.
7. Домашнее задание: параграф 18 читать.
СЛАЙД 15
8. Рефлексия. Ребята, спасибо вам за урок. Пожалуйста, после окончания урока вложите в папку на первой парте карточку со смайликом, соответствующим вашему настроению на сегодняшнем уроке. До свидания!