СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Химическая организация клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в системе уроков о химическом строении клетки в разделе цителогия

Просмотр содержимого документа
«металлы в организме человека»

Инструктивная карта урока


Металлы в организме

(Психологическая страничка)

В средние века алхимики уверяли, что характер и поведение человека полностью зависят от содержания металлов в его организме. К примеру, если он носит темную одежду и постоянно пребывает в депрессии, у него избыток свинца, а если ненавидит красный и коричневый цвета – избыток железа.

Железо

Избыток железа превращает человека в агрессивное существо с жестоким, эгоистичным характером. Такие люди очень активны, постоянно чем-то заняты. Любят командовать, поэтому чаще всего становятся военными, спортивными инструкторами или бизнесменами.

Но таких «железных дровосеков» можно смягчить, если давать им меньше мяса.

Медь

Люди, в организме которых больше всего меди, мягки и покладисты. Они любят красивую жизнь и вкусную еду, предпочтение отдают сладостям. Они всегда готовы прийти на помощь, у них дружные семьи и много друзей. Чаще всего они становятся писателями, музыкантами или художниками.

Однако их часто обманывают и предают, пользуясь их слабостями. Поэтому, если в этом описании вы узнали себя, постарайтесь потреблять больше продуктов, содержащих железо, – так вы компенсируете мягкость меди.

Свинец

Чрезмерное содержание в организме свинца делает человека вялым и апатичным. Он всегда не в настроении, вечно находит повод для недовольства. Чаще всего такие люди оказываются в положении жертвы.

Из них получаются отменные подчиненные, ведь они не инициаторы, а предпочитают, скорее, подчиняться распоряжениям. Таким людям просто необходимо разбавлять свой свинец золотом, медью, оловом и серебром.

Олово

Олово – это тот металл, который в избытке содержится в организме мыслителей, философов и путешественников. У них – отменное чувство юмора, а их энтузиазм часто переходит в одержимость. Свинец сделает их более серьезными, а железо – крепкими.

Золото

Драгоценные металлы и в организме – драгоценность. Серебро, например, - металл чувствительных, эмоциональных людей, обладающих огромной интуицией, или ясновидящих.

Золото преобладает в организме тщеславных, заносчивых людей. Но это лишь видимость: внутри они добры и щедры, просто к ним нужно отыскать подход. Они – верные друзья, готовые в любую минуту прийти на помощь. Им необходимо пополнять свой организм и другими металлами – на характере это, возможно, не отразится, а здоровье укрепит.

Ртуть

Болтливые люди, оказывается, любят поговорить от… обилия в организме ртути. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Им явно необходимо разбавить этот жидкий металл железом.




Лабораторный опыт “Исследование влияния ионов тяжёлых металлов на биологические системы”.

Цель: Дать возможность убедиться учащимся в разрушительном действии солей тяжёлых металлов на белки.

Инструктивная карточка.

1. В 4 пробирки нальём по 2 мл раствора белка.

2. В первую пробирку добавим 1 мл раствора ацетата свинца, во вторую – 1 мл раствора хлорида железа (III), в третью – 1 мл раствора хлорида меди (II), в четвёртую – 1 мл раствора хлорида натрия.

3. Наблюдения.

4. Выводы.




Просмотр содержимого документа
«химический состав клетки»

Тема: Химическая организация клетки


Урок Химический состав клетки


Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

  2. Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.

  3. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности.


Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Современный ритм жизни очень высок, объем информации за полгода нашего столетия увеличивается во столько же раз, во сколько раз увеличивался за первую половину ХХ века.

Но неизменными остаются основы мироздания.

Что является структурной единицей живого организма?

Что является единицей вещества?

Сегодня на уроке мы рассмотрим химическую организацию клетки, в чем сходство и в чем отличие соотношения химических элементов. Их вклад в образование веществ, составляющих живой организм и какой-либо объект неживой природы.

    1. Усвоение новых знаний и способов действия.

В зависимости от того. В каком количестве входят химические элементы в состав веществ, образующих живой организм, принято выделять несколько группы.

1 группу образуют 4 элемента (около 98% массы клетки) – водород, кислород, углерод и азот. Их называют макроэлементами.

2 группа сера и фосфор (вместе с 1 группой - биоэлементы), калий, натрий, кальций, магний, железо, хлор

3 группа – цинк, медь, йод, фтор – микроэлементы.

Работа с презентацией. О кальции – опыт с яйцом, о

О цинке - "Рюкзак сполз с ведра, и оно, обвязанное сверху тряпкой, выделялось в темноте резкой, раздражающей глаз белизной. Саня не поленился и прикрыл ведро.

- Ну и что ты собираешься делать с этой ягодой? - вдруг спросил дядя Володя, спросил негромко, но как-то значительно, с ударением.

- Не знаю, - пожал плечами Саня. Он решил, что дядя Володя спрашивает потому, что не уверен, сумеет ли он, Саня, обработать без взрослых ягоду. - Сварю, наверное, половину... половину истолку.

- Нельзя ее варить, - решительно и твердо сказал дядя Володя. И еще решительней добавил: - И есть ее нельзя.

- Почему?

- Какой дурак берет ягоду в оцинкованную посуду? Да еще чтоб ночевала! Да такая ягода!

Саня ничего не понимал: какая такая особая ягода? При чем здесь ночевала? Что такое оцинкованное? Шутит, что ли, дядя Володя?

Биологи: Что произойдет с организмом при действии на него цинка?

Цинк входит в состав крови мышечной ткани, является катализатором многих реакций. При высоких концентрациях цинк - мутаген и онкоген.

О свинце Исследование спайки консервной банки на примесь свинца.

Цель: Доказать наличие свинца в спайке консервной банки и необходимость осторожного потребления консервов из открытой банки из-за возможного накопления в ней ядовитого свинца и его соединений.

Инструктивная карточка

1. Поверхность спайки (т.е. шва) консервной банки обезжиривается сначала комочком ваты, смоченным эфиром. Затем другой комочек ваты, смоченный раствором уксусной кислоты, накладывается на несколько минут на очищенное место консервной банки.

2. На обработанное место консервной банки накладывается комок ваты, смоченный раствором иодида калия.

3. Наблюдения. Вата быстро желтеет из-за образовавшегося иодида свинца (II), что указывает на примесь свинца на спайке банки.

Вывод: Так как спайка (шов) консервной банки представляет собой сплав олова и свинца, поэтому при её разрушении, например, при открывании банки, нарушается целостность шва и свинец может попасть в консервы. Поэтому консервы не подлежат долгому хранению после их вскрытия.

Работа с инструктивной картой урока – психологической страницей

На какие группы можно разделить вещества входящие в состав клетки?

Органические и неорганические.

Что относится к неорганическим?

Что относится к органическим?

Биологические полимеры – белки, нуклеиновые кислоты и углеводы, а также жиры, и ряд небольших молекул – гормонов, пигментов, АТФ и другие

Белки – многообразие – 20 аминокислот, понятие аминокислоты, общая формула, соединение аминокислот – пептидная связь.

Структуры белка.

Влияние тяжелых металлов на функции белка

Лабораторный опыт “Исследование влияния ионов тяжёлых металлов на биологические системы”.

Цель: Дать возможность убедиться учащимся в разрушительном действии солей тяжёлых металлов на белки.

Инструктивная карточка.

1. В 4 пробирки нальём по 2 мл раствора белка.

2. В первую пробирку добавим 1 мл раствора ацетата свинца, во вторую – 1 мл раствора хлорида железа (III), в третью – 1 мл раствора хлорида меди (II), в четвёртую – 1 мл раствора хлорида натрия.

3. Наблюдения.

4. Выводы.

Наблюдения: Белок свернулся в пробирках, в которые добавили соли тяжёлых металлов, т.е. в пробирках №№ 1, 2, 3.

Функции белков - самостоятельно.

    1. Обобщение и систематизация (вывод).

Выбор темы - один из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы.

- Как правильно выбрать тему своего исследования?

- Как найти проблему для исследования?

- С чего начать?

Ответы на эти вопросы мы попробуем с Вами вместе найти.

Что нужно знать, прежде чем выбрать тему исследования?

1. Важнейшим основанием для выбора темы исследования – является наличие какого – либо противоречия или недостаточность её изученности.

2. Тема должна быть значимой и актуальной, близкой и интересной вам.

3. Название должно точно отражать содержание работы.

4. Тема исследования должна быть грамотно сформулирована, с научной и литературной точек зрения. В названии следует избегать как упрощений, так и излишней наукообразности.

Например: использования спорных с научной точки зрения формулировок и терминов.

5. Очень важно, чтобы теме исследования соответствовали цели и задачи исследования.

6. Когда Вы выбираете тему исследования, то не забудьте учесть наличие реальных возможностей для её выполнения.

Будет важно, если ваша работа будет иметь практический характер.

Что это значит?

А это значит, что результатами Вашего исследования могут воспользоваться другие, это значит, что результаты вашего исследования можно применить на практике.

Это основные правила, которые необходимо помнить при выборе темы исследования!

После определения формулировки рабочего названия темы (с окончательным названием можно определиться только после завершения собственно исследования), необходимо будет составить рабочую программу исследовательской работы.

- Что такое рабочая программа исследования?

- Как она выглядит?

- Какова её структура?

Об этом мы с Вами узнаем на нашем следующем занятии.


    1. Контроль и самоконтроль знаний и способов действия.

    2. Коррекция знаний и способов действия.

    3. Информация о домашнем задании.

    4. Подведение итогов занятия.

    5. Рефлексия.


Просмотр содержимого презентации
«Химические элементы клетки»

Химические элементы клетки макроэлементы микроэлементы H O C N I Zn биоэлементы S P Na Ca Cu Pb Mg Fe K Cl

Химические элементы клетки

макроэлементы

микроэлементы

H

O

C

N

I

Zn

биоэлементы

S

P

Na

Ca

Cu

Pb

Mg

Fe

K

Cl

Натрий (Na)

Натрий (Na)

  • Натрий (Na) участвует в образовании желудочного сока.
  • Р егулирует выделение почками многих продуктов обмена веществ.
  • Активирует ряд ферментов слюнных желез и поджелудочной железы.
  • Более чем на 30% обеспечивает щелочные резервы плазмы крови.
Калий (K)

Калий (K)

  • Калий регулирует водный баланс в организме.
  • Нормализует ритм сердца.
  • Участвует в процессе проведения нервных импульсов и передачи их на иннервируемые органы.
  • Способствует лучшей деятельности головного мозга
Магний (Mg)

Магний (Mg)

  • Магний необходим для поддержания структуры рибосом, нуклеиновых кислот и некоторых белков.
  • Он участвует в реакциях окисли тельного фосфори лирования, синтезе белка, обмене нуклеиновых кислот и липидов, в образо- вании богатых энергией фосфатов.
Кальций(Ca)

Кальций(Ca)

  • Кальций, способствует поступлению питательных веществ в клетку.
  • Участвует в регуляции деятельности более 300 ферментов.
  • Необходим для сокращения мышц, в том числе и сердечной мышцы.
  • Кальций необходим для нормального свертывания крови.
  • Играет важную роль в передаче нервных импульсов.
Железо (Fe)

Железо (Fe)

  • Железо участвует в окислительно-восстановительных реакциях.
  • Входит в организм в виде гемоглобина — важнейшего белка, обеспечивающего транспорт кислорода с кровью ко всем органам человека и животных.
Медь (Cu)  Медь нужна:

Медь (Cu)

Медь нужна:

  • Для синтеза гемоглобина.
  • Для образования костей.
  • Для функционирования системы кровообращения.
  • Для функционирования центральной нервной системы.
  • Для получения энергии из клеток.
Но даже полезные металлы вредны в больших количествах!

Но даже полезные металлы вредны в больших количествах!

  • Кальций в молочных продуктах разрушает мозг.
  • Оказалось, что прием пищи с повышенной концентрацией железа повышает риск заболевания раком горла и желудка.
Ванадий (V)

Ванадий (V)

  • Ванадий вызывает острую аллергическую реакцию приводящую к бронхиальной астме.
  • Развиваются заболевания крови.
  • Наблюдаются нарушения психики.
  • Возникают экземы.
Кадмий (Cd)

Кадмий (Cd)

  • Интоксикация кадмием вызывает головокружение, слабость, тошноту, желудочные боли, появление белка в моче, развитие трахеита, бронхита, отека легких, поражение печени, почек, сердца, нервной системы.
Хром (Cr)

Хром (Cr)

  • При концентрации хрома в воздухе выше 25 мкг/м3 возникают глубокие поражения дыхательных путей, рак легких, снижении темновой адаптации глаза, поражение желудочно-кишечного тракта, развитие гастрита и язвенной болезней.
Свинец (Pb)

Свинец (Pb)

  • Свинец вызывает обширные патологические изменения в нервной системе, крови, сосудах.
  • Он нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы, вызывая изменения электрической и механической активности сердечной мышцы, морфологические и биохимические изменения в миокарде с признаками дегенерации сосудов, повреждения мышечной стенки сосудов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!