СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии 9 класс "Коррозия металлов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии 9 класс «Коррозия металлов»

Цели учебного занятия:

- помочь формированию у учеников социальной, практической и личностной значимости по теме: «Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии»;

- создать условия (содержательные, организационные и методические) для формирования у учеников образного представления об изучаемой теме.

Задачи учебного занятия. Образовательные:  организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий о коррозии металлов, ее разновидностях, факторах, способствующих данному процессу, последствиях этого процесса в различных областях жизнедеятельности человека и путях защиты металлов от коррозии.

Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

Развивающие: способствовать развитию учебно-интеллектуального умения анализировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление); продолжить развитие учебно-организационных умений, направленных на выполнение поставленной задачи, осуществление самоконтроля и самоанализа учебной деятельности, развитие критического мышления.

Технология. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Технологическая карта урока приведена в таблице (приложение 1)

Тип учебного занятия. Изучение и первичное закрепление нового материала

 (по Т.М. Давыденко и Е.В. Тонкову)

Реактивы и оборудование. Заранее подготовленные (за 4-5 дней) образцы:

пробирка №1- раствор хлорида натрия + железный гвоздь

пробирка №2 – вода + железный гвоздь

пробирка №3 – раствор хлорида натрия + железный гвоздь, обвитый медной проволокой

пробирка №4 – раствор хлорида натрия + железный гвоздь +  цинк

пробирка №5 - раствор хлорида натрия + железный гвоздь +  гидроксид кальция

 

 

Ход урока

Подготовительный этап

Учитель: сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости и мы должны показать, как мы умеем работать. Работа в группе, роли распределены таким образом, чтобы все были вовлечены в процесс обсуждения.(консультант, тайм – менеджер, оформитель, спикер).  На столах листы ответов, подпишите и знакомьтесь.

Стадия вызова

Наличие этой стадии позволяет:

• актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме и проблеме;

• вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к активной учебной деятельности на уроке и дома.

Теперь необходимо определить тему урока, рассказ стихотворения.

Начертите таблицу ЗХУ.

Используемый методический прием «Составление кластера» в колонке «Знаю»

Учитель. Ребята, напишите в центре страницы слово «коррозия». Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Напишите в тетради, разместив вокруг этого слова, понятия (в виде отдельных слов или словосочетаний),  связанные с коррозией.

 На эту работу отводится 2-3 мин. Обсудите в группе и дополните свои записи. Далее учитель оформляет ответы учащихся на доске в виде схемы, поочередно, спрашивая всех, следя за тем, чтобы не было повторов (схема):

              

                                        

2. Этап: осмысление. Просмотр видеофильма. Необходимо сформулировать проблему, что вы хотите узнать сегодня на уроке. (4 мин)

3. Опыт: две пробирки, в одной пробирке налито масло. Почему только в одной из пробирок гвозди ржавеют?  Вывод: коррозия процесс, протекающий в присутствии кислорода.

4. Работа с теоретическим материалом и защита постеров.(13 мин)  Сформулировать по 2 вопроса от группы.

1 группа - сущность коррозии

2 группа – виды коррозии.

 

Физ. минутка:  под музыку Барбарики.

 

5.  Исследование коррозии железа в различных электролитах.(7 мин)

Задание: исследование коррозии железа в различных электролитах.

Цель: установить влияние соприкосновения металлов с различными электролитами и другими металлами на процесс коррозии.

Инструкция:

1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.

2. Выскажите предложения, в каких случаях коррозия будет сильнее.

3. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы.

 

Тип электролита

Наблюдения

Выводы

 Вода

Коррозия железа,

Вода способствует коррозии

Раствор хлорида натрия

Коррозия железа сильнее, чем в воде

Раствор хлорида натрия способствует коррозии

Раствор хлорида натрия и цинк

Коррозия цинка,  железо не корродирует

Цинк – более активный металл, чем железо, поэтому он подвергается коррозии раньше

Раствор хлорида натрия и медная проволока

Коррозия железа (более сильная), медь не корродирует

железо – более активный металл, чем медь, поэтому он подвергается коррозии раньше

 

Раствор хлорида натрия и гидроксид натрия.

Коррозия не наблюдается

 

 

Гидроксид натрия останавливает коррозию

 

Шкала оценки: за каждое правильное наблюдение 1балл, всего 5 баллов. За каждый правильный вывод 1 балл, всего 5 баллов, итого 10 баллов

Способы защиты от коррозии.

 Учитель:   от коррозии можно защитить металлы? Как?   Проблема защиты металлов от коррозии возникла почти в самом начале их использования. Люди пытались защитить металлы от атмосферного воздействия с помощью жира, масел, а позднее и покрытием другими металлами и, прежде всего, легкоплавким оловом (лужением). В трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) уже имеется упоминание о применении олова для защиты железа от коррозии.

Задачей химиков было и остается выяснение сущности явлений коррозии, разработка мер, препятствующих или замедляющих ее протекание. Коррозия металлов осуществляется в соответствии с законами природы и потому ее нельзя полностью устранить, а можно лишь замедлить

Ребята, а что является символом Парижа? –^ Эйфелева башня. Она неизлечимо больна, ржавеет и разрушается, и только постоянная «терапия» помогает бороться с этим смертельным недугом: какая?  Её красили 18 раз, отчего её масса 9000 т каждый раз увеличивается на 70 т.

Ингибиторы – это вещества, способные в малых количествах замедлять протекание химических процессов или останавливать их. Название ингибитор происходит от лат. inhibere, что означает сдерживать, останавливать Протекторная (анодная) – к защищаемой металлической конструкции, присоединяют кусок более активного металла (протектор), который служит анодом и разрушается в присутствии электролита, В качестве протектора при защите корпусов судов, трубопроводов, кабелей и других металлических изделий используют магний, алюминий, цинк.

Закрепление:

1.      Требуется скрепить железные детали на машине.  Какими заклепками следует пользоваться медными или цинковыми, чтобы замедлить коррозию железа? Ответ обоснуйте.

2.      Как называются вещества, замедляющие коррозию?

3.      К стальному днищу машины была предложена протекторная защита. Какой металл для этого лучше применить: Zn, Cu или Ni?

4.      Лист железа, покрытый цинком, и лист железа, покрытый оловом, процарапали до железа. Будет ли подвергаться коррозии железо в обоих случаях?

Тест. Отметьте верные высказывания.

1)    Корродирует только железо.

2)    Причиной коррозии является только вода.

3)    Во влажном воздухе коррозия увеличивается.

4)    Коррозия – окислительно-восстановительный процесс.

5)   Защитить железо от коррозии практически невозможно

Рефлексия: написать на стикерах.

1.Что на уроке показалось интересным?

2.Что вызвало затруднения?

3.Что вы узнали нового?

Оценка. Домашнее задание: П. 39. Написать эссе, составить кроссворд.