Урок химии 9 класс «Коррозия металлов»
Цели учебного занятия:
- помочь формированию у учеников социальной, практической и личностной значимости по теме: «Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии»;
- создать условия (содержательные, организационные и методические) для формирования у учеников образного представления об изучаемой теме.
Задачи учебного занятия. Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий о коррозии металлов, ее разновидностях, факторах, способствующих данному процессу, последствиях этого процесса в различных областях жизнедеятельности человека и путях защиты металлов от коррозии.
Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
Развивающие: способствовать развитию учебно-интеллектуального умения анализировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи (развивать логическое мышление); продолжить развитие учебно-организационных умений, направленных на выполнение поставленной задачи, осуществление самоконтроля и самоанализа учебной деятельности, развитие критического мышления.
Технология. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Технологическая карта урока приведена в таблице (приложение 1)
Тип учебного занятия. Изучение и первичное закрепление нового материала
(по Т.М. Давыденко и Е.В. Тонкову)
Реактивы и оборудование. Заранее подготовленные (за 4-5 дней) образцы:
пробирка №1- раствор хлорида натрия + железный гвоздь
пробирка №2 – вода + железный гвоздь
пробирка №3 – раствор хлорида натрия + железный гвоздь, обвитый медной проволокой
пробирка №4 – раствор хлорида натрия + железный гвоздь + цинк
пробирка №5 - раствор хлорида натрия + железный гвоздь + гидроксид кальция
Ход урока
Подготовительный этап
Учитель: сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости и мы должны показать, как мы умеем работать. Работа в группе, роли распределены таким образом, чтобы все были вовлечены в процесс обсуждения.(консультант, тайм – менеджер, оформитель, спикер). На столах листы ответов, подпишите и знакомьтесь.
Стадия вызова
Наличие этой стадии позволяет:
• актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме и проблеме;
• вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к активной учебной деятельности на уроке и дома.
Теперь необходимо определить тему урока, рассказ стихотворения.
Начертите таблицу ЗХУ.
Используемый методический прием «Составление кластера» в колонке «Знаю»
Учитель. Ребята, напишите в центре страницы слово «коррозия». Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Напишите в тетради, разместив вокруг этого слова, понятия (в виде отдельных слов или словосочетаний), связанные с коррозией.
На эту работу отводится 2-3 мин. Обсудите в группе и дополните свои записи. Далее учитель оформляет ответы учащихся на доске в виде схемы, поочередно, спрашивая всех, следя за тем, чтобы не было повторов (схема):
2. Этап: осмысление. Просмотр видеофильма. Необходимо сформулировать проблему, что вы хотите узнать сегодня на уроке. (4 мин)
3. Опыт: две пробирки, в одной пробирке налито масло. Почему только в одной из пробирок гвозди ржавеют? Вывод: коррозия процесс, протекающий в присутствии кислорода.
4. Работа с теоретическим материалом и защита постеров.(13 мин) Сформулировать по 2 вопроса от группы.
1 группа - сущность коррозии
2 группа – виды коррозии.
Физ. минутка: под музыку Барбарики.
5. Исследование коррозии железа в различных электролитах.(7 мин)
Задание: исследование коррозии железа в различных электролитах.
Цель: установить влияние соприкосновения металлов с различными электролитами и другими металлами на процесс коррозии.
Инструкция:
1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.
2. Выскажите предложения, в каких случаях коррозия будет сильнее.
3. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы.
Тип электролита
|
Наблюдения
|
Выводы
|
Вода
|
Коррозия железа,
|
Вода способствует коррозии
|
Раствор хлорида натрия
|
Коррозия железа сильнее, чем в воде
|
Раствор хлорида натрия способствует коррозии
|
Раствор хлорида натрия и цинк
|
Коррозия цинка, железо не корродирует
|
Цинк – более активный металл, чем железо, поэтому он подвергается коррозии раньше
|
Раствор хлорида натрия и медная проволока
|
Коррозия железа (более сильная), медь не корродирует
|
железо – более активный металл, чем медь, поэтому он подвергается коррозии раньше
|
Раствор хлорида натрия и гидроксид натрия.
|
Коррозия не наблюдается
|
Гидроксид натрия останавливает коррозию
|
Шкала оценки: за каждое правильное наблюдение 1балл, всего 5 баллов. За каждый правильный вывод 1 балл, всего 5 баллов, итого 10 баллов
Способы защиты от коррозии.
Учитель: от коррозии можно защитить металлы? Как? Проблема защиты металлов от коррозии возникла почти в самом начале их использования. Люди пытались защитить металлы от атмосферного воздействия с помощью жира, масел, а позднее и покрытием другими металлами и, прежде всего, легкоплавким оловом (лужением). В трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) уже имеется упоминание о применении олова для защиты железа от коррозии.
Задачей химиков было и остается выяснение сущности явлений коррозии, разработка мер, препятствующих или замедляющих ее протекание. Коррозия металлов осуществляется в соответствии с законами природы и потому ее нельзя полностью устранить, а можно лишь замедлить
Ребята, а что является символом Парижа? –^ Эйфелева башня. Она неизлечимо больна, ржавеет и разрушается, и только постоянная «терапия» помогает бороться с этим смертельным недугом: какая? Её красили 18 раз, отчего её масса 9000 т каждый раз увеличивается на 70 т.
Ингибиторы – это вещества, способные в малых количествах замедлять протекание химических процессов или останавливать их. Название ингибитор происходит от лат. inhibere, что означает сдерживать, останавливать Протекторная (анодная) – к защищаемой металлической конструкции, присоединяют кусок более активного металла (протектор), который служит анодом и разрушается в присутствии электролита, В качестве протектора при защите корпусов судов, трубопроводов, кабелей и других металлических изделий используют магний, алюминий, цинк.
Закрепление:
1. Требуется скрепить железные детали на машине. Какими заклепками следует пользоваться медными или цинковыми, чтобы замедлить коррозию железа? Ответ обоснуйте.
2. Как называются вещества, замедляющие коррозию?
3. К стальному днищу машины была предложена протекторная защита. Какой металл для этого лучше применить: Zn, Cu или Ni?
4. Лист железа, покрытый цинком, и лист железа, покрытый оловом, процарапали до железа. Будет ли подвергаться коррозии железо в обоих случаях?
Тест. Отметьте верные высказывания.
1) Корродирует только железо.
2) Причиной коррозии является только вода.
3) Во влажном воздухе коррозия увеличивается.
4) Коррозия – окислительно-восстановительный процесс.
5) Защитить железо от коррозии практически невозможно
Рефлексия: написать на стикерах.
1.Что на уроке показалось интересным?
2.Что вызвало затруднения?
3.Что вы узнали нового?
Оценка. Домашнее задание: П. 39. Написать эссе, составить кроссворд.