СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «КИСЛОРОД. ОКСИДЫ». 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по введению учеников 8 класса в тему кислород оксиды

Просмотр содержимого документа
«УРОК ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «КИСЛОРОД. ОКСИДЫ». 8 класс»

бюджетное общеобразовательное учреждение

Вашкинский муниципальный район

«Андреевская основная школа»















УРОК ХИМИИ

ПО ТЕМЕ:

«КИСЛОРОД. ОКСИДЫ».

8 класс











Составитель/Разработчик

программы Грушина О.А.

учитель первой квалификационной категории

Педагогический стаж 6 года










2016г.

Девиз урока: «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия». (Я. Берцелиус).

Цель: сформулировать у учащихся представление о кислороде, изучить его свойства, дать общее понятие об оксидах, окислении, рассмотреть практическую значимость и применение.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с историей открытия кислорода, именами ученых, связанных с этим открытием, общей характеристикой элемента и простого вещества, изучить физические и химические свойства кислорода, дать понятие об оксидах и окислении. Познакомить учащихся с основными способами получения кислорода в лаборатории и промышленности, дать первоначальное понятие о катализаторе, познакомить с нахождением кислорода в природе и его применением.

Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой, развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.

Воспитательные: формирование основных мировоззренческих идеи материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание любви к окружающей среде, предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма работы: фронтальная при опросе, индивидуальная и самостоятельная при изучении нового материала.

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, демонстрационный.


Ход урока:


I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Двое учащихся идут к доске и выполняют работу по карточке №1, №2 , трое учащихся выполняют работу по карточкам №3, №4, №5

Карточка №1.

Составьте формулы веществ, получающихся в результате реакций (валентности элементов указанны) и расставьте коэффициенты в уравнениях реакций (полужирным шрифтом указан готовый вариант ответа):

IV II III II

С+О2СО2 соединения 4AI + 3O22AI2O3 соединения

IV II

S + O2SO2 соединения 2H2S + 3O22SO2 + 2H2O замещения

V II

4P + 5O22P2O5 соединения 2HgО → 2Hg + O2 разложения

Определить тип химической реакции.


Карточка №2

Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций (полужирным шрифтом указан готовый вариант ответа):

1) 2H2O → 2H2 + O2

MnO2

2) 2H2O22H2O + O2

t

3) 2HgO → 2Hg + O2

MnO2

4) 2KCLO32KCI + 3O2


5) 2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2


Карточка №3

В каких уравнениях допущены ошибки при расстановке коэффициентов. Исправьте их.

А) 2C2H2 + 3O2 → 2CO2 + 2H2O

Б) 2FeCl2 + 3Cl2 → 2FeCl3

В) 4Al + 3O2 → 2Al2O3

Г) 2CrCl3 + Cr → 3CrCl2


Карточка №4

В каких уравнениях неправильно расставлены коэффициенты? Исправьте их.

А) 2ZnS + 3O2 → 2ZnO + 2SO2

Б) ZnS + 2HCl → ZnCl2 + H2S

В) 2Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3H2O

Г) ZnO + 2NaOH → Na2ZnO2 + H2O


Карточка №5

Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ:

А) Cu(NO3)2 Mr[Cu(NO3)2]=Ar(Cu) + 2Ar(N) + 6Ar(O)= 64+14*2+16*6=188

Б) Al2O3 Mr(Al2O3)=2Al(Al) + 3Ar(O)=2*27+3*16=102

В) Na2SO4 Mr(Na2SO4)=2Ar(Na) + Ar(S) + 4Ar(O)= 2*23+32+4*16=142


Далее для учащихся проводится фронтальный опрос по следующим вопросам:

  1. Что такое вещество и что называют свойствами вещества?

  2. Дать определение такому понятию как «химия» и ответить на вопрос что изучает химия?

  3. Что называют однородными и неоднородными смесями? Привести примеры.

  4. Дать определения физическому и химическому явлениям.

  5. Какие из перечисленных явлений относятся к физическим, а какие к химическим:

  1. ржавление железа; б) замерзание воды; в) горение бензина; г) плавление алюминия.

  1. Какие вещества называются простыми, а какие сложными? Из ниже перечисленных названий выскажете отдельное название простых и сложных веществ: кислород, вода, ртуть, оксид меди (II), железо, водород, сульфид железа (II), оксид ртути.

  2. Перечислите основные типы химических реакций.

  3. Сформулируйте закон постоянства состава веществ.

  4. Что такое моль, молярная масса?

  5. Кем и когда был открыт закон сохранения массы веществ? Приведите формулировку закона.

III. Изучение нового

План урока:

1. История открытия кислорода.

2. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.

3. Получение кислорода.

4. Физические свойства кислорода.

5. Химические свойства кислорода.

6. Окисление. Оксиды.

7. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

1. История открытия кислорода.

Еще в начале XVII веке газ, позже названный кислородом, был выделен изобретателем подводной лодки К. Дреббелем, который установил его способность поддерживать дыхание.

Однако результаты этих исследований были засекречены из-за их военной направленности, и поэтому они не были известны современникам.

В 1750 году М.В.Ломоносов на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл.

В 1771 году – это вещество было получено шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле.

В 1774 году независимо от него кислород был получен также английским химиком и философом Джозефом Пристли.

Джозеф Пристли как-то раз, нагревая оксид ртути, получил вдруг странный газ.

Газ без запаха и цвета, ярче в нем свеча горит.

Джозеф Пристли считал этот газ воздухом.


И все-таки главная фигура в истории открытии кислорода – великий французский химик Антуан Лоран Лавуазье, объяснивший смысл опытов, проведенных этими учеными. В 1775 году он установил, что кислород входит в состав воздуха и содержится во многих веществах.

На одной из площадей города Лидса (Англия) стоит бронзовая скульптура молодого красивого человека в модном костюме XVIII века. Поворот головы, выражение лица, пристальный взгляд выражают внимание и терпеливое ожидание результата. В правой руке он держит линзу, в левой руке тигель с ртутной окалиной. Этот известный химик был запечатлен в момент проведения знаменитого опыта.

Речь идёт о знаменитом английском химике Джозефе Пристли и об опыте в результате, которого был открыт кислород.

Как только английскому учёному Пристли случилось обзавестись большим увеличительным стеклом, он принялся за поиски веществ, которые при сильном нагревании выделяли бы из себя . Сначала его поиски оставались безуспешными. Но однажды в его руки попался тяжёлый оранжево-красный порошок – ртутная окалина (окалинами в то, время назывались хрупкие вещества, которые превращаются в металлы при нагревании).

Про ртутную окалину ещё Ломоносову было известно следующее: при слабом нагревании ртуть превращается в ртутную окалину, при сильном же нагревании, наоборот, ртутная окалина превращается в капельки ртути. В один прекрасный солнечный день Пристли опрокинул в ванну с ртутью цилиндр, также наполненный ртутью, и ввёл в цилиндр из - под низу ртутную окалину. Порошок всплыл на поверхность ртути, и Пристли с помощью своего увеличительного стекла сосредоточили на нём солнечные лучи. От сильного жара, порошок превращался в металлическую ртуть, а по мере его исчезновения, к великой радости Пристли, цилиндр наполняется – по крайней мере, так показалось Пристли – воздухом. Но точно ли это воздух? А может быть, это удивительный горючий газ (мы его сейчас называем водородом), открытый незадолго до этого соотечественником Пристли – Кавендишем, или же ещё ранее открытый удушливый газ, мутящий известковую воду?

Нет ничего проще, как решить этот вопрос: нужно лишь отпустить в собранный газ горящую свечу. Если это газ, мутящий известковую воду, свеча в нём погаснет; если горючий газ, то от свечи загорится сам этот газ; если же, наконец, это воздух, свеча в нем будет продолжать гореть так же, как и в комнатном воздухе. Но получилось иное. Свеча, правда, продолжала гореть, но не так, как она горит в воздухе: её пламя уменьшилось, но сделалось ослепительно ярким – на него, как на солнце, просто нельзя было долго смотреть, без риска испортить зрение. Таким образом, Дж. Пристли был открыт кислород.

Дж. Пристли получил духовное образование, но был отлучён от церкви, осуждён на вечное проклятие и стал священником религиозной секты диссидентов.

Дж. Пристли называли - химии газов? Он усовершенствовал пневматическую ванну С. Ийлса, заменив в приёмнике газа, воду на ртуть он получил возможность собирать легко растворимые в воде газы. С помощью этой ванны он открыл 9 новых газов. Дж. Пристли был общественным деятелем и выдающимся учёным, но он закончил свою бурную жизнь в изгнании. Этот учёный сочувствовал французской революции 1789г. Консервативные сограждане устроили вольнодумцу погром – разорили лабораторию, разорвали рукописи и книги, подожгли дом. Из-за непрекращающихся преследований он вынужден был эмигрировать в Америку.

На одном из званых обедов Дж. Пристли был отравлен тайными агентами британского правительства. Смерть застала его за работой. Последние мгновения своей жизни он посвятил корректуре научной работы, защищающей теорию флогистона, ревностным сторонником которой он оставался, несмотря на полностью опровергавшие ее открытия эпохи химической революции.

Карл Вильгельм Шееле (1742 – 1786) – шведский химик. В 1772г. Он установил, что воздух состоит из кислорода и азота. К.В. Шееле – аптекарь, самоучка, отклонил предложение короля Пруссии Фридриха II возглавить кафедру химии в Берлинском университете, предпочитая остаться рядовым фармацевтом. Он открыл 7 химических элементов. К.В. Шееле раньше, чем Дж. Пристли открыл кислород и раньше, чем Д.Резерфорд открыл азот, но приоритет первооткрывателя перешёл к Пристли и Резерфорду, т.к. его рукопись , в котором сообщалось об этих открытиях, из-за небрежности издателя увидела свет только в августе 1774г. К тому времени работы Дж. Пристли о кислороде и Д.Резерфорда об азоте уже были опубликованы. А самое первоначальное открытие кислорода принадлежит китайскому учёному VIII| в. Мао – Хоа, который за 1000 лет до Лавуазье, установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание.


2.Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.

Общая характеристика.

Химический знак – О

Относительная атомная масса Ar(O)=16

Химическая формула – О2

Относительная молекулярная масса Mr(O2)=32

В соединениях кислород обычно двухвалентен.

Кислород – самый распространённый химический элемент в земной коре. Воздух содержит 0,209 объёмных долей или 20,9% кислород, что составляет приблизительно 1/5 по объёму.

Кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ. Так, например, вода, песок, многие горные породы и минералы, составляющие земную кору, содержат кислород. Кислород является также важной частью многих органических соединений, например, белков, жиров и углеводов, имеющих исключительно большое значение в жизни растений, животных и человека.

3.Получение кислорода.

Получение в лаборатории. В лаборатории кислород получают при разложении некоторых сложных кислородсодержащих веществ:

I

1) 2H2O→2H2 + O2

MnO2

2) 2H2O2 → 2H2O + O2

t

3) 2HgO→2Hg + O2

t, MnO2

4) 2KClO3 → 2KCI + 3O2

t

5) 2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2


Из курсов природоведения и ботаники вам известно, что кислород, выделяющийся в этих реакциях, можно собрать методом вытеснения воздуха и над водой.

Как вам известно, о заполнении сосуда кислородом можно судить по вспыхиванию тлеющей лучинки.

Многие химические реакции ускоряются в присутствии некоторых веществ. Например, оксид марганца(IV) ускоряет реакцию разложения пероксида водорода H2O2. Если в пробирку поместить немного этого вещества и прилить разбавленный водный раствор пероксида водорода H2O2, то даже без нагревания начинается бурная реакция с выделением кислорода. После фильтрования смеси можно убедиться, что на фильтре остается столько же оксида марганца (IV), сколько его было взято. Оставшийся оксид марганца(IV) можно использовать вновь. Следовательно, оксид марганца(IV) ускоряет реакцию разложения пероксида водорода, но сам при этом не расходуется.

Вещества, которые ускоряют химические реакции, но сами при этом не расходуются, называются катализаторами.

Катализаторы широко применяются в химической промышленности. С их помощью удаётся повысить производительность химических процессов, снизить себестоимость выпускаемой продукции и более полно использовать сырьё.

Катализаторы широко применяют в химической промышленности. С их

помощью удается повысить производительность химических процессов, снизить себестоимость выпускаемой продукции и более полно использовать сырье.

Сказка.

Для того чтобы понять, как работает катализатор, учитель предлагает познакомиться с арабской притчей, которую рассказал в 1941 году королю Дании Христиану Х на церемонии вручения высшей научной награды этой страны биохимик Линдерстрём-Ланг.

Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Перед смертью он собрал своих сыновей и объявил им свою последнюю волю: "Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти половину всех верблюдов, среднему сыну я оставляю треть, а младшему - девятую часть стада."

Сказал так и умер. А братья, похоронив отца, стали делить стадо. Но 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9.

Помог им старый мудрец. "Выполнить волю отца очень просто, - сказал он. - Я дарю вам своего старого черного верблюда, а вы попробуйте разделить стадо."

У братьев оказалось 18 верблюдов. Старший сын получил 9, средний - 6, а младший - 2 из них. Однако, 9+6+2 = 17, черный верблюд оказался лишним.

Вот этот черный верблюд подобен катализатору, он сделал возможным процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений.

Получение в промышленности. В промышленности кислород получают из воздуха, который представляет собой смесь различных газов, основные компоненты в нём – азот и кислород. Для получения кислорода воздух под давлением сжимают. Так как температура кипения жидкого азота(-1960С) ниже температуры кипения жидкого кислорода(-1830С), то азот испаряется, а жидкий кислород остаётся. Газообразный кислород хранят в стальных баллонах под давлением 15 МПа.

4.5.Физические и химические свойства кислорода.

Физические свойства. Кислород – бесцветный газ. Без вкуса, без запаха, относительно малорастворим в воде (в 100 объёмах воды при t=200C растворяется 3,1 объёма кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха: 1 л кислорода при н. у. весит 1,43г, а 1 л воздуха – 1,29г (н.у.: t=00C, P=760мм рт. ст. или 1атм=0,1 МПа). При давлении 760 мм. рт. ст. и температуре -1830С кислород сжижается, а при снижении температуры до -218,80С затвердевает.

Химические свойства. Кислород при нагревании энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения. Если опустить в сосуд с О2 тлеющий уголёк, то он раскаляется добела и сгорает. Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду. Она мутнеет, т.к. при горении угля образуется оксид углерода(IV):

t

С+О2 → CO2

Сера горит в кислороде ярким, синим пламенем с образованием газа с резким запахом - оксида серы (IV):

t

S+O2 → SO2

Фосфор Р сгорает в кислороде ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твёрдых частиц оксида фосфора(V):

t

4Р+5О2 → 2Р2О5

В О2 горят и такие вещества, которые обычно считают не горючими, например, железо. Если к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку, зажечь её и опустить в сосуд с кислородом, то от спички загорится и железо. Горение железа происходит с треском и разбрасыванием ярких искр – расплавленных капель железной окалины Fe3O4. В этом соединении 2 атома железа трёхвалентны и один двухвалентен. Поэтому реакцию горения железа в кислороде можно выразить следующим уравнением:

T

3Fe+2O2 → FeO * Fe2O3 или (Fe3O4)

Горение – это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

6.Окисление. Оксиды.

Понятие является более общим, чем понятие . Взаимодействие вещества с кислородом относится к реакциям окисления. В большинстве случаях в этих реакциях образуются оксиды. Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним, из которых является кислород. Почти все химические элементы образуют оксиды, исключением являются лишь некоторые инертные элементы. Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом не соединяются. К ним относится золото Аu и некоторые другие. Оксиды этих элементов получают косвенным путём.

7.Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

IV. Закрепление.

Двое учащихся идут к доске и выполняют работы по карточкам № 1 и № 2 .

Карточка № 1.

Выпишите из предложенного перечня формулы оксидов:

SO3, Ca(OH)2, FeO, H2O, H2CO3 , Na2SO4, ZnO, KOH, P2O5, Fe3O4

Дайте названия.

Карточка № 2.

Составьте химические уравнения реакций между кислородом и следующими веществами:

Кальций Са, Литий Li, этан С2Н6.

Расставьте коэффициенты и дайте названия образовавшимся веществам.

Остальные учащиеся выполняют следующее задание:

I.Игра в «Крестики нолики»


Выйграшный путь в обоих случаях составляют формулы оксидов.


HNO3 SO2 SO3 KCIO3 ZnO Na2O


CO2 CuO - MnO NaOH SO2 H2SO4


O2 NaOH ZnSO4 Cu(OH)2 N2O3 CO2

II. Найдите в правом столбце названия оксидов, формулы которые приведены в левом столбце:

1. P2O5 а) оксид серы (IV)

2. CO2 Б) оксид фосфора (V)

3. SO2 в) оксид железа (II)

4. FeO г) оксид серы (VI)

5. K2O д) оксид меди (II)

6. CuO е) оксид углерода (II)

7. SO3 ж) оксид калия

8. CO з) оксид кальция

9. CaO и) оксид углерода (IV)

III. Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить и записать в приведенных карточках:

Число карточек равно числу оксидов



Ca



O




O2




C




S






Al2






Mg






O3






N








Fe2




Ответы: CaO, SO2, SO3, CO, CO2, Al2O3, MgO, NO, NO2, Fe2O3 – 10 оксидов.

Дополнительные вопросы: можно задать учащимся по ходу закрепления пройденного материала:
1) Назовите химический элемент, наиболее распространенный в земной коре? В состав, каких соединений входит этот элемент и каково его содержания в природе?

2) Как получают кислород в лаборатории?

3) Что такое катализаторы, и каково их значение в химических процессах?

4) Охарактеризуйте химические и физические свойства кислорода.

5) Какие процессы относятся к процессам окисления? Какие вещества называются оксидами?


Знаете ли, вы что…

  • Ежегодно в результате фотосинтеза в атмосферу Земли поступает 3000 млрд. тонн кислорода.

  • Основные поставщики кислорода – тропические леса и фитопланктон океана.

  • Человек в сутки вдыхает примерно 750 литров кислорода.

  • Полное прохождение атмосферного кислорода через систему биологического круговорота составляет 2000 лет!


V. Домашнее задание:

  1. П. 18-21, упр. 6,7 стр. 53; задача 3 стр. 54

  2. Напишите сказку о приключениях кислорода или сочинение "Чтобы я сделал для сохранения чистого воздуха на планете Земля?"



8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!