СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии "Признаки химических реакций" 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 8 классе по теме "Признаки химических реакций"

Просмотр содержимого документа
«Признаки химических реакций (урок)»

5


Тема урока: «Признаки химических реакций »

Цель урока: выявить признаки химических реакций и закрепить навык написания химических уравнений.

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представление учащихся о физических и химических явлениях, признаках х химических реакций.

Способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

Показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

Воспитательные

Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира

Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы

Воспитание бережного отношения к своему здоровью

Развивающие

Развивать познавательную активность,

Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.

Методы обучения:

  1. Репродуктивный

  2. Наглядный

  3. Проблемно – поисковый

  4. Групповая форма работы (работа в парах)

  5. Эвристическая беседа.


Оборудование к уроку

• На демонстрационном столе:

свеча, HCl, Zn , NaOH, CaCO3, CuSO4, бенгальский огонь, пробирки, спички, спиртовка.

• На столах учащихся: HCl, Zn , NaOH, CaCO3, CuSO4, пробирки лотки для проведения опытов,

1. Мотивационно-ориентационный этап.

На столе зажженная свеча (слайд 1). Звучит отрывок из стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

(слайд 2) В этом году мы с вами начали изучать очень интересный предмет, относящийся к естественно-научным предметам (вместе с физикой, биологией, географией), - химию. Что изучает химия? (наука о веществах, их свойствах, о превращениях веществ и способах управления этими превращениями).

В природе, на производстве, в быту с веществами происходят различные изменения. Как называются эти изменения? (явлениями)

Какие явления вы наблюдаете при горении свечи?

- плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)

- затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Как называются такие явления? (физические)

- горение парафина (свет и выделение тепла)

Как называются такие явления?(химические)

Цель нашего урока – изучить признаки химических реакций. (слайд 3)

Запишите тему урока в тетрадь.

Итак, сегодня мы должны: выявить признаки химических реакций, отметить значение химических реакций.

Это будет планом нашего урока.

2. Операционно-исполнительный этап.(Деление класса на пары)

Чем физическое явления отличаются от химических? (Состав вещества не меняется, меняется форма, размер, агрегатное состояние).

Продолжите фразу, найди свою пару:

- При физическом явлении…

- Химия – наука о…

- Явления бывают…

Проведение экспериментов. Вам необходимо осуществить реакции и указать признак реакции

Вы должны аккуратно проделать опыты и записать наблюдения, сделать выводы (указать признак реакции). (Записать уравнения реакций).

Провести инструктаж.

(слайд 4) Ребята выполняют практическую работу (3 опыта).

Следующий опыт «Вулкан на столе» (проводит учитель)

Какое природное явление напоминает этот опыт?

(слайд 5) Перед вами изображение вулкана Ключевская сопка.

Это один из крупнейших действующих вулканов на Земле. Находится в нашей стране на Камчатке. Это самый высокий из активных вулканов на континенте Евразия. Возраст вулкана приблизительно 7000 лет. Извержение вулкана происходит примерно 1 раз в 5 – 6 лет и может длится несколько месяцев. За 270 лет произошло более 50 сильных извержений.

(слайд 6) Последнее сильное извержение произошло в 2009 году – до него высота вулкана была 4 750 м, сейчас она приближается к 5 000 м.

Извержение вулкана – это стихия, которая несет большие разрушения.

(слайд 7) Перед вами картина Карла Павловича Брюллова « Последний день Помпеи» (1833 год), на которой художник показал беспощадную стихию разрушения. 24 августа 79 года ( почти 2000 лет назад ) при извержении Везувия был уничтожен итальянский город Помпеи. Он оказался залитым 20- метровым слоем раскаленной лавы и застывшей смеси пепла, камней и горячего грязевого потока. Погибло всё население – 2000 жителей.

Укажите признак реакции?

(слайд 8) Проведите последнюю реакцию: горение магния (бенгальского огня), укажите признаки реакции.

Заполнение таблицы «Признаки реакций» (в тетрадях).

«Извержение вулкана, горение бенгальского огня сопровождалось не только выделением тепла, но и света. Как называются такие реакции? (горение).

Горение – одна из первых реакций, освоенных человеком. Для первобытного человека огонь стал источником тепла, способом защиты от диких зверей, средством труда. Люди с его помощью научились готовить пищу, добывать соль, плавить руду. Горение стало первым процессом, которым человек научился управлять.

В искусстве огонь символизирует горение души, самопожертвование во имя других. Огонь символизирует и еще одно качество человеческой личности – творческое начало. Неслучайно, аллегорический образ горящей свечи так часто встречается в произведениях поэтов, на картинах художников.

Сейчас мы с вами поработаем с табличками, которые лежат у вас на столах. Вам необходимо сгруппировать их в 2 группы – физические явления и химические явления. Вывесите свои таблички на доску под названиями явлений.

 По окончании работы учитель просит детей назвать примеры физических и химических явлений, приведённых в карточках. 

3. Значение химических реакций.

Как вы думаете пользу или вред приносят химические реакции? (ответы учащихся)

А) Давайте рассмотрим вредное влияние химических реакций.

Что такое коррозия?

Чем загрязняется окружающая среда? (Бытовые отходы, нефтепродукты, выбросы фабрик и машин)

Примеры: Разложение

Бумага – 2-10 лет

Консервная банка – более 90 лет

Фильтры от сигарет – 100 лет

Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет

Пластмасса – 500 лет

Стекло – более 1000 лет

Вывод о бережном отношении к природе. Этот год в нашей стране проходит под именем Год Экологии!

Б) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов. Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез)

Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

Химия приносит радость и восторг. Это салюты и фейерверки.

Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

(слайд 9) Учитель зажигает свечу. Звучит отрывок стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь»

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

И все терялось в снежной мгле,

Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

«…я могу только выразить вам свое пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и что бы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством»

Майкл Фарадей, англ.ученый

Надеюсь, что вы остались довольны уроком. До свидания.


Просмотр содержимого документа
«самоанализ»

Тема урока «Признаки химических реакций. Практическая работа»


Характеристика класса.
В классе 6 человек. Присутствовало 6.
Базовый уровень усвоения материала – 4 человек
Повышенный уровень усвоения материала – 2 человека
Урок химии в 8 класса по программе О.С. Габриеляна. Тип урока – обучающий практикум. Тема урока – «Признаки химических реакций», это четвертый урок в блоке практических работ. Цель этого блока: обучить простейшим методам проведения, наблюдения и описания физических и химических явлений.
Цели и учебные задачи соответствуют теме урока.
Цели урока: 
обучающая: совершенствовать знания о признаках химических реакций;
совершенствовать экспериментальные умения определять цель работы, пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием, проводить реакции; наблюдать и фиксировать наблюдения;
записывать уравнения реакций согласно эксперименту;
делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели;
соблюдать правила безопасного поведения. 
развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные компетенции. 
воспитательная: воспитание аккуратности и последовательности в работе, бережного отношения к школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи: 
познавательные: закрепить умение наблюдать за химическими реакциями, описывать их и делать выводы;
личностные: продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

регулятивные: формировать умения адекватно анализировать свою деятельность в соответствии с достижениями цели урока, составлять алгоритм своих действий;
коммуникативные: формировать умение общаться, работать в парах, высказывать свою точку зрения, учиться слушать товарищей.
Содержание практической работы соответствует УМК О.С. Габриеляна Химия 8 класс. 
Уровень интеллектуальных способностей 8 класса по химии на данном этапе изучения предмета: средний – 4 человек, выше среднего –2 человека.
Урок проведен в технологии деятельностного метода.

На уроке использовались следующие формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная — эвристическая беседа;

  • работа в парах (выполнение лабораторных опытов);

  • наглядный;

  • проблемно – поисковый.

Для достижения поставленных задач главным на уроке являлся практический метод – выполнение химического эксперимента; метод учебного исследования - развитии способности самостоятельного получения знаний. С практическим методом сочетались: словесные – объяснение, беседа; наглядные – схемы, презентация. Урок носил практическую направленность.

Деятельность учащихся носила познавательный характер, роль учителя сводилась к организации деятельности и наблюдению.

Ученики активно и с удовольствием работали, с интересом выполняли эксперимент. Всё это дает возможность судить о достижении поставленных целей.

Учащиеся выступали в роли мыслителей, партнеров, исследователей.
Учитель – в роли координатора деятельности, консультанта. Стиль общения – демократичный.
Познавательная активность учащихся проявлялась при проведении химического эксперимента, ведения наблюдения и определения признаков реакций.
Социальная активность: учащиеся взаимодействовали в паре (партнеры ученик-ученик); общались с учителем на этапах целеполагания и рефлексии, т. е. выступали в роли обучающегося. 
Физическая активность: учащиеся говорили, слушали, описывали результаты опытов, работали с лабораторным оборудованием.
Все виды работ имели один уровень, но дифференциация была реализована по степени помощи учителя при выполнении эксперимента: для сильных информация-подсказка давалась фронтально, для других - индивидуальная помощь-консультация.
С практической работой справились все обучающиеся «5» - 1, «4» - 5.

Таким образом, урок достиг целей. Результативность соответствует уровню подготовленности класса.


Урок был построен на интеграции с другими предметами общенаучного цикла, что дало возможность объединить знания, умения и навыки обучающихся на формирование видения мира, в котором они живут, о взаимопомощи, о художественной культуре.

На уроке я старалась показать единство процессов, происходящих в окружающем мире. Это позволило учащимся увидеть взаимозависимость различных наук.


Просмотр содержимого презентации
«признаки хим. реакций»

Признаки химических реакций

Признаки химических реакций

Химический эксперимент Опыт № 1: Сульфат меди (II) + гидроксид натрия = гидроксид меди (II) + сульфа натрия. Опыт № 2: Цинк + соляная кислота = хлорид цинка + водород. Опыт № 3: Мрамор (карбонат кальция) + соляная кислота = хлорид кальция + оксид углерода (IV) + вода.

Химический эксперимент

  • Опыт № 1:

Сульфат меди (II) + гидроксид натрия = гидроксид меди (II) + сульфа натрия.

  • Опыт № 2:

Цинк + соляная кислота = хлорид цинка + водород.

  • Опыт № 3:

Мрамор (карбонат кальция) + соляная кислота = хлорид кальция + оксид углерода (IV) + вода.

Ключевская сопка

Ключевская сопка

Опыт № 4:
  • Опыт № 4:

Магний + кислород = оксид магния

«… я могу только выразить вам совё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством».  Майкл Фарадей

«… я могу только выразить вам совё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, то есть могли быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняли свой долг перед человечеством».

Майкл Фарадей


Скачать

© 2018 432 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!