СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ХИМИИ "РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ. ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ "НЕМЕТАЛЛЫ" 9 КЛАСС

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 9 классе. 32 урок по плану, 14 урок в разделе "Неметаллы и их соединения". Урок- соревнование. Учебник под редакцией Н.Н. Нурахметова,  К.А. Сармановой, К.М. Джексембиной, Н.А. Заграничной, А.Е. Темирбулатовой  «Химия -9» (третье издание, переработанное, дополненное), «Мектеп»,  2013. Урок направлен на повторение, обобщение знаний о неметаллах, их свойствах и соединениях.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ХИМИИ "РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ. ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ "НЕМЕТАЛЛЫ" 9 КЛАСС»

УРОК химии

"Решение расчетных задач. Повторение по теме "неметаллы"

9 класс


Бондаренко Оксана Владимировна,

учитель химии и биологии второй категории

КГУ "Средняя школа №22 отдела образования акимата города Тараз"



Цели:

  • образовательные повторить с учащимися основные способы решения задач по химическим уравнениям; обобщить знания о химических свойствах неметаллов и их соединений, о качественных реакциях; закрепить умения составлять уравнения реакций в ионной и молекулярной форме, определять окислительно-восстановительные реакции и составлять для них электронный баланс;

  • развивающие совершенствовать общеучебные умения и навыки, составлять план действия, делать выводы; умение работать в коллективе, где развиваются чувства доброжелательности и товарищества;

  • воспитательные – воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.

Тип урока: решения задач, повторения.

Форма урока: игоровая.

Методы, приемы: игровые, репродуктивный, частично-поисковые.

Оборудование, наглядные пособия: ПСХЭ, раздаточный материал.


Ход урока


I Организационный момент

II Актуализация знаний

Мы закончили с вами изучать раздел "Неметаллы и их соединения". И сегодня у нас заключительный урок, который мы проведем в виде урока-соревнования 3-х команд.

В наших соревнованиях будет 3 этапа; по окончании соревнования каждая команда займет свое место, соответствующее оценкам "3" - 3 место, "4" - 2 место, "5" - 1 место.

Итак, мы начинаем!


III Решение задач

1 этап эстафета "По следам элемента".

На демонстрационном столе лежат для каждой команды листы ответов. Участники каждой команды по очереди подбегают и заполняют по одному пункту в своем листе. Побеждает та команда, которая первая правильно заполнит все пункты.


Подгруппа кислорода

Подгруппа азота

Подгруппа углерода

№1 порядковый номер серы ....

№2 количество нейтронов в атоме кислорода ......

№3 количество энергетических уровней у серы .....

№4 количество валентных электронов у кислорода ....

№5 относительная масса серы ....

№6 высшая валентность серы ....

№7 степень окисления кислорода в соединениях ....

№8 самое распространенное соединение кислорода .....

№1 порядковый номер азота ....

№2 количество нейтронов в атоме фосфора ......

№3 количество энергетических уровней у азота .....

№4 количество валентных электронов у фосфора ....

№5 относительная масса азота ....

№6 высшая валентность азота ....

№7 степень окисления азота в аммиаке....

№8 опасная аллотропия фосфора .....

№1 порядковый номер кремния ....

№2 количество нейтронов в атоме углерода ......

№3 количество энергетических уровней у кремния .....

№4 количество валентных электронов у углерода ....

№5 относительная масса кремния ....

№6 высшая валентность углерода ....

№7 степень окисления углерода в карбонатах ....

№8 самое распространенное соединение кремния .....


2 этап "Химический букет".

На столах для каждой команды есть листы с цветком. Но эти цветы без лепестков. Задача участников каждой команды собрать нужные лепестки к каждому цветку. А чтобы проще это было сделать, в центре цветка начаты уравнения реакций. И если вы найдете правильное продолжение уравнения, то таким образом у вас соберутся все лепестки вашего цветка.

Цветок "Хризантемы" (сера)

1) 2Na + S → Na2S

2) S + 2H2SO4(конц.) → 3SO2 + 2H2O

3) C + 2S → CS2

4) FeS + 2HCl → FeCl2 + H2S

5) H2S + 2NaOH → Na2S + 2H2O

6) С + 2H2SO4(кон.ц) → CO2­ + 2SO2­ + 2H2O

7) CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O

8) 2SO2 + O2 → 2SO3


Цветок "Василек" (азот и фосфор)

1) N2 + 3H2 → 2NHЗ

2) 2NH4Cl + Ca(OH)2  →CaCl2 + 2NH3­ + 2Н2O

3) 3Cu + 8HNO3(разб.) → 3Cu(NO3)2 + 2NO­ + 4H2O

4) 2NO + O2 → 2NO2

5) 4P + 5O2 → 2P2O5

6) 5KClO3 + 6P → 5KCl + 3P2O5

7) Ca3(PO4)2 + 4H3PO4 → 3Ca(H2PO4)2

8) 3Ca + 2P → Ca3P2


Цветок "Фиалка" (углерод и кремний)

1) Na2CO3 + SiO2 = Na2SiO3 + CO2

2) H2SiO3  → H2O + SiO2

3) SiO2 + 2NaOH → Na2SiO3 + H2O

4) SiH4 → Si + 2H

5) 4Al + 3C   t˚C →    Al4C3

6) C + H2O  t˚C →  СO + H2

7) CaCO3 (мрамор) + 2HCl  CaCl2 + H2O + CO2­

8) 2NaOH + CO2  Na2CO3 + H2O


3 этап "Головоломка".

Учащиеся команд работают в парах, решают задачи. Затем на демонстрационном столе находят правильные ответы. Соединяют условие задачи и ответ, переворачивают лист и у них должна собраться картинка.

Картинка "Горошек":

1) При образовании 1 моль оксида серы (IV) из элементов выделяется 332,8 кДж. Сколько выделится теплоты при сгорании 1 г серы? (Ответ: 10,4 кДж)

2) Какой объем оксида серы (IV) надо взять для реакции окисления кислородом, чтобы получить оксид серы (VI) массой 20 г если выход продукт равен 80% (н.у).? (Ответ: 7л)

Картинка "Спичка":

1) Смешали два раствора, содержащих соответственно 33,3г хлорида кальция и 16,4г фосфата натрия. Вычислите массу осадка. (Ответ: 15,5 г)

2) Вычислите объем аммиака, который можно получить, нагревая 20г хлорида аммония с избытком гидроксида кальция, если объемная доля выхода аммиака составляет 98% (Ответ: 8,2 л NН3)


Картинка "Ракушка":

1) Вычислите объём углекислого газа (н.у.), выделившегося при действии соляной кислоты массой 30 г на карбонат кальция массой 25 г (Ответ: 9,2 л).

2) При действии соляной кислоты на 50г мела получилось 20г углекислого газа. Каков выход его в % к теоретическому? (Ответ: 90,9%)



IV Рефлексия

Подведение итогов игры. Награждение команд. Выставление оценок.


V Задание на дом: повторить с. 61-127