СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии в 11 классе: « Металлы».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 11 класса разработан по программе курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений автора Габриеляна О.С. В ходе урока учитель использует  различные типы контроля :внешний, взаимный, самоконтроль. Для управления учебной деятельностью учащихся в процессе изучения  нового учебного материала учитель использует текущий контроль. Учащиеся в ходе изучения физических и химических свойств металлов убеждаются в том, что свойства веществ зависят от строения.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 11 классе: « Металлы».»

Урок химии в 11 классе: « Металлы».


Тип урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.


Цели урока:

Образовательная: учащиеся должны повторить известные сведения

о строении атомов металлов, коррекция знаний учащихся характеризовать общие химические свойства, записывать уравнения химических реакций.

Развивающая: создать условия для формирования умения анализировать

информацию, выделять главное, существенное, продолжить развитие навыков самостоятельного умственного труда, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Воспитательная: продолжить работу по воспитанию аккуратности, коммуникативности, взаимопомощи.


Средства обучения:

1) ПСХЭ Д.И.Менделеева,

2)раздаточный материал: таблица « Физические свойства металлов», опорный сигнал по теме «Металлы»;

3) демонстрационные таблицы: кристаллическая решетка металлов, изменения радиуса атомов в периодической системе;

4) коллекция «Металлы и сплавы»;

5) модели кристаллических решеток металлов;

6) мультимедийный проектор.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, фронтальная, парная.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 минута).

( Настроить учащихся на активную, плодотворную работу.)

  1. Постановка цели . (2 минуты).

Учитель: Мы приступаем к изучению большой темы «Вещества и их свойства». Изучение веществ начинаем с самой многочисленной и разнообразной группы - металлов. Цель урока: обобщить систематизировать знания о Ме, которые вы получили при изучении химии в 8,9,10 классах и повседневной жизни. Записываем тему урока «Металлы». (Беседа с учащимися о значении металлов).

Учитель сообщает план урока (учащиеся записывают в тетрадях):

1.Хим. элементы металлы (Ме):

а) положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева

б) особенности электронного строения атомов.

2.Простые вещества Ме:

а) структура простых веществ, общие физические свойства.

б) общие химические свойства.

3. Актуализация опорных знаний. (10 минут).

Предварительный контроль: (фронтальный опрос)

Вопрос: Охарактеризуйте положение Ме в ПСХЭ Д.И.Менделеева;

Вопрос: Каковы особенности строения атомов химических элементов металлов?

Вопрос: К каким семействам относят элементы Ме?

Учитель: Рассмотрим строение атомов s,p,d-элементов Ме.

(Учитель организует самостоятельную работу по группам.

Карточка с заданием у каждого ученика на столе)

Задание: Запишите схемы строения атомов:

натрия (1 группа),

алюминия (2 группа),

железа(3группа),

По одному человеку от каждой группы работают у доски, а остальные ученики - в рабочих тетрадях. Учащиеся записывают схемы строения атомов, электронные и электронно-графические формулы.

(Индивидуальный опрос: учитель проверяет работу учащихся у доски).

Самопроверка знаний: оценили свою работу, обратили внимание на особенности d-элементов.

Учитель:

Вопрос: Какие значения степеней окисления могут проявлять эти элементы?

Задание: Сравните число значений степеней окисления у элементов побочных подгрупп с элементами главных подгрупп. Почему?

Ученики отвечают на вопросы, указывая на большее значение степеней окисления у элементов побочных подгрупп, связывая это с большими валентными возможностями атомов.

  1. Введение новых знаний. (10 минут).

Вопрос: Какими свойствами обладают атомы Ме?

Задание: Дайте определение химическим элементам Ме исходя из особенностей строения их атомов.(Ученики отвечают на вопрос, дают определение химическим элементам Ме).)

Учитель: Переходим к рассмотрению простых веществ Ме.

На основании особого строения атомов у Ме существует особый вид связи.

Вопрос: Какой тип связи характерен для простых веществ Ме? (ученики отвечают на вопрос).

МЕ связь – это связь в металлах и сплавах между катионами метал-

лов, нейтральными атомами за счёт свободных электронов. ( Ученики записывают в тетради определение металлической связи).

Учитель: Раз у всех металлов одинаковый вид связи, то и тип кристаллической решётки, тоже одинаковый. Какой?

Что находится в узлах кристаллической решётки металлов?

Чем они связаны? (ученики отвечают на вопросы).


Учитель: (демонстрирует таблицу «Кристаллическая решетка металлов»).



Изображение условно, так как атом, теряя электрон, превращается в ион, а ион, присоединяя электрон, превращается в атом. То есть система динамическая. Поскольку у металлов тип кристаллической решетки один, то и физические свойства металлов общие.

Учитель: (Демонстрирует образцы металлов).

Вопрос: Пользуясь таблицей« Физические свойства металлов», перечислите общие физические свойства металлов. (Ученики называют общие физические свойства Ме , сравнивают физические свойства металлов, отмечают особые свойства металлов).

Учитель: Общие физические свойства металлов объясняются наличием свободных электронов. Однако у металлов, наряду с общими, есть и специфические физические свойства.

Вопрос: Используя таблицу « Физические свойства металлов», назовите металлы, которые обладают специфическими физическими свойствами.

Учитель: Специфические физические свойства обусловлены, различными типами металлических кристаллических решеток. (Демонстрирует различные типы металлических кристаллических решёток).

5 . Первичное обобщение и ведение новых знаний в систему знаний учащихся. (15 минут).

Учитель: Особое строение атомов, особый вид химических свойств, приводит к особым химическим свойствам металлов.

В химических реакциях атомы металлов отдают электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы:

Ме0ne ® Me+n (процесс окисления)

восстановитель

( ученики записывают схему в тетради)

Ученики делают вывод о восстановительных свойствах простых веществ металлов.

Учитель: Познакомимся с химическими свойствами Ме:

Взаимодействие Ме с простыми веществами:

(Демонстрирует опыты с помощью мультимедийного проектора:

«Горение железа кислороде»; «Взаимодействие железа с серой»;

«Взаимодействие сурьмы, меди и железа с хлором»)

Текущий контроль:

Ученики записывают уравнение химической реакции « Горение железа хлоре», рассматривают реакцию как окислительно-восстановительную, указывают окислитель и восстановитель. Один ученик выполняет это задание на доске. Обращаем внимание на значение степени окисления железа в этой реакции. Прогнозируют состав продуктов реакций, степени окисления Ме в соединениях с серой.

Учитель: Рассмотрим взаимодействие Ме со сложными веществами. По степени активности металлы располагают в ряд напряжений, в котором металлы расположены в порядке убывания их восстановительных свойств и усиления окислительных свойств их ионов. Он характеризует активность металлов в ОВР, протекающих в водных растворах.

(Демонстрирует опыты с помощью мультимедийного проектора:

«Взаимодействие натрия и кальция с водой», «Взаимодействие железа с серной кислотой», «Взаимодействие меди с раствором нитрата ртути (II)», «Взаимодействие натрия с этанолом»).


Текущий контроль:

Ученики записывают уравнение одной из химических реакций, а остальные уравнения будут делать при выполнении домашнего задания. Один ученик выполняет это задание на доске, рассматривает реакцию как окислительно-восстановительную, указывает окислитель и восстановитель. Ученики прогнозируют состав продуктов реакций, степени окисления Ме в образовавшихся соединениях.


6. Закрепление и применение полученных знаний. (2 минуты).

Вопрос: Какие свойства проявляют в химических реакциях простые вещества металлы? (Ученики делают вывод о восстановительных свойствах простых веществ металлов).


7. Подведение итогов урока. (2минуты).

Учитель: Сегодня мы рассмотрели химические элементы и простые вещества металлы. Выяснили общие и специфические физические свойства простых веществ металлов. Рассмотрели общие химические свойства простых веществ металлов. Ещё раз убедились в том, что свойства веществ зависят от строения. Что нового вы узнали о простых веществах Ме?

Учащиеся перечисляют, что нового узнали о простых веществах металлах, оценивают свою работу на уроке. Учитель комментирует оценки и выставляет их в журнал.


8. Информация о домашнем задании. (3 минуты).


§ №18.Написать уравнение наблюдаемых реакций и рассмотреть их, как ОВР:

на оценку «5»составить уравнение электронного баланса, указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления для всех реакций; на оценку «4»составить уравнение электронного баланса, указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления для четырех реакций;

на оценку «3»составить уравнение электронного баланса, указать окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления для двух реакций.

Задание индивидуальное: Подготовьте сообщение о

применение металлов, основанное на их особых свойствах.