СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии в 12 классе на тему «Соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспекткомбинированного  урока химии по теме "соли" с применением здоровье-сберегающих и ИКТ технологий.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 12 классе на тему «Соли"»

План-конспект урока по химии в 12 классе разработан

учителем первой квалификационной категории

филиала «Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

КГКОУ Вечерняя школа №2

Ненашевой Светланой Васильевной.

Дата проведения: 12.03.2018.


Урок на тему «Соли (c применением здоровье-сберегающих и ИКТ технологий)»

Тип урока: КУ (комбинированный урок).

Цели урока:

  • создать условия для совершенствования информационно-коммуникативной и предметной компетенций через изучение состава, свойств, применение и получение средних, кислых и основных солей, их диссоциацию; через умение экспериментальным путём подтверждать химические свойства средних солей.

  • Развивать умения сравнивать по составу различные виды солей, анализировать их способы получения, процесс диссоциации; формировать навыки экспериментальной работы, способность обобщать и систематизировать полученные знания о солях, их взаимосвязи с другими классами сложных неорганических веществ

  • Стимулировать деятельность обучающихся, применяя приёмы здоровьесберегающих технологий обучения (хромотерапии). Особое внимание уделить проблеме физиологического действия солей на организм человека. Развивать творческие способности, социальную активность учащихся через установление межпредметных связей химии с биологией, экологией, медициной, историей, литературой. Воспитывать общую культуру.

Методы и методические приемы: словесные, наглядные, практические, проектный; демонстрация ответов; лабораторный эксперимент; конспектирование материала учениками; работа в группах и выступление с отчетом.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Оборудование: на столе учителя – набор сухих солей ( NaCl, NaHCO3, K2Cr2O7, K2Cr2O4, NiSO4 , CoSO4, CuS; компьютер, презентация, учебное электронное издание химия, виртуальная лабораторная работа.

Пояснительная записка: Данный урок является 9 уроком темы «вещества и их свойства» программы О.С. Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» Москва. Дрофа. 2011. Учебник. О.С.Габриелян. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Химия. 11 класс. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2007.


Ход урока

I.Организационный этап (1 минута.)

Приветствие учеников, знакомство с изучаемой темой, постановка цели. Напоминание о соблюдении правильной осанки.

II Этап проверки домашнего задания

Подготовка учащихся к восприятию нового материала осуществляется через повторение уже изученного, при этом используются слайды презентации. Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «вещества и их свойства». Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо проверить ваши знания о составе и классификации уже изученных классов веществ.

Опрос будет проходить по группам: I группа (I ряд) – специалисты по оксидам, II группа (II ряд) – специалисты по основаниям, III группа (III ряд) – специалисты по кислотам. Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа), кислот (III группа).

I группа будет работать на жёлтых листах. Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце.

II группа получает синие листы. Синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом, создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность.

III группе достаются красные листы. Красный цвет – цвет жизни, он помогает бороться со стрессом, стимулирует чувственность и возвращает жизненную силу.

Лечение цветом называется хромотерапией. Надеюсь, что данный приём создаст на уроке благоприятную атмосферу и поможет вам справиться с поставленными задачами.

Итак, вспомним состав и классификацию сложных неорганических веществ.

- Какие классы сложных неорганических веществ вы знаете? Ответ: оксиды, основания, кислоты, соли. Посмотрите на доску. (Демонстрация слайдов)

Слайд 1 слайд 2

- Задание: перемещением распределите по классам формулы указанных веществ. Выходят представители каждой группы и перемещением распределяют по классам формулы оксидов, оснований и кислот (слайд 2).

- Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.

- Назовите выделенные оксиды. Ответ: Al2O3 - оксид алюминия, SO3 - оксид серы (VI), MgO – оксид магния.

- Какие вещества называются основаниями? Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH- , способных замещаться на кислотные остатки с образованием солей.

- Назовите выделенные основания. Ответ: Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), NaOH – гидроксид натрия, AL(OH)3 – гидроксид алюминия, Ba(OH)2 – гидроксид бария.

- Какие вещества называются кислотами? Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из кислотных остатков и атомов водорода, способных замещаться атомами металлов с образованием солей.

- Как называются выделенные вами кислоты? Ответ: H3PO4 – ортофосфорная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 - азотная кислота, HCl – соляная кислота.

- А теперь повторим классификацию оксидов, оснований и кислот.

Идёт работа в группах, учащиеся заполняют немые (без формул) схемы на листах контроля знаний. При этом используются формулы выше названных веществ. По истечении 3-4-х минут проходит проверка, учитель постепенно демонстрирует слайды с заранее заполненными схемами: «Оксиды», «Основания», «Кислоты».

На доске – схема «Оксиды».

- Проверим, как справилась с заданием I группа. Сравните результат своей работы с образцом на доске. Обратите внимание на характер свойств оксидов и соответствующих им гидроксидов.

Слайд 3

На доске – схема « Основания ».

- А теперь посмотрим, как распределили формулы оснований по двум классификациям обучающиеся II группы. Сравните результат своей работы с образцом.

Слайд 4

- Сегодня на уроке особенно важно знать деление оснований по кислотности на однокислотные и многокислотные.

В работу включается III группа. На доске появляется схема «Кислоты».

Слайд 5

- Проверьте распределение кислот по двум классификациям. Обратите внимание на то, что кислоты по основности делятся на одноосновные и многоосновные.

- Итак, мы повторили состав и классификацию оксидов, оснований и кислот, а теперь приступим к изучению нового материала.

III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

- Обратимся к уже знакомой схеме. На доске появляется изображение (рис. 2).

- Какой класс неорганических веществ ещё не изучался? Ответ: соли.

- Они обозначены на схеме зелёным цветом. Зелёный цвет – цвет природы, он успокаивает при болезненных состояниях.

- Сегодня на уроке мы расширим наши знания о солях, их многообразии, свойствах, способах получения и применении.

- Запишите тему урока – «Соли».

- Давайте вспомним, какие вещества относятся к солям. Ответ: соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

- Сегодня на уроке вы узнаете более полное определение солей.

Соли – это продукты полного или частичного замещения атомов водорода в молекуле кислоты атомами металла либо продукты полного или частичного замещения гидроксогрупп в молекуле основания кислотными остатками.

Соли очень многообразны по своим свойствам и составу.

Демонстрируется слайд со схемой «Соли».

слайд. 6

- Соли очень многообразны по своим свойствам и составу. Как видно из схемы, соли бывают средние (нормальные), кислые, основные, смешанные, двойные, комплексные. В смешанных солях атомы металла связаны с двумя разными кислотными остатками, в двойных – атомы двух металлов связаны с одним кислотным остатком. В комплексных солях выделяют комплексный ион (он пишется в квадратных скобках). Используя значок шторки, учитель закрывает правую часть схемы.

На уроке будут рассматриваться более подробно только средние, кислые и основные соли.

На 25 минуте урока учащимся предлагается отвлечься и провести физкультминутку, выполнить упражнения для глаз.

Хочется отметить некоторые физические свойства этих солей. Соли, за небольшим исключением, являются твердыми кристаллическими веществами. Большинство солей белого цвета, такие как гидрокарбонат натрия и хлорид натрия. Некоторые соли имеют оранжевую окраску как дихромат калия, желтую - хромат калия, зеленую – сульфат никеля (II), розовую - сульфат кобальта(II), черную – сульфид меди (II). Учитель демонстрирует названные соли.

Многие соли хорошо растворяются в воде. Кислые соли, как правило, лучше растворимы, чем соответствующие средние, а основные – хуже.

- А теперь поработаем с учебником. Учитель указывает параграф. Обучающиеся открывают нужные страницы.

- Найдите определение средних солей. Ответ: средние соли - это продукты полного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на металл или продукты полного замещения гидроксид-ионов в молекуле основания кислотными остатками. Учитель приводит пример средней соли из схемы – сульфат магния.

- Найдите определение кислых солей. Ответ: кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в молекулах многоосновных кислот на металл. Учитель приводит пример кислой соли из схемы – гидросульфат магния.

- Чем по составу кислая соль отличается от средней? Ответ: в кислой соли в кислотном остатке присутствуют катионы водорода.

- При этом в названии соли появляется приставка гидро-.

- Найдите определение основных солей. Ответ: основные соли – это продукты неполного замещения гидроксид-ионов в молекулах многокислотных оснований кислотными остатками. Учитель приводит пример основной соли из схемы – хлорид гидроксомагния.

- В составе основной соли присутствуют гидроксид-ионы, наличие которых в названии указывают приставкой гидроксо- к названию катионов. Обучающиеся выписывают формулы и названия средней, кислой и основной солей из схемы.

Средние, кислые и основные соли при растворении в воде способны диссоциировать на ионы. На интерактивной доске появляется схема.

Слайд 7

- Посмотрите внимательно на схему. Какие особенности диссоциации средних, кислых и основных солей можно отметить? Ответ: средние соли диссоциируют в одну ступень. Кислые и основные соли диссоциируют ступенчато. Учитель просит обучающихся сделать записи в тетради.

- При диссоциации кислых солей образуются два вида катионов – катионы металла и катионы водорода. При диссоциации основных солей образуются два вида анионов – анионы кислотного остатка и гидроксид-ионы.

- А теперь обсудим способы получения каждого вида солей. Соли можно представить как продукты взаимодействия основания и кислоты. На интерактивной доске появляется схема.

Слайд 8

- Какие реагенты используются во всех реакциях? Ответ: реагенты одинаковые – гидроксид кальция и серная кислота.

- Почему же в ходе этих реакций получаются разные соли? Ответ: при получении кислой соли кислота взята в избытке, а при получении основной соли – в недостатке.

- А теперь сделаем записи в тетради: при получении кислой соли основание взаимодействует с избытком многоосновной кислоты. При образовании основной соли кислота взаимодействует с избытком многокислотного основания.

Следует отметить, что при получении средней соли основание может быть разной кислотности, а кислота - разной основности. При этом реагенты берутся в титрованных количествах. Идёт выполнение виртуальной лабораторной работы

- Способов получения средних солей много. С некоторыми из них мы встречались при изучении оксидов, кислот и оснований. На интерактивной доске появляется схема, нижняя часть которой закрыта шторкой (рис. 10).

- Некоторые способы получения солей основаны на химических свойствах солей. В этом легко убедиться. Учитель открывает шторку. На схеме отражены химические свойства средних солей.

Слайд 11

- На схеме подчёркнуты те способы получения солей, которые совпадают с химическими свойствами солей. Учитель просит обучающихся открыть учебник, где показаны уравнения реакций, подтверждающие химические свойства солей. При этом указывается на особенности проведения некоторых реакций, в частности, образование нерастворимых продуктов.

- Многие соли имеют двойные названия. В повседневной жизни мы часто пользуемся тривиальными названиями солей. Демонстрируется следующий слайд.


- Дайте двойные названия предложенных солей.


IV.Этап первичной проверки понимания изученного.

Учитель проверяет понимание ключевых моментов урока таких, как: Что такое соли? Какого типа соли бывают? Какие способы получения солей известны?

V этап закрепление изученного материала.

Обучающимся предлагается тест. После выполнения работы обучающиеся сдают учителю листы контроля знаний на проверку.


VI этап. Информация о домашнем задании. Изучить п.24, ответить на вопросы 1,2,4,7 на стр.199-200 устно.

VII. Заключительный этап урока. Рефлексия.

1)Рефлексия. Возьмите таблички. (Они заранее разложены на столах учащихся). Возьмите ручки и поставьте плюсы, если вы считаете, что степень ваших знаний и умений изменилась, сможете ли вы теперь без помощи учителя дать характеристику солей?

2)Подведение итогов. Беседа учителя с учащимися.

Учитель рассказывает о большом практическом значении солей для человека, промышленности, сельского хозяйства. Например: NaCl – хлорид натрия, поваренная соль (приправа к пище); NaHCO3 - гидрокарбонат натрия, пищевая сода (добавка к тесту); KMnO4 - перманганат калия, марганцовка (медицинский препарат); CaCO3 – мел (строительный материал); (CuOH)2CO3 – карбонат гидроксомеди (II), малахит (ценный поделочный камень); HgCl2 – хлорид ртути (II), сулема (антисептик); NH4Cl - хлорид аммония, нашатырь (медицинский препарат); AgNO3 – нитрат серебра, ляпис (медицинский препарат).

Подводится итог результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания.

Учебно- методическое обеспечение


    1. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян, Г.Г. Лысовой./ авт.-сост. В.Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2005

    2. Методическое пособие/О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова.-3-е изд. Стереотип., Москва Дрофа. 2004, химия 11 класс:


Оборудование

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор


Электронные пособия:

Электронные диски «Кирилл и Мифодий»

    1. http://festival.1september.ru

    2. http://www.xumuk.ru/

    3. Приложение «Химия», сайт www.prosv.ru (рубрика «Химия»).

    4. Мультимедиа учебный курс «1С:Образовательная коллекция. Общая химия»

    5. Учебное электронное издание «Химия(8-11 класс) Виртуальная лаборатория»

    6. Интернет-школа Просвещение. ru, online курс по УМК О.С.Габриеляна и др. (www.ihternet-school.ru)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!