СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок химии в 9 классе "Кислородные соединения углерода"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет познакомить учающихся со свойствами кислородных соединений углерода, их способами получения и применением.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 9 классе "Кислородные соединения углерода"»

Кислородные соединения углерода

Цель урока: познакомиться с кислородными соединениями углерода.

Задачи.

  • Систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода; рассмотреть свойства и значение кислородсодержащих соединений углерода с использованием литературных произведений.

  • Продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций, работать с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет.

Оборудование: известковая вода, стеклянная трубка, 3 стакана с НСl, тексты из литературных произведений.

 развернуть таблицу

Характеристика
этапа

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Организационный момент

Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть вас. У нас сегодня гости, и я думаю, что они тоже узнают много нового и интересного. А как ваше настроение? Я надеюсь, оно хорошее, но в конце урока будет ещё более оптимистичным – его поднимут и хорошие оценки, и новые знания.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Проверка знаний учащихся в виде тестирования.

Выберите из предложенных утверждений только те, которые справедливы:

I вариант - для алмаза.

II вариант – для графита.

  1. Прозрачный, бесцветный.

  2. Очень твердый.

  3. Ковалентная неполярная связь.

  4. Не проводит электрический ток.

  5. Используют как добавку в смазке.

  6. Непрозрачный, серого цвета, с металлическим блеском.

  7. Электропроводен.

  8. Атомная кристаллическая решетка.

  9. Легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки.

  10. При обычных условиях химически инертен, при высокой температуре становится активным.

Выполняют работу на отдельных листах

Взаимопроверка в парах

I вариант – 1, 2, 3, 4, 8, 10

II вариант – 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10

 

Формулировка темы урока, его цели

Сегодня вы познакомитесь с кислородными соединениями углерода, которые указаны на схеме

№ 1. К ним относятся оксиды углерода (II и IV), угольная кислота и её соли: карбонаты (мрамор, мел, известняк, аргонит) и гидрокарбонаты (питьевая сода)

Учащиеся работают со схемой № 1.

Актуализация знаний учащихся: игра “Верю – не верю”

Верите ли вы что:

- угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым возможности гемоглобин переносить кислород. (Да)

- угарный газ образуется при полном сгорании топлива. (Нет)

- угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна. (Да)

- CO2 – это типичный кислотный оксид: взаимодействует с металлами, кислотами, водой. (Да)

- углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды. (Да)

Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение

Работа с текстами художественных произведений № 1 и № 2

У вас на партах лежат листы с текстами из литературных произведений, в которых говорится о соединениях углерода и к которым мы будем обращаться в течение урока.

Углерод образует 2 оксида - СО (оксид углерода II) и СО2 (оксид углерода IV), и, чтобы узнать их тривиальные названия, обратимся к текстам 1 и 2.

Угарный газ! – вскричал Холмс. – Подождите немного, сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли”.

(А. Конан Дойл “Случай с переводчиком”)

Вы слышали об эффекте “собачьей пещеры” в Италии? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

- Почему?

- Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он тяжелее воздуха, то остается внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья - нет…”.

(В. Короткевич.“Черный замок Ольшанский”.)

Учащиеся читают тексты и говорят тривиальные названия оксидов углерода

Физические свойства оксидов углерода

На ваших партах лежат рабочие листы с рабочим материалом. Вы должны найти информацию в Интернете и заполнить таблицу.

Напоминаю, для того, чтобы найти плотность газа по воздуху, необходимо молярную массу газа разделить на молярную массу воздуха, которая равна 29 г/моль.

 развернуть таблицу

Свойства

Оксид углерода (II)

Оксид углерода (IV)

Формула

 

 

Агрегатное состояние

Газ

Газ

Плотность по воздуху

0,97

1,5

Цвет

Бесцветный

Бесцветный

Вкус

Нет

Нет

Запах

Нет

Нет

Токсичность

Очень ядовит

Не токсичен

Характер оксида

Несолеобразующий

Кислотный

 развернуть таблицу

Учащиеся ищут информацию в Интернете и заполняют таблицу

Химические свойства оксида углерода (II)

Оксид углерода (II) относится к несолеобразующим оксидам. Почему?

А) Горит, образуя углекислый газ: 2СО + О2 = СО2

Б) Восстанавливает металлы из их оксидов: Fе2О3 + 3СО = 2Fе + 3СО2

Уч-ся отвечают на вопрос

Записывают уравнения реакций

Химические свойства оксида углерода (IV)

Как вы думаете, какими свойствами обладает оксид углерода (IV)?

Верно, и как кислотный оксид он взаимодействует:

А) с водой: СО2 + Н2О = Н2СО3 – угольная кислота

Б) с основным оксидами СаО + СО2 = СаСО3

В) со щелочами: Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О – качеств реакция. (Выполнение опыта)

Уч-ся отвечают, что это кислотный оксид

Уч-ся записывают уравнения реакций

Работа с текстом № 3

В романе А. Конан Дойла “Маракотова бездна” есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остается на дне океана: “Воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно еще было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше”.

Из критической ситуации исследователей выручили подводные жители, обитатели затонувшей Атлантиды. “Наш новый знакомый привязал нам по два ящичка на плечи…Внезапно я начал понимать, что в этом не было ничего сверхъестественного, ничего противоречащего законам природы: один из ящичков был, несомненно, оригинальным источником свежего воздуха, а другой – поглотителем продуктов дыхания”.

Предложите возможный поглотитель углекислого газа, исходя из его кислотной природы.

Именно гидроксид кальция был применен в кислородных аппаратах закрытого типа, используемых альпинистами в Гималайском плоскогорье. Кроме того, изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных обязательно имеют поглотитель для отработанных продуктов дыхания.

Уч-ся работают с текстом № 3

 

Высказывают свои предположения

Окислительно-восстановительные свойства углекислого газа

Окислительно-восстановительные:

А) взаимодействие с углеродом: С + СО2 = 2СО

Б) горение магния: 2Мg + СО2 = 2 МgО + С. (Видеоопыт)

Уч-ся записывают уравнения реакций

Работа с текстом № 4

“ …а я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтобы не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать, а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено, даже и совсем от угара помереть можно”.

(В.Ф. Одоевский “Мороз Иванович”)

О каком веществе идет речь?

Читают текст № 4

 

Отвечают на вопрос

Сообщение учащегося о действии угарного газа

О действии угарного газа на организм человека нам сообщит учащийся _________.

Слушают сообщение

Работа с текстом № 5

Вернемся к тексту № 5.

Я… понимаю, что это обыкновенные камни, причудливо обработанные ветром и газированной водой.

- Почему газированной?

- А как прикажете называть эту замерзшую воду с углекислым газом?”

(Б. Штерн.“Недостающее звено”)

Следующее соединение углерода – это угольная кислота. Давайте вместе дадим характеристику угольной кислоты

Учащиеся работают с текстом и характеризуют угольную к-ту

 

Заполняют пропуски в тексте

Соли угольной кислоты

Соли угольной кислоты. Угольная кислота образует два ряда солей: средние – карбонаты и кислые – гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы только соли калия, натрия и аммония.

Обратите внимание на нижнюю часть изображенной на ваших рабочих листах схемы. Чем похожи карбонаты?

На земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат – красавец Мрамор,
Славен именем Каррары.
Превосходный зодчий, он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен Известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Строит он за домом дом.
И способен, и умел
Младший мягкий братец Мел.
Как рисует, посмотри,
Этот СаСО3

Отвечают на вопрос

Работа с текстом № 6

А теперь прочитайте текст № 6:

“ …притащили.. изрядную груду известняка, весьма распространенной горной породы… Из этих камней, рассыпавшихся при прокаливании их на огне, получалась жирная негашенная известь, которая сильно вспучивалась и бурлила при гашении, известь такая же чистая, как та, что получается при обжигании мрамора и мела”.

(Ж. Верн.“Таинственный остров”)

Ответьте на вопрос: из-за чего известняк получил свое название? СаСО3 = СаО + CO2

Работают с текстом № 6

 

Отвечают на вопрос и записывают ур-е

Работа с текстом № 7

Внимательно прослушайте отрывок из романа Г.Р. Хаггарда “Клеопатра” (текст № 7)

“…она вынула уха одну из огромных жемчужин и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли.”

… Что произошло с жемчужиной и почему Клеопатра смогла выпить “ крепкий уксус”?

Работают с текстом № 7

 

Отвечают на вопрос

Лабораторный опыт

Все карбонаты растворяются в кислотах с выделением углекислого газа. Возьмем небольшие кусочки мела, известняка, мрамора, опустим их в стаканчики с соляной кислотой. Почему происходит вскипание? Найдите в параграфе и запишите в тетрадь уравнение этой реакции (задание 7).

СаСО3 + 2НСl = CaCl2 + H2O + CO2 ↑

Такую операцию проводят геологи, когда находят и исследуют минералы. Это качественная реакция на соли угольной кислоты.

Выполняют ЛР и записывают уравнение реакции

Работа с текстом № 8

Кислые соли, как правило, растворимы в воде.

Реакции превращения карбонатов в гидрокарбонаты и обратно играют огромную роль в формировании облика нашей планеты. Углекислый газ, как ваятель и зодчий, создает подземные дворцы в толщах карбонатных пород. (Читают текст 8).

В земной коре в разных частях света есть бездонные пещеры – своеобразные черные дыры, происхождение которых овеяно легендами и преданиями. Решающую роль в появлении этих пещер играет углекислый газ, который извлекается из воздуха дождевой водой. Потоки дождевой воды попадают на пласты известняка - карбоната кальция - и превращают его в растворимый гидрокарбонат кальция, который уносится подземными водами. Внутри подземных известковых пластов образуются огромные полости - карстовые пещеры. В недрах Земли грунтовые воды могут подвергаться нагреванию. Стекая со стен пещеры, раствор гидрокарбоната кальция начинает испаряться, а сама соль разлагается с образованием кристаллов нерастворимого карбоната кальция. Так природа создает сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов.

По крутой тропинке горной
Вниз бежал поток проворный.
Нес он в горную породу
Углекислый газ и воду.
Как-то, где-то и когда-то
Он, встречаясь с карбонатом,
Говорил: “Тебя размою,
Зря стоишь передо мною!”
Но злосчастный известняк
Не откликнулся никак,
Потому что растворился.
А ручей бурлил и злился,
В озорстве не знал он меры…
Оттого в земле пещеры!

Наличие карбонатов и гидрокарбонатов в воде делает её жесткой. В ней плохо мылится мыло, на стенках чайников и паровых котлов образуется накипь. Бывает временная и постоянная. О ней вы прочтете дома.

Работают с текстом № 8

Закрепление знаний

Вставить в химические уравнения пропущенные вещества и коэффициенты:

Са(ОН)2 + … = СаСО3

СаСО3 + … = СаСl2 + … + …

H2O + … = H2CO3

Игра в “Крестики и нолики”. Определить выигрышные пути:

А) вещества, с которыми взаимодействует оксид углерода (IV):

 развернуть таблицу

HCl

Ca

H2

H2O

KOH

ВаО

O2

CaCO3

CuO

 развернуть таблицу

Б) вещества, имеющие одинаковое значение степени окисления углерода:

 развернуть таблицу

CO2

СО

CaC2

H2CO3

CH4

Na2CO3

Na2CO3

Al4C3

C2H6

 развернуть таблицу

Учащиеся выполняют задания устно

Подведение итогов урока

Оценивание учащихся

 

Домашнее задание

Дома выполните, пожалуйста, творческое задание: составьте кроссворд, напишите сказку, придумайте загадку о любом из рассмотренных сегодня веществ.

Записывают домашнее задание

Рефлексия

 

 

 развернуть таблицу

Приложение. (Тексты из литературных произведений)

Приложение 1



Приложение 2



Урок химии в 9 классе

«Кислородные соединения углерода,

или

Бенефис Углерода»



Учитель химии

Загирова Ирина Николаевна










Тема урока

«Кислородные соединения углерода,

или

Бенефис Углерода»


Химик не такой должен быть, который дальше дыму

и пеплу ничего не видит, а такой, который на основании

опытных данных может делать теоретические выводы. 
М.В. Ломоносов


Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Подход: индуктивный (от частного к общему).

Оборудование:

лоток, штатив для пробирок, пробирки, колба, газоотводная трубка с резиновой пробкой, спички, лучинки.

Реактивы:

вода, метиловый оранжевый, известковая вода Са(ОН)2, раствор поваренной соли NaCl, мрамор CaCO3.

Цель урока

Познакомить со свойствами кислородных соединений углерода, их способами получения и применением.

Задачи:

  • Обучающая

Исследовать и усвоить физические, химические, специфические свойства оксидов углерода, способы их получения

  • Развивающая

  • Формировать научное мировоззрение, умение устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ, физиологическое действие на организм человека.

  • Воспитательная

Формировать навыки самостоятельной работы, умение аргументировано высказывать свое мнение. Продолжить развитие навыков самообразования, поиска информации с помощью Internet – технологий;



Этапы урока-исследования:


  1. Вводно-мотивационный

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

  3. Введение в тему урока.

  4. Постановка целей урока.


II. Операционно-познавательный этап.

  1. Мотивация

  2. Постановка учебной проблемы

  3. Создание проблемной ситуации

  4. Определение пути исследования

  5. Проведение исследования

  6. Выводы (интерпретация) по результатам исследования

  7. Домашнее задание


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Подведение итогов урока

  2. Рефлексия.



    1. ВВОДНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

  1. Организационный момент. 1 минута

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Николаевна. Сегодня мы с вами проведём урок – исследование. Думаю, что наше знакомство будет взаимно плодотворным. Ведь «химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области».

Желаю успеха в получении новых знаний.

СЛАЙД 1

  1. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. 5 минут

- Прежде чем приступить к изучению новой темы вспомним пройденный материал. --- Определите, о каком элементе и его разновидностях идёт речь? СЛАЙД 2.

Он имеет несколько аллотропных модификаций, бывает мягким и хрупким, серым и малопривлекательным, но, когда на него оказывают давление и доводят до «белого каления», становится совсем другим, непохожим на самого себя: очень твердым, бесцветным и прозрачным.

(Элемент – углерод.Разновидности элемента – графит и алмаз)

-Почему алмаз и графит состоят из одного и того же химического элемента, но так отличаются по физическим свойствам?

( -Имеют разное строение кристаллических решёток) СЛАЙД 3

-Какие ещё вещества, состоящие из атомов углерода, вы знаете?

(Уголь, сажа.Возможный вариант - карбин, фуллерен)

-Где применяются данные вещества?

(Уголь как топливо, в медицине - таблетки активированного угля (карбален), в противогазах, в фильтрах для очистки воды; сажа – крем для обуви, наполнитель для получения резиновых покрышек, для приготовления чёрной типографской краски, картриджи.)

- А теперь вспомним химические свойства углерода.

В поисках ответа на вопрос о природе драгоценного камня алмаза английскому химику в 18 веке пришлось осуществить дорогостоящий опыт. Он сжег алмаз в плотно закрытом тигле.

- Сможете ли вы назвать два продукта реакции, которые образовались при горении алмаза в результате данного опыта? Назовите их.

(Угарный газ и углекислый газ: 2C + O2(недост.) =2CO
C + O
(изб.) = СO2. ) СЛАЙД 4

- Назовите химическое свойство углерода, которое проявляется в данной реакции.

(Углерод реагирует с неметаллами (с кислородом), в данной реакции проявляет восстановительные свойства)

3. Введение в тему урока. 1 минута

-Перечислите другие химические свойства углерода, которые вы изучили

(- Углерод реагирует с металлами, водой и восстанавливает металлы из их оксидов)

- Вы показали свои достаточные знания по теме «Углерод, его физические и химические свойства». Сегодня продолжим изучение этого элемента. СЛАЙД 5

Тема нашего урока: «Кислородные соединения углерода, или Бенефис Углерода?» , вторая часть названия темы останется пока для вас загадкой, мы откроем её чуть позже. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

4.Постановка целей урока. 2 минуты

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? Не забудьте, что сегодня – урок исследование.

(Познакомиться с важнейшими кислородными соединениями углерода, исследовать их химические свойства, провести химическое исследование на получение и распознавание данных веществобъяснить процессы, происходящие в окружающем мире.)

СЛАЙД 6

II. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  1. Мотивация. 1 минута

Углерод и его соединения имеют огромное значение для человека, широко распространены в природе. СЛАЙД 7. Тот факт, что в человеческом организме содержится 16 кг атомов углерода (это составляет 1 333 333 моль вещества или 8*1041 степени атомов) говорит об углероде как основе всего живого.

-Как вы думаете, о каких кислородных соединениях пойдет речь на уроке?

(Углекислый и угарный газы.Возможный ответ: угольная кислота, карбонаты).

2.Постановка учебной проблемы. 5 минут

- С чего мы начинаем традиционно изучение веществ?

(С изучения физических и химических свойств веществ.)

-Предлагаю вам алгоритм работы по определению физических свойств углекислого и угарного газов.

СЛАЙД 8

-Параметры вы видите на экране. Работать будем самостоятельно, по материалу учебнику п.30, стр. 172-173, I вариант - углекислый газ, II вариант – угарный газ, ответы по каждому параметру запишите в тетрадь. Время работы – 2 мин.

Углекислый газ

Параметры

Угарный газ

СО2

1.Формула.

СО

44

2.Молекулярная масса

28

Газ

3.Агрегатное состояние

Газ

Без цвета

4.Цвет

Без цвета

Без запаха

4.Запах

Без запаха

Хорошо

растворим в воде

5.Растворимость в воде

Слабо

растворим в воде

Кислотный

6. Тип оксида

Несолеобразующий

Молекулярная

*Кристаллическая решётка

Молекулярная

Ковалентная полярная

*Тип химической связи

Ковалентная полярная


-Приготовьтесь оба варианта, физические свойства будем называть одновременно. Вставать не нужно.

(Учащиеся поочередно отвечают)

-Знание физических свойств данных веществ вам поможет решить химическую задачу: СЛАЙД 9

В Италии, близ Неаполя, имеется "собачья пещера", в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ.

Почему при входе в эту пещеру животные гибнут, а люди остаются невредимыми?

(Углекислый газ тяжелее воздуха, скапливается в нижних слоях пещеры на уровне высоты животных, поэтому животные, испытывающие недостаток кислорода, гибнут.Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то необходимо напомнить о молекулярной массе углекислого газа и воздуха).

-Опираясь на знание физических свойств веществ, вы можете прогнозировать и химические свойства.

Мы определили, что углекислый газ – это кислотный оксид, значит, для него характерны химические свойства кислотных оксидов. Назовите эти химические свойства.

(Взаимодействие с водой, щелочами, основными и амфотерными оксидами).

- Продолжаем работу по определению химических свойств вещества.

- Допишите реакции, соответствующие химическим свойствам углекислого газа.

- Кто может дописать следующие реакции:

а) CO2 + H2O =

б) CO+ Вa(OH)2=

в) CO2 + Na2O =

(Учащиеся записывают реакции на доске)

3. Создание проблемной ситуации. 3 минуты

- Посмотрите видеоопыт и назовите специфическое свойство углекислого газа, записав реакцию на доске, подумайте над вариантами применения данного свойства в жизни.

Видеоопыт «Горение магния в углекислом газе»

-О каком свойстве углекислого газа идёт речь в опыте? Его применение в жизни?

(Горение магния в атмосфере углекислого газа.Можно применить в пиротехнике, при создании фейерверков, салютов) СЛАЙД 10

- Кто может записать реакцию на доске?

(2Mg + CO2 = 2MgO + С)

4.Определение пути исследования. 1 минута

Полученные знания помогут нам в практическом исследовании.

- Что будет предметом или объектом нашего исследования?

(Углекислый и угарный газ)

- Какая проблема может возникнуть при исследовании данных кислородных соединений углерода?

(Углекислый газ – неядовитое вещество, угарный газ – сильнейший яд) СЛАЙД 11

- Какое из веществ мы сможем получить в наших лабораторных условиях без вреда для здоровья, путём проведения практического эксперимента?

(Только углекислый газ, потому что в малой концентрации он не опасен для здоровья)

5.Проведение исследования. 7 минут


Значит, исследование угарного газа мы можем проводить теоретически. СЛАЙД 12. Предлагаю 2 учащимся исследовать его свойства путём мысленного эксперимента с использованием дополнительных источников информации. Желающие?

Работайте по инструкции.

- Перед проведением практической работы по химии, вспомните о соблюдении правил по технике безопасности. Посмотрите на СЛАЙД 13

Мы с вами приступаем к эксперименту-исследованию химических свойств углекислого газа. Майкл Фарадей в свое время говорил: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия».

Перед вами инструкция по выполнению исследовательской работы в парах.

СЛАЙД 14

Выполнять задания следует строго по инструкции.

Время работы - 7 минут. СЛАЙД 15

(Учащиеся выполняют исследование)

(Выполнять практическое задание только по инструкции, руками вещества не трогать, пользоваться только лабораторным оборудованием, низко не наклоняться над реактивами, пробовать на вкус нельзя, нюхать вещества правильно….)

6.Выводы по результатам исследования. 10 минут

Время проверки результатов вашего эксперимента подошло.

Сначала предоставим слово учащимся, которые проводили теоретическое исследование по теме «Угарный газ, его химические свойства»

( Учащиеся рассказывают о проведённом исследовании, записывают реакции на доске)

Восстановительное свойство оксида углерода (II) позволяет человечеству получать миллионы тонн чугуна и стали, но угарный газ – сильнейший яд. При вдыхании воздуха, содержащего всего лишь 0,1% CO, человек может потерять сознание и умереть. Как обезопасить себя при работе с ядовитыми веществами?

(-Проявлять осторожность при работе с этим веществом, а также знать средства оказания первой медицинской помощи при отравлении угарным газом.)

- В Камышине участились случаи отравления этим коварным газом без цвета и запаха. О способах оказания первой помощи при отравлении угарным газом вы можете узнать из фильма «Аптечка. Первая помощи при отравлении».

Видеоролик (1мин)

-При оказании первой помощи при отравлении угарным газом, что следует сделать в первую очередь?

(Обеспечить доступ свежего воздуха, положить в горизонтальное положение, голову повернуть на бок, расстегнуть воротник, расслабить ремень, вызвать скорую помощь)

Сделайте вывод о свойствах угарного газа.

(Угарный газ – восстановитель, применяется в металлургии, является ядовитым веществом)

- Группа учащихся исследовала химические свойства углекислого газа. Кто из вас готов поделиться информацией? Один учащийся делает вывод по исследованию, другой записывает реакцию на доске.

(Учащиеся рассказывают о проведённом эксперименте, записывают реакции на доске)

При проведение эксперимента вы познакомились с лабораторным способом получения углекислого газа. Подумайте, что объединяет ваш эксперимент и следующий исторический факт из жизни Клеопатры: СЛАЙД 16 «Она вынула из шкатулки одну из жемчужин и бросила её в яблочный уксус. Потрясенные гости, наблюдали, как дорогая жемчужина медленно растворяется с выделением пузырьков бесцветного газа. Когда от нее не осталось и следа, Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая полученный эликсир, и выпила весь до последней капли».

(В лабораторном опыте мы получали углекислый газ действием соляной кислоты на мрамор – карбонат кальция.Клеопатра растворяла жемчужину, тот же карбонат кальция, в уксусной кислоте, при этой реакции выделялись пузырьки углекислого газа.)

- Назовите общий лабораторный способ получения углекислого газа.

(Углекислый газ в лаборатории получают действием кислот на соли – карбонаты.)

Кто хочет узнать, с какой целью Клеопатра употребляла этот элексир, может прочитать роман Хаггарта Г.Р. «Клеопатра»

- Я назову сейчас два глобальных процесса, которые происходят на земле. Найдите между данными процессами связь и противоречие. Фотосинтез и парниковый эффект. СЛАЙД 17, 18

(Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды на свету. Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере приводит к усилению парникового эффекта и увеличению средней температуры на Земле, что может привести к таянию ледников, экологической катастрофе.Связь: оба процесса происходят с участием углекислого газа, противоречие: фотосинтез – процесс, обеспечивающий жизнь на Земле, а усиление парникового эффекта может привести к гибли всего живого на планете)

Молодцы, вам удалось исследовать такие важные кислородные соединения углерода.

- Спасибо за ваши ответы на уроке. СЛАЙД 19

  1. Домашнее задание. 1 минута

Вы готовы выполнить домашнее задание, которое будет разноуровневым: П.30 (до стр.175), две задачи повышенной сложности, два задания средней степени сложности. Вы можете выбрать любое из заданий по своим возможностям.

III. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

1.Подведение итогов урока. 2 минуты

- Открываем скрытую часть темы нашего урока - «Бенефис Углерода» СЛАЙД 20

Вам знакомо слово «бенефис»? Что оно означает?

(Бенефис – театрализованное представление в честь одного из участников, признательность, воспевание, восхваление.Возможный ответ: праздник)

СЛАЙД 21(а)

  - Возможно такое название нашего урока в честь Углерода?

(Возможно, так как углерод и его соединения играют огромную роль в природе и в жизни человека)

- Через несколько уроков вы начнёте изучать органическую химию, её называют химией соединений углерода, так как в состав каждого органического вещества (а этих веществ насчитывается более 25 миллионов), входит элемент углерод. Углерод - основа всей живой природы!

Слово «бенефис» произошло от французского “benefice” –прибыль, польза. СЛАЙД 21(б)

-Какую пользу вы извлекли для себя на сегодняшнем уроке?

(Теперь мы знаем, где применяются оксиды углерода и какова их роль на нашей планете)

-Что вам помогло в приобретении новых знаний?

(Исследование, эксперимент, групповая работа в парах)

-Достигли мы своей цели урока? Каким образом? СЛАЙД 22

(Достигли, так как на уроке исследовали свойства кислородных соединений углерода, познакомились со способом получения, а также узнали, в каких областях жизни применяются данные вещества, их практическое значение для нас)

  1. Рефлексия. 1 минута

СЛАЙД 23.

Оцените свою работу на уроке по индикаторной шкале рН. Каждому цвету соответствует низкая, средняя, высокая степень удовлетворенности вашей работой на уроке.

Спасибо за работу на уроке!



Приложение №1.

Инструкционная карта №2.

«Углекислый газ, его химические свойства».


Цель:

«Исследовать углекислый газ, его химические свойства в реакциях с водой, известковой водой и с раствором поваренной соли»


Инструкция к практическому эксперименту.


Что наблюдали?

Вывод

  1. В пробирку с кусочками мрамора СаСО3 прилейте разбавленную соляную кислоту так, чтобы она слегка покрывала кусочки мрамора.

  2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

  3. Пропустите выделяющийся газ поочередно в заранее приготовленные пробирки.


а) с водой (добавьте в эту пробирку одну каплю индикатора метилового оранжевого)


б) известковой водой (раствор гидроксида кальция Са(ОН)2) до выпадения осадка (качественная реакция)


в) с раствором поваренной соли NaCl.



Признаки реакции:

(изменение цвета, выпадение осадка, появление запаха, выделение газа)







а)



б)



в)










Дописать осуществимые реакции

а) CO2 + H2O =



б) CO+ Ca(OH)2=


в) CO2 + NaCl. =














Инструкционная карта №1.

«Угарный газ, его химические свойства».


Цель:

«Исследовать угарный газ, его химические свойства в реакциях с оксидами металлов и кислородом.


Инструкция к исследованию свойств угарного газа CO

Мысленный эксперимент

Вывод

1.Исследуйте химические свойства угарного газа по учебнику

п.30, стр. 172-173


2.Ответьте на вопросы:

а) К каким оксидам относится угарный газ?

б) Какие свойства он проявляет в реакциях с кислородом и оксидами металлов? Почему?


Допишите реакции


а) CO+ СuO =


б) CO+ Fe2O3 =


в) CO + O2 =







Сделайте общий вывод:


1.Химические свойства угарного газа

2. Область применения


















Приложение №2

*** Задачи повышенной сложности

  1. Хочешь быть зубастым – чисть зубы пастой! Зубные пасты – это сложные смеси, чаще всего содержащие карбонат кальция. Карбонат кальция для зубных паст получают химическим осаждением карбонатом натрия из раствора гидроксида кальция. Рассчитайте массу гидроксида кальция, который потребуется для получения 85 кг карбоната кальция этим способом, если выход продукта реакции равен 94%. ( 67 кг).

  2.  Какой объем (н.у.) углекислого газа заполнит помещение кухни, если Петя в отсутствие родителей решил прокалить на газе 700 г толченого мела, в котором 2% примесей? (Так он решил проверить правдивость утверждения своего учителя химии о необходимости постоянного проветривания помещения, где проводится такой опыт.) Что произойдет, если Петя не откроет форточку?


*** Задачи средней сложности


  1. Осуществите превращения:

C → CH4 → CO2 → Na2CO3 →NaHCO3 → CO→ CaCO3 →CO2



22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!