Конспект урока 9 класс алгебра
Тема урока: Классическое определение вероятности
Цель урока: создание условия для формирования умения оперировать понятиями «достоверное событие», «невозможное событие», «равновозможные результаты» и «равновероятные события».
Результаты:
личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики.
Метапредметные: формировать первоначальные представления
об идеях и о методах математики как об универсальном языке
науки и техники.
Предметные: Учащийся научится оперировать понятиями «достоверное событие», «невозможное событие», «равновозможные результаты» и «равновероятные события».
Формируемые УУД: (формирование познавательных УУД): умение строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки
(формирование коммуникативных и личностных УУД): умение корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
(формирование регулятивных УУД) умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.
Основные понятия: Достоверное событие, невозможное событие, равновозможные события, равновероятные события, вероятность события, теория вероятностей.
Оборудование и материалы: презентация.
Ход урока
Организация учебного процесса.
Приветсвие. Проверка готовности учащихся уроку.
Актуализация опорных знаний.
Эпиграф к уроку «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражания – самый лёгкий, путь опыта – самый горький» Конфуций
Наша жизнь полна случайностей: землетрясения, ураганы, подъёмы и спады в экономике, случайные встречи и т.д. Играется шахматная партия – это испытание, а выигрыш, ничья, проигрыш его возможные события.
Возможно, ли заранее предсказать исходы данных событий?
Проведем эксперимент:
Из коробки (в коробке лежат 10 белых шашек) нужно достать белую шашку (повторить три раза). Как можно назвать исход данного события (достоверным)
Из коробки (в коробке лежат 5 белых и 5 черных шашек) нужно достать синюю шашку (повторить три раза). Как можно назвать исход данного события (невозможным)
Из коробки (в коробке лежат 5 белых и 5 черных шашек) нужно достать синюю шашку (повторить три раза). Как можно назвать исход данного события (случайным равновероятным)
Самостоятельная работа в парах. Ребятам нужно заполнить таблицу – поставить + в графе с соответствующим типом события.
Охарактеризуйте события, о которых идет речь в приведенных заданиях как достоверные, невозможные или случайные.
1. Петя задумал натуральное число. Событие состоит в следующем:
а) задумано четное число (случайное);
б) задумано нечетное число (случайное);
в)задумано число, не являющееся ни четным, ни нечетным (невозможное, так как любое натуральное число либо четное, либо нечетное);
г)задумано число, являющееся четным или нечетным (достоверное).
2. В мешках лежит 10 шаров: 3 синих, 3 белых и 4 красных.
а) из мешка вынули 4 шара и они все синие (невозможное, в мешке только 3 синих шара);
б) из мешка вынули 4 шара и они все красные (случайное);
в) из мешка вынули 4 шара, и все они оказались разного цвета (невозможное, в мешке шары только трех разных цветов);
г) из мешка вынули 4 шара, и среди них не оказалось шара черного цвета (достоверное – в мешке нет черных шаров).
№ задания | Достоверное | Невозможное | Случайное |
1.а) | | | + |
1.б) | | | + |
1.в) | | + | |
1.г) | + | | |
2.а) | | + | |
2.б) | | | + |
2.в) | | + | |
2.г) | + | | |
Введение новых знаний: Теоретический материал § 19
Проведем игру. Из коробки, где лежат шашки черного и белого цвета (по 10 штук каждого цвета) участники достают шашки по очереди. Побеждает тот, у кого будет шашек одного цвета больше.
Возможно, ли определить победителя заранее? (нет, это дело случая). Как же просчитать этот случай? И возможно ли вообще это сделать?
На все эти вопросы отвечает увлекательная наука – теория вероятности.
Развитие теории вероятностей начиналось весьма своеобразно...
Первоначальным толчком послужили задачи, относящиеся к азартным играм в кости и карты (в переводе с французского «азарт» (le hazard) означает «случай»).
Во время многочасовых игр замечались определённые закономерности (некоторые комбинации карт или костей появляются чаще других).
Возникли вопросы:
1) Сколько раз надо бросить кости, чтобы получить наибольшее число очков?
2) Каким образом разделить ставку между игроками в случае,
если игра не была окончена?
Игроки обратились к математикам в надежде узнать от них выигрышную стратегию.
И математики стали подсчитывать различные вероятности в азартных играх.
Основателями теории вероятностей были французские математики 17 в. Блез Паскаль, Пьер Ферма и голландский ученый Христиан Гюйгенс.
Для нахождения вероятности некоторых событий необязательно проводить испытания или наблюдения. Достаточно руководствоваться жизненным опытом, здравым смыслом и знанием теории.
Рассмотрим примеры
Классическое определение вероятности :
Вероятность события равна отношению числа благоприятных исходов к общему числу исходов.
, где
P – обозначение происходит от первой буквы французского слова probabilite – вероятность.
Первичное закрепление
Задача Д’Аламбера. Сначала показать решение Даламбера (слайд)
Найти вероятность того, что при подбрасывании двух монет на обеих монетах выпадут решки.
Решение Даламбера.
Опыт имеет 3 равновозможных исхода:
• Обе монеты упадут на «орла»
• Обе монеты упадут на «решку»
• Одна монета упадёт на «орла», другая на «решку»
Благоприятным будет 1 исход
Вероятность события равна 1/3.
Ошибка: Даламбер объединил 2 элементарных исхода в один.
Правильное решение:
Опыт имеет n = 4 равновозможных исхода: (рассмотреть построение дерева)
• Первая монета упадёт на «орла», другая на «решку»
• Первая монета упадёт на «решку», другая на «орла»
• Первая монета упадёт на «орла», другая на «орла»
• Первая монета упадёт на «решку», другая на «решку»
Благоприятным будет 1 исход m = 1
Вероятность события равна P(A) = 1/4.
Учитель: Помните, что природа различает все предметы, даже если внешне они для нас неотличимы.
Работа в парах. Решение задач ОГЭ № 10
Приложение 1
Самостоятельная работа (заполнить таблицу) – 5 минут
Приложение 2
Информация о домашнем задании:
§ 19, разобрать все примера из параграфа; карточка (приложение 3)
Рефлексия (слайд 10)
«5» - всё понял(а), могу объяснить другому
«4» - сам понял(а), другому объяснить не могу
«3» - для полного понимания мне нужно повторить тему
«2» - ничего не понял(а