СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ко Дню Единого Текста русский язык в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Кроме этого, как считают психологи, смысловое чтение является фактором № 1, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость школьников, чем все остальные вместе взятые факторы. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям: в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», выделено отдельное умение — «смысловое чтение».

 

На современном этапе развития общества умение читать не может

сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно

развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество

человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его

жизни в разных ситуациях деятельности и общения, поэтому работа над формированием навыков смыслового чтения должна стать одной из

важных составляющих учебного процесса. Для того чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определенными навыками и технологиями работы с информацией независимо от предметной области.

Просмотр содержимого документа
«Урок ко Дню Единого Текста русский язык в 7 классе»

Тема: Деепричастие как часть речи

Тип урока: урок изучение нового материала

Технологии урока: 

  1. информационно-коммуникативная(элементы);

  2. технология развития критического мышления через чтение и письмо (элементы), здоровьесберегающие технологии.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Цель урока: сформировать представление о деепричастии как части речи, познакомить с личностью В.И. Даля.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умения находить деепричастия в тексте,

  • определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).

Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО),воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.

  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти,воображения.

  • формировать языковое чутье,

  • развивать речевую культуру и речевое творчество.

Планируемые УУД:

Предметные: научиться находить деепричастия, определять его морфологические признаки.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задания.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор,

  2. компьютерная презентация,

  3. распечатанный текст для каждого ученика.


Структура урока

1)Орг.момент.

- Доброе утро, ребята. Сегодня в нашей школе проходит День единого текста. Кому будет посвящён текст, вы узнаете позже.

2)Актуализация знаний.

- Начнём мы с вами с того, что повторим орфографию. Но это будет не просто словарный диктант, а диктант на основе текста, который вы будете читать позже. Тем самым вы уже будете готовы к пониманию написания тех или иных слов, которые встретите.

Словарный диктант

Был образоваННым человеком, руССкоепоДДанство, Наполовину немка, поступилсначалА, услышАл Незнакомое слово, завОлакиватЬся тучами, клОнитЬся к Ненастью, во время русско-турецкой войны, гружёННого записками, было вырАщеНо, окАзались Невредимыми, меняЕтпрофеССию, прОстонАродная речь, артиЛЛерист.

3)Определение темы урока.

- Перейдём к основной работе. Сегодня мы посвятим урок тексту о Владимире Ивановиче Дале – создателе «Толкового словаря живого великорусского языка».

Знакомство с текстом

- Перед началом работы пронумеруем абзацы для удобства.

Словесное чтение текста

Беседа

- Теперь проверим, насколько хорошо вы читали текст. Ответьте на ряд вопросов.

  1. Кто были по происхождению родители В.И. Даля? (датчанин и немка-француженка)

  2. Какое воинское звание имел автор? (мичман)

  3. В какой период жизни началось активное пополнение тетради живого языка? (во время Русско-турецкой войны)

  4. Какое событие связано с верблюдом В.И. Даля?

  5. Какую профессию после военных походов получил автор? (хирург)

  6. Как называется труд всей его жизни? («Толковый словарь живого великорусского языка»)

  7. Что такое «ремешки»? (узкие полоски бумаги с пословицами)

  8. Какое впечатление на вас произвёл герой?

4)Определение темы урока.

- Сегодня мы знакомимся с новой для вас частью речи. Обратите внимание на выделенное предложение из прочитанного нами ранее текста.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВЫДЕЛЕНО В ТЕКСТЕ

«Ещё до рождения отец Володи принял русское подданство, учил детей, преподавая им уроки истории и литературы.»

- Обратите внимание на выделенные слова. Скажите, какие из этих частей речи обозначают основное действие, а какая добавочное? (преподавая)

- Эта часть речи называется деепричастием. Запишите тему урока.

«Деепричастие как часть речи»

5)Работа по теме урока.

- Сейчас мы выполним ряд заданий, по итогу которых будем делать микровыводы. Затем соберём всё воедино.

ВЫПОЛНЯЕМ ВМЕСТЕ

- Определим, к какой части речи относится выделенное нами слово и какой вопрос к нему можно задать.

Учил (как? что делая?) преподавая

- Делаем первый вывод.

1.Деепричастие относится к глаголу и имеет вопросы что делая?(добавляю «что сделав?»)

- Попробуйте изменить эту часть речи. Если мы рассматриваем ссч, то будем изменять главное слово и увидим, что происходит с деепричастием, относящимся к нему.

Учил преподавая

Учила преподавая

Учили преподавая

- Делаем второй вывод.

2.Деепричастие - неизменяемая часть речи.

- Определите, от какой части речи образовано деепричастие?

Преподавая – преподаватьглагол

- Каким способом? (суффиксальным)

- Делаем третий вывод.

3.Деепричастие образуется от глагола.

- Обратите внимание на суффикс, с помощью которого образовано деепричастие. У этой части речи, как и у причастия, есть набор отличительных суффиксов

-В-, -ВШИ-, -ШИ-, -А-, -Я-

- Какие морфологические признаки глагола можно определить у деепричастия? Помните, если деепричастие неизменяемая часть речи, мы обращаемся к постоянным признакам глагола. Перечислите их. (вид, переходность, возвратность)

- Определим их у выделенного нами ранее деепричастия.

Преподавая – несов.в., непереходн., невозвратн.

- Делаем четвёртый вывод.

4.Деепричастия имеют такие признаки, как вид, переходность и возвратность.

- Соберём воедино все наши выводы и сравним с теорией на стр. 98 учебника.

Читаем

Работа с текстом

ВЫПОЛНЯЕМ В ПАРАХ

- Обратимся к тексту о В.И. Дале. Выполним ряд заданий.

1.Найдите в 7,3 абзаце текста предложение с деепричастием. Запишем деепричастие с определяемым словом, задайте вопрос.

Отправляется (что сделав?) завершив (сов.в., переходн., невозвратн.)

Клониться (что делая?) говоря (несов.в., непереходн., невозвратн.)

2.Определите морфологические признаки деепричастий.

3.Запишем 2-ое предложение 7 абзаца и определим синтаксическую роль деепричастий.

Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирурготправляется на русско-турецкую войну.

- Определите, какова грамматическая основа и, исходя из вопроса, заданного к деепричастию, скажите, каким членом предложения оно будет.

5.Деепричастие является обстоятельством в предложении.

6)Д.з.:Учить теорию на стр. 98, упр. 172.

7)Итоги.

- Что нового сегодня узнали?

- С какой частью речи мы познакомились?

- Остались ли у вас вопросы?

8)Рефлексия.

ВЫПОЛНЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО

- Ребята, итогом урока станет написание синквейна о В.И. Дале. Но вам нужно обязательно включить деепричастие в предложение.

НАПОМИНАЮ СХЕМУ

1.Существительное (тема)

2.Прилагательные (2)

3.Глаголы (3)

4.Предложение

5.Существительное (слово-эмоция)