СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - конференция для учащихся 10 - 11-х классов общеобразовательных учреждений «Развитие парламентаризма в России»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: умение выступать перед аудиторией с короткой информацией по заданной теме.

Задачи урока:

1. Проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках.

2. Систематизировать собранный материал, подавать его аудитории в сжатой, концентрированной форме.

3. Развивать интерес к ключевым вопросам отечественной истории. 

Просмотр содержимого документа
«metod-recom»

11



Методические рекомендации по проведению открытого урока

«Развитие парламентаризма в России»

для учащихся 10 - 11-х классов

общеобразовательных учреждений


Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанная на принципе разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых является независимой и самостоятельной в осуществлении своих конституционных полномочий.

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в современном понимании этого термина) было создано лишь в 1906 году. 27 апреля 2011 года исполняется 105 лет со дня начала работы Первой Государственной Думы в России. В связи с этим Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
V созыва выступила с инициативой проведения открытого урока в 10 - 11-х классах общеобразовательных школ на тему: «Развитие парламентаризма в России» с приглашением к участию в нем депутатов Государственной Думы и членов Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований.

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от вече, Боярской думы и Земских соборов до современных форм парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского парламентаризма - значит, определить какие периоды прошла в своем формировании российская государственность, приобщиться к культуре и практике государственного строительства.

Главная цель открытого урока - помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина, содействовать формированию у школьников старших классов активной жизненной позиции.

Примерные вопросы для обсуждения на открытом уроке:


1. Исторические этапы становления парламентаризма в России.

2. Опыт деятельности Государственной Думы в начале ХХ века.

3. Конституция Российской Федерации и основы современного российского парламентаризма.

4. Достижения, недостатки и проблемы в работе законодательных и представительных органов власти всех уровней в современной политической системе Российской Федерации.

Продолжительность открытого урока составляет 1 час 30 минут. Общий план проведения урока должен предусматривать:

  • Вступительное слово директора школы;

  • Краткое вступительное слово депутата, участвующего в открытом уроке;

  • Рассмотрение и обсуждение содержательных материалов по теме открытого урока (в соответствии с выбранной формой проведения урока);

  • Подведение итогов урока;

  • Заключительное слово директора школы об итогах открытого урока, о вопросах, вызвавших наибольший интерес;

  • Награждение депутатом, участвующим в открытом уроке, наиболее активных участников открытого урока из числа учителей и учеников;

  • Заключительное слово депутата.

По решению образовательного учреждения открытый урок может проводиться в одной из следующих форм. Возможно сочетание перечисленных форм.

Лекция. Предусматривает изложение материала и ответы на вопросы. Конкретизация тематики лекции в рамках рекомендованных для обсуждения вопросов устанавливается каждой школой самостоятельно.

Презентация докладов. Школьников распределяют на группы по 4 – 5 человек и каждой группе заранее выдается задание подготовить сообщение, эссе по какой-либо теме, связанной с развитием парламентаризма в России. На открытом уроке могут быть представлены и обсуждены 3 - 4 лучших презентации. По итогам докладов депутатом и педагогами, участвующими в проведении урока, определяется лучшая работа.

Конкурс творческих работ. В школе может быть проведен конкурс творческих работ, посвященных развитию парламентаризма. При этом жанры конкурса могут быть самыми разнообразными: от художественных до научных работ. На открытом уроке представляются наиболее интересные работы, среди которых определяется победитель.

Пресс-конференция. Для проведения урока в этой форме в школе должен быть предварительно проведен конкурс на лучший вопрос депутату, участвующему в открытом уроке. Отобранные вопросы задаются на уроке депутату, который определяет по окончании урока автора лучшего вопроса.

По итогам проведения открытого урока с методической точки зрения представляется целесообразным отметить педагога, внесшего наибольший вклад в подготовку открытого урока, и лучшего ученика (группу учеников). Выбор формы поощрения и количество поощряемых лиц определяется депутатом, участвующим в открытом уроке, самостоятельно.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Развитие парламентаризма в Российской империи (1906-1917 годы)


Государственная Дума, 1906-1917 : стеногр. отчеты : в 4 т. / [ред. В. Д. Карпович] ; [Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации]. - М. : Правовая культура. - 1995. - (Парламентаризм в России)

Т. 1: [1906]. - 1995. - 336 с.

Т. 2: [1907]. - 1995. - 287 с.

Т. 3: [1907 - 1909]. - 1995. - 343 с.

Т. 4: [1914 - 1917]. - 1995. - 368 с.


Государственная Дума в России, 1906-1917. -СПб.: Лики России, 2006. -301 с.


Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России, начало и конец ХХ в.: сравнительный анализ / Е.И. Голубева; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М., 1995. - 111 с.


Государственный совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции / ред. совет: С.М. Миронов (пред.) и др.; гл. ред. П.Ф. Ткаченко. - М. : Олма Медиа Групп, 2007. - 183 с.


Демин В.А. Верхняя палата Российской империи, 1906-1917/ В.А. Демин; Отв. ред. В.В. Шелохаев. - М.: РОССПЭН, 2006. - 374 с.


Демин В.А. Государственная Дума России, 1906-1917: механизм функционирования / В.А. Демин; под ред. В.В. Шелохаева. - М. : РОССПЭН, 1996. - 214 с.


Дмитриев Ю.А. Законодательные органы в России от Новгородского вече до Федерального Собрания: сложный путь от патриархальной традиции к цивилизации / Ю.А. Дмитриев, Е.Ю. Черкашин. - М. : Манускрипт, 1995. - 102 с.


История Государственного Совета Российской Империи, 1801-1917. Высшее законосовещательное учреждение Российской Империи и верхняя палата первого российского парламента / [А. Р. Соколов, Д. И. Раскин, Н. М. Корнева и др. ; науч. ред.: А. Н. Чистиков, Д. Н. Шилов]. - СПб. : Лики России, 2008. - 647 с.


К 100-летию издания Манифеста 1905 года об учреждении Государственной Думы : Материалы науч.-практ. конф., Петергоф, 6 окт. 2005 г. / Редкол.: Б.В. Грызлов и др. ; Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 104 с.


Кошкидько В.Г. Представительная власть в России: формирование и функционирование, 1905-1907 гг. / В.Г. Кошкидько ; Моск. гос. ун-т, Фак. гос. упр. - М. : Унив. гуманитар. лицей, 2000. - 232 с.


Лукоянов И.В. Государственная Дума Российской империи: исторический опыт/ И.В. Лукоянов //Ленинградский юридический журнал. - 2005. - № 3. - С. 52-69


Малышева О.Г. Особенности становления российского парламентаризма в Российской империи/ О.Г. Малышева //Власть. - 2006. - № 3. - С. 13-16


Манифест 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка»” // История России с древнейших времен до наших дней : хрестоматия. – М, 2000; //Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии. - М., 2000. - C. 585-586


Романов Р.М. Истоки парламентаризма: от законодательных органов древности до наших дней/ Р.М. Романов. -2-е изд., доп. и перераб. -М.: Соврем. экономика и право, 2006. -277 с.


Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской Империи, 1906-1917: Ист.-правовой очерк/ А.Ф. Смирнов. - М.: Книга и бизнес, 1998. - 623 с


У истоков российского парламентаризма / [авт. текста И. В. Лукоянов]. - СПб. : Лики России, 2003. - 413 с.


Усанов В.Е. История становления парламентаризма в России/ В.Е. Усанов //"Черные дыры" в Российском законодательстве. - 2006. - № 3. - С. 432-438


Усанов, В.Е. Становление и развитие парламентаризма в России: историко-правовое и критическое исследование / В. Е. Усанов ; Междунар. акад. предпринимательства. - М. : Элит, 2008. - 895 с.


Развитие парламентаризма в Российской Федерации


Конституция Российской Федерации : принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. - М. : Юрид. лит., 2011. - 61 с.


Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации //Официал. сайт Гос. Думы Федер. Собрания Рос. Федерации http://www.duma.gov.ru/about/regulations/


Государственная Дума: стеногр. заседаний //Официал. сайт Гос. Думы Федер. Собрания Рос. Федерации http://www.duma.gov.ru/systems/#transcripts


Совет Федерации: стеногр. отчет // Официал. сайт Совета Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации http://www.council.gov.ru/lawmaking/sf/index.html


Богачева Н.И. Парламент России: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации/ Н.И. Богачева, О.В. Ковалева. - М.: Развитие, 2005. - 218 с.


Грызлов Б.В. Восемь российских парламентов / Б.В. Грызлов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 109 с.


Гаман-Голутвина О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе / О.В. Гаман-Голутвина // ПОЛИС: Политические исследования. - 2006. - № 2. - C. 27-39; № 3. - C. 67-74


Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, 1994-2006. - СПб. : Лики России, 2006. - 302 с.


Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва / сост.: П. А. Аверин, А. Н. Аверьянов, Н. А. Васецкий ; под общ. ред. Г. Н. Селезнева. - Изд. Гос. Думы. - М. : Весь мир, 1996. - 365 с.


Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, 2000-2003 / В. И. Барсуков, Ю. А. Брусницын, Н. А. Васецкий [и др.] ; под общ. ред. Г. Н. Селезнева. - Изд. Гос. Думы. - М. : ВЭЛТИ, 2000. - 377 с.


Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва / Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации ; под общ. ред. Б. В. Грызлова . - Изд. Гос. Думы. - М. : Первая образцовая тип., 2004. - 378 с.


Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва / под общ. ред. Б. В. Грызлова. - Изд. Гос. Думы. - М., 2008. - 507 с.


Гранкин И.В. Парламент России / И.В. Гранкин. - М. : Изд-во гуманитар. лит., 2001. - 368 с.


Грызлов Б.В. Традиции российского парламентаризма / Б.В. Грызлов // Федеральный справочник. Политика. Экономика. Управление: государство и бизнес. - М.: ФС: политика, экономика, упр. - 2008. - [вып. 4]: январь - декабрь. 2008 г. - C. 153-156


Жмыхова Л. Парламент в политической системе современной России/ Л. Жмыхова // Право и жизнь. - 2004. - № 73. - C. 248-282


Казакова А. А. Основные цели и принципы двухпалатного парламента в России / А. А. Казакова // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2009. - № 1 . - C. 39-43.


Карасев А.Т. Депутатский корпус как субъект представительного правления: общая характеристика / А.Т. Карасев // История государства и права. - 2008. - № 18. - C. 16-18


Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации / Н. Н. Карпов. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2008. - 230 с.


Карпов А. В. Современное состояние и тенденции развития парламентаризма в России / А. В. Карпов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 4 . - C. 4-13.


Парламентаризм в России: проблемы и перспективы / под ред. М.В. Ходякова ; С.-Петерб. гос. ун-т и др. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 446 с.


Парламентаризм в современной России: 15 лет становления: материалы межвуз. науч.-практ. конф., 11 дек. 2008 г. / Ком. Совета Федерации по образованию и науке, Гос. ун-т упр.; под ред. А. М. Лялина [и др.]; науч. ред. Х. Д. Чеченов. - М., 2009. - 190 с.


Представительная власть в России: история и современность/ Под ред. Л.К. Слиски. - М.: РОССПЭН, 2004. - 591 с.


Пятая Российская Государственная Дума / [под общ. ред. И. П. Рыбкина] . - Изд. Гос. Думы. - М. : Известия, 1994. - 248 с.


Роль молодежи в развитии парламентаризма в России: Междунар. интернет-конф., проходившая 25 февр.-30 марта 2004 г. на портале www.adenauer.ru : Сб. материалов/ под общ. ред.: М.А. Сигутиной, М.Ю. Мижинского; Моск. представительство Фонда им. К. Аденауэра, Межрегион. обществ. орг. "Молодая Европа". - М.: Кнорус, 2005. - 261 с.


Российский парламентаризм: история и современность : материалы заседания «круглого стола», 8 июня 2007 г. / отв. ред. Е.Е. Рябцева – Астрахань: Астраханский университет, 2008. - 101 с.


Российский парламентаризм: история и современность : материалы пленар. заседания науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию Законодат. Собр. Ульян. обл., сост. 17 марта 2005 г. /ред. кол. Б.И. Зотов и др.; Совет ректоров высш. учеб заведений Ульян. обл. и др. - Ульяновск, 2005. - 51 с.


Российский парламентаризм: региональное измерение : материалы межрегион. науч.-практ. конф. : 15-летию создания регион. законодат. органов Рос. Федерации посвящ. / Гос. дума Том. обл., Том. гос. ун-т, Том. регион. отд-ние Рос. ассоц. полит. науки. - Томск : ТМЛ-Пресс, 2009. - 174 с.


Социальная политика. Законодательные инициативы фракции "Справедливая Россия" / Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации ; [авт.-сост. С. П. Горячева, О. Г. Дмитриева]. - Изд. Гос. Думы. - М., 2010. - 60 с.


100 лет российского парламентаризма: история и современность : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Ниж. Новгород, 7 апр. 2006 г. / Нижегор. гос. ун-т. - Н. Новгород : Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2006. - 450 с.


100 лет российскому парламентаризму: взгляд из прошлого в настоящее : сб. науч. ст. и материалов науч.-практ. конф., проходившей 11 апр. 2006 г. в Гос. Думе Ставроп. края в рамках традиц. "Дум. недели" / под ред. И.В. Мухачева ; Гос. Дума Ставроп. Края, Ставроп. Центр мониторинга права. - Ставрополь : АГРУС, 2006. - 198 с.


Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" : Гос. Дума пятого созыва (2007 - 2011) / Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации. - [Изд. 3-е, доп.]. - М. : Триумф. арка, 2009. - 30 с. : ил. - Текст парал. на рус. и англ. яз.


Фракция Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва / Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации ; [сост.: В. Г. Поздняков и др.]. - Изд. Гос. Думы. - М., 2010. - 27 с.


Фракция ЛДПР в Государственной Думе : отчет о работе за 2009 г. / Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации, фракция Либер.-демократ. партии России ; [сост.: В. В. Александров, О. Л. Лавров]. - Изд. Гос. Думы. - М., 2010. - 28 с.


Шаклеин Н.И. Конституционно-правовой статус парламента и организация его деятельности / Н.И. Шаклеин; Рос. гос. соц. ун-т, Науч.-пед. центр права человека и ювенал. юстиции. - М.: РГСУ, 2008. -351 с.: диагр. -Библиогр.: с. 244-260


Шеховцов В.А. Развитие парламентаризма в России: В 2 кн./ В.А. Шеховцов. -Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2006.


Юбилейный год Российского парламента : сборник / под общ. ред. Ю. Е. Шувалова. - М. : Голден-Би, 2006. - 151 с.


Учебники


Верт Н. История советского государства : учебник : пер. с фр. / Н. Верт. - 3-е изд., испр. - М. : Весь мир, 2006. - 559 с. - (Аудитория)


Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века : Для школьников старших классов и поступающих в вузы / М.Н. Зуев. - М. : Дрофа, 2001. - 895 с.


Нисневич Ю.А. Законодательная деятельность: политико-правовой анализ : учеб. пособие / Ю.А. Нисневич, В.М. Платонов, Д.Е. Слизовский. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 284 с.


Нисневич Ю.А. Государственная власть современной России : учеб. пособие / Ю. А. Нисневич. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 493 с.


Парламентское право России : учебник / Под общ. ред. О.Н. Булакова. - М. : ЭКСМО, 2006. - 654 с. - (Российское юридическое образование).


Петров А.В. Представительные государственные учреждения дооктябрьской России : учеб. пособие / А. В. Петров, А. И. Горылев, Н. И. Биюшкина ; Нижегор. гос. ун-т. - Н. Новгород : Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2007. - 107 с.


Правкин С.А. Конституционные основы парламентаризма: отечественный и мировой опыт : учеб. пособие / С. А. Правкин ; Моск. ин-т экономики, менеджмента и права. - М. : МИЭМП, 2009. - 293 с. - Библиогр. с.: 289-292, библиогр. в конце разд.


Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика : учебник / под ред. О.Н. Булакова ; Моск. гуманитар. ун-т. - М. : ЭКСМО, 2005. - 319 с.


Становление российского парламентаризма начала XX века / Н.Б. Селунская, Л.И. Бородкин, Ю.Г. Григорьева, А.Н. Петров; под ред. Селунской Н.Б. - М. : Мосгорархив, 1996. - 282 с. - (Десять новых учебников по историческим дисциплинам).


Шикунов Д.В. Российский парламентаризм: особенности современного этапа : учеб. пособие/ Д.В. Шикунов; Моск. ун-т МВД Рос. Федерации. - М., 2004. -67 с.


Фадеев В. И. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: учеб. пособие / В. И. Фадеев, М. В. Варлен; Моск. гос. юрид. акад. - М.: Норма, 2008. - 447 с.


Справочные издания


Высшие органы государственной власти и управления России IX-XX вв.: справочник / под общ. ред. А.С. Тургаева; Сев.-Запад. акад. гос. службы. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2000. - 368 с.


Государственная Дума России, 1906-2006: энциклопедия : в 2 т. / Гос. Дума Федер. Сор. Рос. Федерации, Ин-т обществ. мысли, Ин-т федерализма и граждан. о-ва, Рос. гос. истор. архив, Фонд изучения наследия П.А. Столыпина. - М.: РОССПЭН. – 2006


Государственная дума Российской империи, 1906-1917: энциклопедия / Гос. Дума Федер. Собр. Рос. Федерации [и др.]; редкол.: В.В. Шелохаев (отв. ред.) [и др.]. - М. : РОССПЭН, 2008. - 735 с.


Государственный совет Российской империи, 1906-1917 : энциклопедия / Ин-т обществ. мысли [и др.] ; редкол.: В. В. Шелохаев (отв. ред.) [и др.]. - М. : РОССПЭН, 2008. - 343 с. : ил. - Библиогр.: с. 339


Полный сборник платформ всех русских политических партий: с прил. Высочайшего Манифеста 17 окт. 1905 г. и всеподданнейшего докл. графа Витте. Испр. и доп. по послед. резолюциям парт. съездов. - М., 2001. - 129 с


Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 1993-2008 : энцикл. справ. / Совет Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации ; [редкол.: В. В. Свинарев (пред.) и др.]. - СПб. : Лики России, 2008. - 495 с.


Хрестоматия по истории государства и права СССР: дооктябрьский период: учеб. пособ. / под ред.: Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. - М.: Юрид. лит., 1990. - 479 с


Методические издания


Ерохина М.С. Россия и мир в ХХ веке: метод. пособ. для учителя / Ерохина М.С., Короткова М.В. - .М.: «Изд-во Астрель». 2004. – 78с.


История и обществознание в школе: сб. науч. и метод. тр. – Н. Новгород: НГЦ, 2003


Колосков А. Г. История России. ХХ век: дидактический материал. - Дрофа, 2004. - 288 c.


Методика преподавания истории в общеобразовательной школе : учеб. пособ.- Н. Новгород: НГЦ, 2000. – С. 140-155


Образовательные технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика: материалы обл. науч.-метод. семинара. – Н. Новгород: НГЦ, 2001


Полезные интернет-ссылки


http://www.council.gov.ru/ - на официальном сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации размещены информационно-аналитические материалы, пресс-релизы, выступления официальных лиц, посвященные празднованию 100-летия учреждения Государственной Думы в России, а также подготовке к празднованию 105-летия отечественного парламентаризма.


http://www.duma.gov.ru/ - на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации можно ознакомиться с официальными документами, информационно-аналитическими материалами, выступлениями, посвященными истории развития институтов народного представительства, размещены материалы о праздновании 100-летия учреждения Государственной Думы и подготовке к 105-летнему юбилею Государственной Думы.


http://parlib.duma.gov.ru/ - на сайте «Парламентская библиотека Российской Федерации» Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки) Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представлены электронные каталоги книг и журнальных публикаций по праву и парламентаризму, размещен Сводный каталог изданий, посвященных деятельности дореволюционной Государственной Думы. Сводный каталог содержит библиографическую информацию об изданиях дореволюционного периода, публикациях советского времени и материалах современных исследователей, хранящихся в фондах крупнейших российских библиотек


http://www.iacis.ru/html/ - на официальном сайте Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств размещена информация о ежегодных «Таврических чтениях», посвященных актуальным проблемам истории парламентаризма в России., проводимых в Таврическом дворце Музеем истории парламентаризма в России (г. Санкт-Петербург).


http://www.parlament-club.ru/s_100let.htm - на сайте Парламентского клуба к 105-летию Государственной Думы размещены обзоры публикаций СМИ и аналитические материалы по истории парламентаризма в России.


http://duma.tomsk.ru/page/8307/ - на странице официального сайта Законодательной Думы Томской Области представлен курс лекций по истории формирования в России институтов народного представительства, становления российского парламентаризма, перспективах его развития на современном этапе, подготовленный известными историками и политологами.


http://www.iri-ran.ru/ - на сайте Института российской истории РАН размещена информация о научных исследованиях сотрудников Института в области российской истории и истории российского парламентаризма.


http://www.msal.ru/ - на сайте Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина можно ознакомиться с учебной программой и направлениями научных исследований Кафедры истории государства и права Академии в области истории права и парламентаризма в России.


http://www.polithistory.ru/ - на сайте Государственного музея политической истории России (г. Москва) можно ознакомиться с информацией о научных исследованиях и программах музея, посвященных истории преобразований государственного устройства и политической системы страны, с программами и экспозицией музея по истории российского парламента.



Просмотр содержимого документа
«парламинтаризм»



Российский парламентаризм.

Урок –конференция



Цель урока: умение выступать перед аудиторией с короткой информацией по заданной теме.

Задачи урока: 1. Проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках.

2. Систематизировать собранный материал, подавать его аудитории в сжатой, концентрированной форме.

3. Развивать интерес к ключевым вопросам отечественной истории.



Ведущий 1. 27 апреля 1906 года начала работу Первая Государственная Дума России. По случаю памятной даты российский парламент совместно с Министерством образования и науки России организуют в период с 25 по 30 апреля проведение в школах России открытых уроков «Развитие парламентаризма в России» с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления.

Ведущий 2. Цель акции — более глубокое ознакомление учащихся 10 — 11-х классов общеобразовательных учреждений страны с историей, развитием и современной законодательной базой парламентаризма в России, работой Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, представительных органов власти на местах.

Ведущий 1. Что такое парламентаризм?

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ — система правления, основанная на верховенстве представительного (законодательного) органа — парламента в системе органов государственной власти при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную. П. представляет собой особый тип государственного устройства верховной власти, при котором в структуре государственных органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов. В этом смысле основная отличительная особенность П. — наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной (профессиональной) основе.

П. означает специфичность функций и полномочий представительного органа (парламента), к которым отнесено принятие законов, обсуждение и принятие бюджета государства, участие в формировании государственных органов и назначении высших должностных лиц, осуществлении внешней и внутренней политики государства, а также контрольных функций. П. как систему правления отличают специфические формы работы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др.

Особый способ формирования парламентских учреждений — непосредственно населением — определяет и особый характер взаимоотношений парламентариев (и парламента в целом) с избирателями. Как отдельные члены парламента, так и парламент в целом в принципе связаны интересами и ожиданиями своих избирателей. Этим объясняется близость представительных учреждений к населению, в отличие от исполнительных органов власти.




Ведущий 2. Кто такой парламентарий? ПАРЛАМЕНТАРИЙ — член общенационального законодательного органа государственной власти (парламента). В Федеральном Собрании — парламенте Российской Федерации парламентариями соответственно являются депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации (Энциклопедический словарь «Конституционное право России»)



ПАРЛАМЕНТА'РИЙ, я, м. (полит.). 1. Член парламента, парламентский деятель. 2. Сторонник парламентаризма. (Толковый словарь Ушакова, 1935-1940)







Выступление 1. Как начинался российский парламентаризм?


В 1906 году в России был создан двухпалатный парламент европейского образца. Верхней палатой стал реформированный Государственный Совет, незадолго до этого отметивший свой столетний юбилей. В качестве нижней палаты выступила Государственная Дума, сформированная на основе общенационального волеизъявления (выборы в Государственную Думу состоялись в марте 1906 года). 27 апреля 1906 года в Тронном зале Зимнего дворца  в Петербурге состоялось торжественное открытие Государственной Думы и Государственного Совета. Появление в России новой законодательной ветви власти, даже при сохранении верховенства властных функций императора, создало благоприятные условия для медленного, но неуклонного продвижения страны по пути демократизации общественного строя.

.

I Государственная Дума действовала до 9 июля 1906 года. В течение 1906-1917 годов Государственная Дума созывалась еще трижды. Процесс демократизации государства был прерван революционными событиями 1917 года.
Дореволюционный парламент, прежде всего Государственная Дума, сделал очень много для введения в практику законодательной работы таких атрибутов     парламентаризма, как партийные    фракции,   регламент   работы   палат,   процедура     прохождения в них законодательных инициатив, выступления премьер-министров с декларациями, гласность пленарных заседаний, депутатские запросы.
В ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей.

Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти дома Романовых. Она уделяла огромное внимание сирым и обездоленным, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Ею, в частности, разработано и принято одно из самых передовых в Европе фабрично-заводское законодательство. Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Она довольно задиристо настаивала на выделении средств на строительство школ, больниц, домов призрения, церковных храмов. Особое место уделяла делам религиозных конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите инородцев от произвола центральных и местных чиновников. Наконец, существенное место в работе Думы занимали внешнеполитические проблемы.

Ведущий 1.Опыт парламентаризма в царской России необычайно актуален. Он учит нынешних парламентариев боевитости, умению отстаивать народные интересы в условиях жесткого давления исполнительной власти, острой борьбе, изобретательности в формах деятельности депутатского корпуса, высокому профессионализму и активности.






Законодательная власть в Российской Федерации


Выступление 2.Как называется парламент России?


Особую роль в системе россий­ской власти Конституция РФ отводит Федеральному Собранию. Федераль­ное Собрание - это избираемый двухпалатный парламент России, ее по­стоянно действующий представительный и законодательный орган. Его осо­бое положение прежде всего обусловлено тем, что это общенациональный представительный орган. Именно это должно обеспечить формирование его состава таким образом, чтобы он не только мог выражать общегосударствен­ные интересы, но и максимально отражал интересы различных групп насе­ления. Кроме того, Федеральное Собрание является законодательным орга­ном. Из всех органов федеральной власти только оно обладает прерогативой на принятие федеральных законов. В предоставлении парламенту законода­тельной власти реализуется конституционный принцип народного сувере­нитета, согласно которому именно народ России выступает единственным источником власти.


Выступление 3. Какие функции выполняет Федеральное Собрание?

Главные направ­ления деятельности Федерального Собрания находят свое полное отражение в его основных функциях: законодательной, представительской, контроль­ной и финансовой.


Законодательная функция проявляется в деятельности Федерального Собрания по подготовке и принятию федеральных законов, в результате чего формируется правовая система государства и обеспечивается правовое регу­лирование. При этом Федеральное Собрание вправе не только принимать за­коны, прямо предусмотренные Конституцией, но и те, которые необходимы для развития общества и государства в различных сферах жизни (политичес­кой, экономической, социальной и т. д.).


В представительской функции Федерального Собрания выражается народное волеизъявление. С помощью периодически проводимых парла­ментских выборов происходит выявление интересов различных социаль­ных слоев, учет федеративных связей и отношений. Благодаря этому в дея­тельности парламента могут и должны находить отражение не только про­блемы, значимые для всей страны, но и самые разнообразные вопросы, важные для отдельных групп населения и регионов. Наконец, за счет пред­ставительской функции обеспечивается ненасильственный, мирный, пе­реход государственной власти от одних выборных представителей обще­ства к другим.

Контрольная функция принадлежит Федеральному Собранию как представительному органу. Она обусловлена правом народа на контроль за деятельностью всех структур власти, которым он передал полномочия. Нап­равления деятельности Федерального Собрания, в которых реализуется дан­ная функция, являются весьма разнообразными. Так, она осуществляется даже в законодательной деятельности, когда депутаты в ходе разработки и принятия законов изучают положение дел, анализируют ситуацию, дают свои оценки работе различных государственных учреждений. Кроме того, в Конституции специально закреплены особые права Федерального Собра­ния на контроль за деятельностью некоторых органов власти. Прежде всего это касается Правительства РФ (Государственная Дума имеет право высказы­вать недоверие Правительству; с ее согласия происходит назначение Предсе­дателя Правительства). Реализовывать контрольную функцию Федеральному Собранию также позволяют институты депутатских запросов и парламент­ского расследования.


Финансовая функция Федерального Собрания заключается, прежде всего, в утверждении федерального бюджета (бюджет - это роспись денеж­ных доходов и расходов государства, составляемая на определенный срок) и контроле за его исполнением. В значительной степени с данной функцией связано и предусмотренное Конституцией право Федерального Собрания назначать и освобождать от должности председателя Центрального бан­ка РФ. Наконец, согласно ч. 5 ст. 100 Конституции РФ Федеральное Собра­ние формирует и контролирует деятельность Счетной палаты, которая осу­ществляет аудиторскую проверку деятельности любых организаций, финан­сируемых за счет средств государственного бюджета.


Выступление 4. Какую структуру имеет Федеральное Собрание?

Российский парла­мент - Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней - Совета Фе­дерации и нижней - Государственной Думы, каждая из которых формирует­ся в особом порядке.

Принцип деления парламента на верхнюю и нижнюю палаты означает следующее. Одна палата - нижняя - выражает прямое представительство всего населения и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палата представляет интересы субъектов Российской Федерации и формиру­ется путем представительства от каждого из них. Помимо различных спосо­бов формирования палаты российского парламента также отличаются раз­личным кругом полномочий и порядком организации работы (см. таблицу).



Таблица. Федеральное Собрание и его функции



Государственная Дума

(нижняя палата)

Совет Федерации

(верхняя палата)

Принципы

формирования

Государственная Дума состоит

из 450 депутатов, избираемых всем

населением страны на пять лет.

Депутатом может быть избран

гражданин РФ, достигший 21 года

и имеющий право участвовать

в выборах. Все 450 депутатов изби-

раются по федеральному округу,

пропорционально количеству голо-

сов, поданных за списки кандида-

тов в депутаты, выдвинутые полити-

ческими партиями.

В Совет Федерации входят по два

представителя от каждого субъекта

Федерации: один представитель от

законодательного и один от

исполнительного органа власти.

Общее число членов Совета

Федерации составляет 166

(исходя из 83 субъектов РФ).

Порядок формирования Совета

Федерации регулируется

федеральным законодательством.

Предмет ведения

1) Выражение согласия Президен-

ту РФ на назначение Председате-

ля Правительства РФ.

2) Решение вопроса о доверии

Правительству РФ.

3) Назначение на должность

и освобождение от должности

Председателя Центрального

банка РФ.

4) Назначение на должность

и освобождение от должности

Председателя Счетной палаты

и половины состава ее аудиторов.)

5) Назначение на должность и осво-

бождение от должности Уполно-

моченного по правам человека.

6) Объявление амнистии.

7) Выдвижение обвинения против

Президента РФ для отрешения

его от должности

1) Утверждение изменения границ РФ.

2) Утверждение указов Президента

РФ о введении военного и чрезвы-

чайного положения.

3) Решение вопроса о возможности

использовать вооруженные силы РФ

за пределами территории России.

4) Назначение выборов Президен-

Та РФ.

5) Отрешение Президента РФ от

должности.

б) Назначение на должности судей

Конституционного, Верховного,

Высшего Арбитражного судов РФ.

7) Назначение на должность и осво-

бождение от должности Генерально-

го прокурора РФ.

8) Назначение на должность и осво-

бождение от должности заместителя

Председателя Счетной палаты и по-

ловины состава ее аудиторов








Выступление 5. Каковы условия роспуска Государственной Думы?


Помимо принци­пов формирования и предмета ведения палат Федерального Собрания, Конс­титуция предполагает и возможность досрочного роспуска одной из них, а именно Государственной Думы. Это может произойти в двух случаях.

Во­ - первых, при конфликте Президента и Государственной Думы при формиро­вании Правительства. Согласно статье 111 Государственная Дума может(должна) быть распущена после трехкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, предложенной Президентом.

Во-вторых, в слу­чае конфликта Государственной Думы и Правительства. В этой ситуации Президент может принять решение либо об отставке Правительства, либо о роспуске Государственной Думы. При роспуске Государственной Думы, Конституция обязывает Президента назначить дату выборов нового ее соста­ва (ч. 2 ст. 109). Роспуск является крайней мерой и может быть осуществлен Президентом только во избежание длительного противостояния и конфрон­тации различных ветвей власти.



Особенности формирования и распределения функций между палатами Федерального Собрания определяются, прежде всего, федеративным харак­тером Российского государства. При этом не менее важную роль играет создание сис­темы сдержек и противовесов, необходимых для осуществления принципа разделения властей.



Ведущий 2.Без полноценного парламента, подлинного парламентаризма как системы управления страной при верховенстве закона невозможна настоящая демократия. В конечном итоге невозможно строительство демократического правового государства.



Вопросы.

**1.Какие представительные органы власти существовали в Рос­сии на протяжении ее истории. Какую роль они играли?


**2. Означает ли предоставление Федеральному Собранию законодатель­ных функций персональную ответственность каждого гражданина России за принимаемые законы? Почему?


**3.Чем, по вашему мнению, должен руководствоваться депутат, высказыва­ясь по поводу того или иного законопроекта (интересами государства, своих избирателей, партии, к которой он принадлежит)?


** 4.Что может являться гарантией того, что в парламенте максимально полно

будут представлены интересы различных социальных групп?


**5.Как вы считаете, должны ли существовать государственные структуры, контроль за деятельностью которых запрещен или ограничен? Свой ответ обоснуйте.


** 6.Позволяют ли принципы формирования палат Федерального Собрания

в достаточной мере отражать интересы различных групп и слоев населения?


**7. Существует ли опасность досрочного роспуска Государственной Думы для всей системы государственной власти?

**8.Можно ли утверждать сегодня, вслед за советским плакатом, что депутат – слуга народа?

**9.Какова главная задача депутата на современном этапе?





Ведущий 2.Без полноценного парламента, подлинного парламентаризма как системы управления страной при верховенстве закона невозможна настоящая демократия. В конечном итоге невозможно строительство демократического правового государства.



Проверочная работа.

1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее … (многонациональный народ).

2. Парламент Российской Федерации это … (Федеральное Собрание).

3. Парламент России состоит из двух палат - … (Совета Федерации и Государственной думы).

4. Государственная Дума избирается сроком на … (пять лет).

5. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший … (21 года).

6. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение … (всего срока их полномочий).

7. Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации относится к ведению … (Государственной Думы).

8. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение … (Совета Федерации).

9. … (Президент Российской Федерации) в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

10. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения … (Советом Федерации).


Домашнее задание: Ответить (устно) на вопрос: что может являться критерием для определения формы правления государства как президентской, так и парламентской республики?