- место данного урока в системе уроков . Какой урок по счету по данной теме? 24 урок в общеобразовательном классе, 12 в коррекционном;
Этап урока | Время | Общеобразовательный класс | Коррекционный класс | |
| | 17 человек | 3 человека | |
| | Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Тема урока: Какие бывают виды механических передач? | |
Мобилизующий этап. Основная цель данного этапа: организация учащихся на учебную деятельность. | 2 мин | Начинаем урок физики | Начинаем урок физики | Мобилизующий этап. |
Постановка целей и задач урока | | Цели урока: 1. Образовательные: Обеспечивать формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме. Продолжить формирование умения характеризовать физические явления. Организовать деятельность учащихся по первичному закреплению понятий данной темы. 2. Развивающие: Развивать познавательный интерес учащихся, критическое мышление. Развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное. Развивать рефлексивную культуру. 3. Воспитательные: Воспитывать уважение к науке. Воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе выполнения фронтальных заданий | Цели урока: Образовательные: изучить устройство, типы и применение механических передач, расширять словарный запас через работу с новыми словами Развивающие: развитие мышления (операция сравнения) через определение достоинств и недостатков различных типов передач, развивать устойчивость и концентрацию произвольного внимания через использование различных заданий практической направленности, развитие речи через составление предложений по картинкам Воспитательные: воспитание культуры поведения, через взаимоотношения друг с другом в группе, воспитание культуры обращения с техническими устройствами при работе с простыми механизмами и механическими передачами | Постановка целей и задач урока |
| | Оборудование: листы бумаги, шары, динамометр, набор грузов, постоянный манит, компьютерная презентация | Оборудование: модель ДВС (зубчатая передача), швейная машинка, сверлильный станок (в кабинетах трудового обучения), велосипед, картинки с видами передач | |
знать/уметь | | умеет применять формулу силы тяжести при решении задач; умеет приводить примеры на действие силы тяжести и силы всемирного тяготения знает понятия силы, силы тяжести, силы всемирного тяготения; | Объясняет, для чего используется механическая передача. Знает и объясняет устройство различных типов механических передач Знает, где применяются различные типы механических передач в технике | |
Изучение нового материала | 10 мин | Беседа. При каком условии тележка может изменить свою скорость? Приведите примеры изменения скорости другими телами (движущимися). Тело изменяет свою скорость под действием… Вводим понятие силы. Сила - физическая величина, характеризующая меру взаимодействия тел. Сила – причина изменения скорости тела. Обозначение силы, единицы измерения. | Практическая (самостоятельная) работа. Приложение 1. Задание: по рисунку определить вид простого механизма и его применение на практике (карточки). Вместо карточек можно использовать реальные объекты: ножницы, плоскогубцы, кусачки, гвоздодер, болт, шуруп, винт от мясорубки, модель электродвигателя (блок), набор лабораторных блоков, зубило. В этом случае вместо записей на карточках тела можно разложить по коробкам с надписями названий простых механизмов на них. Инструкция: Разложите перед собой все картинки (физические тела, инструменты). Рассмотрите их. Распределите картинки (тела) по группам простых механизмов: рычаг, блок, наклонная плоскость, клин. Напиши под картинкой, какой вид простого механизма изображен на ней. Напиши, в каких устройствах применяются данные простые механизмы? | Проверка знаний, умений, навыков |
Изучение нового материала (самостоятельно) | 14 мин | Самостоятельная работа по параграфу «Явление тяготения. Сила тяжести» в ходе, которой обучающиеся должны ответить на предложенные вопросы. Приведите примеры проявления закона всемирного тяготения. (Например, Луна вращается вокруг Земли; планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца). Как вы считаете, Луна притягивает Землю? Докажите. (Приливы и отливы на Земле – следствие притяжения Луны) Дайте определение силы тяжести. В чем проявляется закон всемирного тяготения? Как можно рассчитать силу тяжести любого тела? А если два одинаковых тела находятся на одной географической широте, может ли на них действовать разная сила тяжести? (Да, если одно тело находится на равнине, а другое - на вершине горы.) Сделайте вывод, от чего же зависит сила тяжести? (От расстояния между центром Земли и телом на её поверхности). Рассмотрите иллюстрацию на экране. Как вы думаете, почему под медведем гамак провис сильнее? (У медведя масса больше, значит, он с большей силой действует на гамак). От какой же ещё величины зависит сила тяжести? (От массы тела) Какая сила вызывает образование камнепадов в горах? (Сила тяжести). Имеются два одинаковых шара. Один из них лежит на берегу океана, а другой – на вершине горы. На какой из шаров действует большая сила тяжести? (Шар, лежащий на берегу океана, обладает большей силой тяжести). Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между телами? (Сблизить тела). | Проверка выполнения самостоятельной работы. Изучение нового материала – Виды передач. На примере велосипеда вводится понятие цепной передачи в ходе беседы: Как заставить велосипед двигаться? Почему происходит вращение заднего колеса?.... На примере швейной машинки вводится понятие ременной передачи. (миниэкскурсия в кабинет трудового обучения). С детьми общеобразовательного класса остается лаборант. Вводится понятие зубчатой передачи на примере ДВС. С какой шестеренкой связана рукоятка вращения? Почему начинает вращаться вторая шестеренка? | Изучение нового материала |
Закрепление. повторение. | 8 мин | Проверка усвоения содержания прочитанного. (выслушать ответы учащихся на предложенные им вопросы) Решение задач на определение силы тяжести и массы тела. Определите силу тяжести, действующую на мешок сахара массой 50 кг. (500 Н) Определите массу груза, если на него действует сила тяжести 19,6 Н. (2 кг) | Практическая (самостоятельная) работа. Приложение 2 На соотнесение вида передач по картинкам. Инструкция выполнения практической работы: Разложите перед собой все картинки. Рассмотрите их. Распределите картинки на три группы: картинки с цепной передачей; картинки с ременной передачей; картинки с зубчатой передачей. Напиши под картинкой, какой вид механической передачи на ней изображен. Напиши, какое техническое устройство изображено на данной картинке. | Закрепление. повторение. (самостоятельно) |
Проверка усвоения знаний по данной теме урока | 5 мин | Выполнение теста со взаимопроверкой 1. Может ли тело без действия на него других тел изменить свою скорость? А. может В. могут только человек и животное С. не может Д. может, но не каждое тело 2. По международному соглашению за единицу силы принят… А. м/с В. кг С. г (грамм) Д. Н (ньютон) 3. Какая сила вызывает движение капель дождя к Земле? А. вес капель В. сила тяжести С. сила ветра Д. масса капель 4. На груз действует сила тяжести 19,6 Н. Найдите массу груза А. 2 кг В. 196 г С. 19,6 кг Д. 4 кг 5. На книгу, лежащую на столе действуют… А. сила тяжести и вес тела В. сила упругости и вес тела С. сила тяжести и сила упругости Д. только сила тяжести Критерии оценивания: «5» - 5 правильных ответов «4» - 4 правильных «3» - 3 правильных | Проверка результатов выполнения практической (самостоятельной) работы. Корректировка выполнения практической работы. | |
Итог урока и обобщение изученного для предупреждения фрагментарности в знаниях. | 4 мин | Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Продолжите, пожалуйста, любое из предложений. Я сегодня на уроке открыл для себя… Мне понравилось на уроке то, что… Я удовлетворён своей работой, потому что… Я бы хотел (а) подробнее узнать о … Можно предположит, что дети не справились с вопросом теста №4. Решение этой задачи заранее написать на доске и потом показать детям готовый вариант решения. | Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений. Внимание обратите на экран. Для выполнения задания вам дается время 3 минуты. (работает зрительный анализатор, потом будет работать слуховой, дети учатся фиксировать интервал времени) Мне понравилось на уроке то, что… На уроке меня порадовало… Я удовлетворён своей работой, потому что … Я узнал, что существуют виды механической передачи… Цепная механическая передача применяется в … Ременная механическая передача применяется в … Зубчатая механическая передача применяется в … | Итог урока и обобщение изученного для предупреждения фрагментарности в знаниях. |
Домашнее задание | 2 мин | Прочитать параграф, выучить определения, формулу силы тяжести, единицы измерения. Приготовить сообщения (можно в виде компьютерной презентации): Сообщение по теме «Влияние силы тяжести на живую и неживую природу Сообщение по теме «Притяжение Луны» Дети начинают выполнять домашнее задание, учитель переходит к подведению итогов в классе коррекции. | Рассмотреть бытовые приборы, находящиеся у вас дома и найти, какая механическая передача используется в данном приборе. Заполнить карточку. карточка – задание Название бытового прибора | Вид механической передачи | | | Карточка – задание вкладывается каждому в тетрадь | Домашнее задание |