СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок краеведения в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать для проведения внеурочного занятия.

Просмотр содержимого документа
«Урок краеведения в 4 классе»

Тема: Жители славного города

Цель: Расширить представления учащихся о Курске, как о многонациональном городе.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход занятия:

Учитель:

-Добрый день, ребята!

-Наше занятие я предлагаю начать с блиц - опроса.

Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь быстро на них отвечать.

-Как называют жителей Москвы?

Ученики:

- Москвичи.

Учитель:

- А Курска?

Ученики:

- Куряне.

Учитель:

-Курск - это столица...

Ученики:

-Черноземья, соловьиного края.

Учитель:

-На гербе нашего города изображена птица. Назовите её.

Ученики:

-Куропатка.

Учитель:

-Что означает слово земляк? (учитель размещает это слово на доске).

Ученики:

- Человек, который живет рядом с тобой. На одной земле.

Учитель:

-Как вы понимаете словосочетание «Многонациональный народ»? (словосочетание крепится к доске).

Ученики:

Представители многих наций, народностей.

Учитель:

-Продолжите логическую цепочку:

Россия – многонациональная страна. Курск является частью России, значит Курск-…

Ученики:

-Многонациональный город.

Учитель:

М ешались обычаи, боги, жены,

Народ вливался в народ.

Где победивший, где побежденный –

Никто уже не разберет.

Копнешь язык и услышишь нередко

Отзвуки чуждых фраз,

Семью копнешь – и увидишь предка

Непостижимых рас.

Илья Сельвинский


Современный Курск состоит из 3 округов: Центрального, Сеймского и Железнодорожного. До весны 1994 года они носили названия Ленинского, Промышленного и Кировского районов соответственно. Большое всего население Курска сосредоточено в Центральном округе. Численность Сеймского округа чуть меньше, чем Центрального. Четверть владений округа занимают парковые зоны. Железнодорожный округ – самый маленький район города.

Ребята, а вы знаете, в каком округе мы с вами живем и находится наша школа?

Ученики:

- Сеймском округе.

Учитель:

На 1 января 2017 года численность населения составляет 449063 человек.

В 1897 году население города Курска составляло 75800 тысяч человек, а в 2017 году – 449063 человек. На сколько увеличилось население города с 1897-го года по 2017 год?

Ученики: (выполняют задания в рабочей тетради)

- На 373263.

Учитель:

- Сколько лет прошло с 1897 года по 2017 год? ­­­­­­

Ученики:

-120 лет.

Учитель:

- А сколько веков?

Ученики:

- Один век.

Учитель:

- Курск с каждым годом становится всё красивее! И не было бы сейчас нашего города, если бы не люди, которые этот город любят, заботятся о нем, строят и прославляют его!

-Кто же они - люди, прославившие наш город?

-Поработаем в парах. Воспользуйтесь информационным листом который лежит у вас на парте, и получите задание (учитель раздает карточки, на которых написаны профессии этих людей. Например, композиторы, писатели, художники, поэты и т.д. Дети отмечают в предложенном списке фамилии знаменитых курян).

-Что вы еще знаете об этих людях?

Ученики: (ответы детей)

Учитель:

-А как вы думаете, все ли эти люди одной национальности?

Ученики:

- Думаем, что нет.

Учитель:

Наши земляки - это люди разных национальностей, но всех их объединяет любовь к своей малой родине.

- Население нашей области, как и всей страны, многонационально. Всего в регионе живут представители 142 национальностей и народностей. Русских - 92,0% от общей численности, украинцев - 1,2%, армян - 0,5%, цыган - 0,2%, белорусов - 0,2%, азербайджанцев - 0,2%, татар - 0,1%, турок - 0,1%, молдован - 0,1%. Остальные национальные принадлежности представлены ещё меньшим количеством.

- Перед вами лежат листы, на которых зашифрованы национальности людей, проживающих в нашем городе. Обратите внимание на национальные костюмы. Все они имеют свои особенности. Найдите и запишите названия этих национальностей на карточке ниже.

Ученики: (выполняют задание в карточке).

-Учитель:

Но, несмотря на такой разный национальный состав, куряне живут дружно.










Учитель:


З апомни: ПЛОХИХ НАРОДОВ (национальностей) НЕ БЫВАЕТ!!!

Плохими или хорошими бывают люди!!! И это вовсе не зависит от того, к какому народу они принадлежат.

Домашнее задание:

П опробуй с помощью родственников записать национальную принадлежность своих предков, чтобы узнать, откуда идет ваш, какие у вас «корни».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подбери по 2-3 примера устного народного творчества жителей Курской области разных национальностей. Запиши их.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пояснения к домашнему заданию:

Т атарские пословицы и поговорки

- Ребенка учи с молодости.

- Свой черный хлеб лучше чужих пирогов.

- Сколько ни взбивай воду, масла не собьешь.

- Молодость дважды не бывает.



Белорусские пословицы и поговорки

- На устах мед, а в сердце – лед.

- Ничего не знаю, моя хата – с краю.

- Знания по наследству не достаются.

- Заглянет солнце в наше оконце.