УРОК БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ
Урок в виде игры - «ДЕБАТЫ»
Выполнила: учитель биологии Троицкой № 8
Тиханова И.А.
Тема: « Примитивные организмы. Вирусы.»
Ход урока-дебатов
1) Учитель. Ребята, в начале нашего урока мне бы хотелось вам рассказать о небольшой статье, которую я прочитала в журнале «Вокруг света»: Статья называлась “Проклятие фараонов”. В ней говориться о том, что в Египте была обнаружена ранее неизвестная гробница. Через некоторое время, все члены экспедиции, участвующие в раскопках, погибли. Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения?
И действительно основной причиной гибели членов экспедиции был вирус! Тема нашего урока-дебатов – “Примитивные организмы. Вирусы”.
«Ученые до сих пор спорят, куда отнести вирусы — к живой или неживой природе? Каковы основания для ученого спора?»
Ответить на эти вопросы нам поможет интеллектуальная игра «ДЕБАТЫ». Где две команды: “ЗА” (сторонники гипотезы, что вирусы – живые существа) и “ПРОТИВ” (сторонники гипотезы, что вирусы не являются живыми существами) будут отстаивать свое мнение.
Таймкипер будет следить за соблюдением регламента. Зрители и группы поддержки могут задавать командам вопросы и выступать в поддержку той или иной команды.
Группе экспертов в конце урока предстоит назвать команду, которая была более убедительна, аргументы которой показались вам наиболее доказательными и значимыми.
2). Выступление команды “ЗА” – 10 минут
Спикеры команды представляют аргументацию тезиса: “Вирусы – живые существа”
Сюжет доказательств выстроен по следующему алгоритму:
– приветствие слушателей;
– представление команды и самого себя;
– вступление (обоснование актуальности темы);
– определение понятий (дефиниций) темы;
– выдвижение критерия;
– аргументация;
– заключение;
– благодарность за внимание.
3) Экспресс – опрос зала
4) Выступление экспертов – средний балл команды
5) Раунд вопросов – 15 минут
Команда “ПРОТИВ” задает вопросы команде “ЗА”.
В вопросах уточняется позиция команды утверждения.
Вопросы задают спикеры и группа поддержки команды отрицания, зрители, все желающие.
На вопросы отвечают спикеры команды “ЗА”.
Консультанты предоставляют необходимую информацию.
6) Экспресс – опрос зала
7) Выступление команды “ПРОТИВ” – 10 минут.
Спикеры команды представляют аргументацию тезиса: “Вирусы не являются живыми существами”
Отрицающая сторона не только реагирует на то, что говорит утверждающая, но и выстраивает свою собственную стратегию доказательств при том, что опровержение является их первоочередной задачей. Эта стратегия состоит из продуманных и обоснованных причин, по которым она отрицает позицию утверждающей стороны.
8) Экспресс – опрос зала
9) Выступление экспертов – средний балл команды
10) Раунд вопросов – 15 минут
Команда “ЗА” задает вопросы команде “ПРОТИВ”.
В вопросах уточняется позиция команды отрицания.
Вопросы задают спикеры и группа поддержки команды отрицания, все желающие.
На вопросы отвечают спикеры команды “Родник”.
Консультанты предоставляют и комментируют необходимую информацию
11) Экспресс – опрос зала
12) Выступление экспертов – результаты работы команд в раундах вопросов
13) Заключительное выступление команды “ЗА” – 5 минут
В заключительном выступлении спикеры команды утверждения опровергают аргументы и доказательства отрицающей команды, представляют сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства утверждающей линии.
14) Заключительное выступление команды “ПРОТИВ” – 5 минут
В заключительном выступлении спикеры команды отрицания опровергают аргументы и доказательства утверждающей команды, представляют сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства отрицающей линии.
15) Экспресс – опрос зала
16) Подготовка выступления экспертов. В это время:
Учитель: Спор о том, считать вирусы живыми или неживыми, продолжается без малого сорок лет — с тех пор, когда были раскрыты закономерности их развития. Все сущее на Земле довольно легко удается классифицировать как живое или неживое, однако к вирусам подобный подход неприменим.
Безусловно, эти частицы обладают некоторыми свойствами живых объектов: они способны к паразитизму, репликации, содержат генетический материал и подвержены мутациям (случайным генетическим изменениям). Но в то же время ряд признаков живых организмов у них отсутствует: вирусы не имеют клеточного строения, лишены процессов метаболизма (под метаболизмом понимают совокупность биохимических процессов в клетке), а размножаются только внутри определенных клеток-хозяев.
В итоге ученым пришлось отказаться от “упрощенного” подхода “или-или” в пользу более разумного “и-и”. В настоящее время вирусы занимают неизведанную область между живым и неживым.
17). Выступления экспертов:
Оценки командам за заключительное выступление, итоговые оценки: лучшая команда, лучший спикер, лучшие аргументы
Подведение итогов игры
15) “Дебаты глазами участников”. Оценка мероприятия участниками.