Литературное чтение 2 класс
Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Цель: познакомить с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: картинки, карточки для работы в парах.
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Да здравствует школа!
Да здравствует смех!
Да здравствуют радость, удача, успех!
2. Речевая разминка
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Потому что для страны
Люди умные нужны.
3. Определение темы и задач урока.
Учитель: по какому разделу мы работаем?
Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»
Учитель: сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.
Агния Барто «Веревочка»
Самуил Маршак «Кот и лодыри»
Николай Носов «Живая шляпа»
Учитель: все ли произведения мы читали?
Дети: нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».
Учитель: значит какая тема нашего урока?
Дети: тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»
Учитель: Поставьте задачи к уроку.
4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.
Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.
Учитель: Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.
5. Словарная работа.
- В тексте встретятся слова, уточним их значение.
Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
6. Гимнастика для глаз.
7. Первичное восприятие текста.
Чтение текста учителем.
8. Проверка первичного восприятия.
– Понравился рассказа?
- Что особенно понравилось?
9. Повторное восприятие.
Чтение рассказа детьми.
Анализ содержания.
10. Анализ содержания.
- Как звали кота?
- Где сидел Васька?
- Кого увидел Васька на шляпе?
- Что Васька делал в начале рассказа?
- Как звали мальчиков, героев рассказа?
- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
- Что происходило со шляпой?
- Что предложил сделать Вадик?
- Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).
- Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)
- Кого увидели мальчики?
- Каким стало настроение ребят?
- Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?
11. Физминутка.
12. Выборочное чтение.
а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.
1 рисунок – стр.55
2 рисунок – стр.56
3 рисунок – стр.58
13. Работа с пословицами.
- Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?
- Определите идею (главную мысль рассказа).
14. Работа в парах.
- Проверим ваши внимание и память.
- Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.
Проверка работы.
Текст: Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самомкраю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу.
- Как написали слово «Васька»? Почему?
15. Итог урока.
- Как называется рассказ, который мы читали?
- Что его автор?
- Почему шляпа оказалась живой?
- Как бы вы поступили на месте мальчиков?
16. Рефлексия.
Оцените свою работу.