СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения. 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устное народное творчество. Обобщение. Использование элементов технологии критическог мышления

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. 2 класс»


Урок литературного чтения.

2 класс.

Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ОБОБЩЕНИЕ.

Цели: в игровой форме обобщить знания детей по разделу; учить их работать в группе, обогащать словарный запас; развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения

Планируемые результаты: обучающиеся должны  уметь различать жанры устного народного творчества, уметь  выразительно читать произведения, передавая основную эмоциональную тональность произведений УНТ.

Регулятивные: определять цель, оценивать результат, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее( анализ, сравнение, классификация)

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, сотрудничать,

Личностные: эмоционально «проживать»  текст, выражать свои эмоции

Оборудование: тема-плакат, цели -плакат,  планируемые результаты – плакат, слова-карточки, рисунок дерева, мультимедийный  проектор, ноутбук, презентация, конверты с заданиями

На уроке использую технологию  развития критического мышления. Положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий):                                              

I фаза  ( 5 минут )

Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза ( 15 минут )

Осмысление содержания (получение новой информации)        

 III фаза ( 5 минут )

Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

 

ХОД УРОКА

I фаза. ВЫЗОВ.

 1.Организационный момент.



2.Актуализация знаний. Постановки целей урока.

«Театрализация».

- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну. А как называется эта страна, вы узнаете, побывав в необычном доме. Давайте послушаем, о чём  в  нём говорят.

  1. Ваня-Ваня простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперед

И поехал в огород.

  1. Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается:

– Это, бабушка, не я!

Это кошечка твоя! (потешки)

  1. Ехала деревня

Мима мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах

На пожар спешат.(небылица)

4 - Фома, у тебя в избе тепло

    - Тепло. На печи в шубе можно согреться?

 Что- то в доме расшумелись. Как одним словом можно назвать все, что мы услышали?

-Как вы думаете, какова тема урока?

Тема урока:  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО слайд 1

- Какие цели мы поставим на уроке? Слайд2

  •  обобщить знания  по разделу;

  • учиться  работать в группе;

  • обогащать словарный запас;

  • развивать речь, мышление, память, творческие способности, навыки выразительного и осознанного чтения

- Устное народное творчество - это удивительная страна, но ей можно дать и другое название. Какое? (ФОЛЬКЛОР)

ТРКМ «Кластер». Информация систематизируется в  виде кластеров (листиков-жанров). На стволе дерева находится ключевое понятие (фольклор). Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

Представьте, что ФОЛЬКЛОР – это живое дерево  со множеством листочков-жанров. Их в фольклоре очень много, от малых до больших жанров.

- Посмотрите на наше дерево.

- Как вы думаете, какое настроение у нашего дерева? (грустное, печальное…)

- Почему? (нет листиков на дереве)

- Давайте поможем дереву стать нарядным и красивым, подарим листочки – жанры.

- Вы готовы помочь дереву стать нарядным?

- Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по удивительной стране, я хочу проверить на сколько вы хорошо готовы сегодня к уроку.

II фаза. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

3. Работа по теме урока.

- Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа получит листок с заданием. Вы должны будете в группе проанализировать текст с точки зрения фольклора. И мы подарим нашему дереву  первые листочки.

Делимся на группы. У кого красные кружочки садятся за один стол, у кого зелёные кружочки, садятся за другой стол. Посовещайтесь, кто будет главный в группе.

( Стратегия белый конверт

Капитанов прошу подойти за заданиями.

Внимательно прочитайте. Посоветовшись друг с другом ответьте. Группа выполнившая задание первой, поднимает руку.

Конверт №1

  1. «Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно . всё бы хорошо, да одно горе-детей у них не было. Вот пришла зима снежная. Высыпали ребятишки на улицу, а старик со старухой глядят на них да про своё горе думают» (СКАЗКА

  2. «Свалился как снег на голову. Надоел как горькая редька.» (ПОГОВОРКА)

      3.     «А то ещё не чудо. Не диковинка,

            А были чудеса и почуднее того:

            По поднебесью медведь летит

Ушками, лапками он помахивает,

Серым хвостиком   поправливает..» (НЕБЫЛИЦА)

4.Петушок. Петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь

Голосисто поёшь?

Ване спать не даёшь? ( Приговорка)



5.Шёл Егор через двор с топором чинить забор. ( Скороговорка)

6.Мы ели. ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.





Проверка .

Дети зачитывают отрывок, учитель прикрепляет  листочки   на дереве: ПРИГОВОРКА, СКАЗКА, ПОГОВОРКА, НЕБЫЛИЦА, СКОРОГОВОРКА.

Ах, какие чудесные сказки  мы с вами читали! А вы внимательно их читали? Давайте проверим, кто внимательнее всех.

Приём «Верные, неверные высказывания».


 ( У детей карточки с номерами, если верно ставят+, если неверно ставят - )

     



1. Лиса из сказки «Лиса и журавль» угощала журавля кашей? (В)

2. Петушок подавился горошинкой? (не В, бобовым зернышком)

3. Солдат варил кашу из чугунка? (не В, из топора)

4. Родители дочке в сказке «Гуси-лебеди» обещали купить конфет? ( не В, платочек)

5. Сестре спасти брата из сказки «Гуси-лебеди» помогла мышка? (В)

6.Первый, к кому обратилась курочка за помощью была хозяюшка?(В)

Проверка по слайду

5.Работа над пословицами.

Ну вот, ребята, « Кончил дело - гуляй смело!»

- Ой, ребята, что это я сказала? ( Пословица) На дереве -ПОСЛОВИЦА.

Кто скажет. Что такое пословица?

- Посмотрим, знаете ли вы пословицы : соедините начало и окончание пословицы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

СЛАЙД 3

Терпенье и труд       а не ученье-тьма.

Ученье-свет,             там и счастье.

Не спеши языком,     всё перетрут.

Труд кормит,                            торопись делом.

Где труд,                   а лень портит.

Что скрывает каждая пословица? ( в каждом народном изречении скрывается поучительный смысл - народная мудрость)

-  Объясните смысл пословицы.

Конверт №2 (с загадками)



- Чтобы подарить дереву еще один листок, надо выполнить задание 2-го конверт. Прочитайте задание.

 Какой жанр УНТ перед вами? (ЗАГАДКА)



Загадки

1.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

2.

Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок. (Белка)

3.

С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)

4.

Хвост с узорами, 
Сапоги со шпорами. (Петух)

5.

Ползун ползет,
Иголки везет. (Еж)

6.

Хвост крючком,
Нос пятачком. (Свинья)









8. Работа над потешкой.

 Чтобы отгадать следующий жанр, надо из букв сложить слово.

Каждая команда из набора букв выкладывает слово – ПОТЕШКА.

 Вспомним одну из них.

ИНСЦЕНИРОВКА.

-Федул, чего губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Зашить можно?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.  Вывешиваем листок-жанр - ПОТЕШКА.

9.Народная песня.

Поиграем в игру «Ремонт». Отремонтируйте слово.

СЛАЙД 2    

ЧСТШК  (ОТВЕТ: частушка)

Впервые о частушках упоминалось в 60-ые годы 19 века. Это короткая песенка быстрого темпа, которую часто исполняли (частая песня). Называли её в давние времена «приговорка», «сбирушка», «, «набирушка», «коротушка» и по-другому. А термин «частушка» ввёл в литературу русский писатель Глеб Иванович Успенский.

-А к какому жанру мы отнесём частушку? (к ПЕСНЕ) Вывешиваем листок.

Слушаем частушки( дети поют)

 

10.Закличка.



- Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды. Одной из традиций на Руси  и была и есть – встреча Весны. Люди зазывали к себе Весну, т.е. кликали.

Для того, чтобы определить название следующего жанра  выберите из родственных слов имя существительное

СЛАЙД 4

КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА, ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке  как одушевленные существа.

- О чем ребенок может попросить солнце? (Ребенок солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете)

Давайте и мы попробуем  прочитать закличку выразительно, соблюдая знаки препинания.

Закличка про солнце

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!

Вывешиваем листок - ЗАКЛИЧКА.



12. Рефлексия .

2. Фольклорист

слайд

- выбери закончи предложения.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • Сегодня я сумел…