Урок литературного чтения
Тема: М. М. Пришвин «Выскочка»
Цель: знакомство с произведением М.М Пришвина « Выскочка»
Образовательные задачи (предметные результаты):
-
Расширить знания детей о творчестве М. М. Пришвина.
-
Познакомить с рассказом М.М. Пришвина «Выскочка»
3. Учить определять главную мысль рассказа, находить в тексте описание внешнего вида
героев, их переживаний, анализировать поступки и характер героев.
4.Отрабатывать навык беглого выразительного чтения, повышать уровень начитанности.
Развивающие задачи (метапредметные результаты):
1.формировать умение контролировать свои учебные действия в соответствии с
поставленными задачами;
2. Развивать память, речь, мышление.
Воспитательные задачи (личностные результаты):
1.Воспитывать любовь к природе, Родине.
2.Формировать умения осознавать и определять эмоции героев произведения,
сочувствовать и сопереживать;
3..Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать свои
эмоции.
УУД:
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные: проявлять этические чувства, прежде всего доброжелательность, эмоционально - нравственную отзывчивость.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинаем мы урок.
Он пойдет сегодня впрок
Будем думать, рассуждать.
Четко, грамотно читать.
II. Актуализация знаний.
РАБОТА В ГРУППАХ
Предлагаю приготовиться к работе и выбрать в группе умника. Группы готовы?
– Ребята, рассмотрите иллюстрации. И послушайте музыкальное сопровождение ( Звучит музыка «Звуки природы», на доске иллюстрации – пейзажи, животные).
Учитель: Что за звуки вы услышали?
Учитель: Как вы думаете, что объединяет музыку и иллюстрации (природа)
Верно, ребята. Это звуки природы. Кто-то их слышит более чутко, кто-то менее, кто-то вообще глух к этому. И очень я рада, что вы смогли услышать звуки природы.
НА слайде читает учитель высказывание
«Я нашел для себя любимое дело – искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека»
КАК вы думаете, какой человек мог сказать эти слова? (ответы детей)
Учитель: Правильно ребята, Человек, любящий природу, свою Родину, добрый, сострадательный, понимающий. И этим человеком был М.М.Пришвин
ПОРТРЕТ НА СЛАЙДЕ
КАКИЕ ВАЖНЫЕ СЛОВА, ПРИЗЫВ О ПРИРОДЕ МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ ВСЕГДА?
III. Повторение об авторе.
- Что вы узнали интересного об этом человеке? (рассказ детей о писателе по портрету ).
УЧИТЕЛЬ:М.М. Пришвин получил хорошее образование. Работал агрономом, сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в природу своей родины: в ее красоту, в леса, поля, реки, горы. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
IV. Тема, цель урока.
-Как вы считаете, кто будет автор произведения, с которым мы будем знакомиться? (Пришвин). ПОЧЕМУ ТАК РЕШИЛИ?
.РАБОТА В ГРУППЕ ( ОРАНЖЕВЫЙ ЛИСТОК)
- Название произведения М.М. Пришвина, записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите. расшифруйте это название.. (Дети разгадывают название произведения.
Какое слово вы нашли с помощью шифра? СЛОВО ПОЯВЛЯЕТСЯ НА СЛАЙДЕ (ВЫСКОЧКА)
А как вы думаете, кого в народе называют «выскочкой»? (Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание).
Пользуясь опорными словами определите тему нашего урока.
М. М. Пришвин «Выскочка»
- Давайте подумаем, а какие учебные задачи мы с вами поставим перед собой ?
Обсудите их в группах.
Пользуясь опорными словами, определим задачи урока.
(ПОЗНАКОМИТЬСЯ (С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ М Пришвина)
УЗНАТЬ( Почему автор назвал так свое произведение)
НАУЧИТЬСЯ (Читать и понимать прочитанное. Анализировать поступки и характер героев. Уметь работать в группе.)
Пожалуйста, какая группа готова ответить. (выслушиваю ответы детей).
Покажите условно, что ваша группа согласна с поставленными задачами.
–Ребята, сейчас мы с вами проведём речевую разминку, и вы сможете отгадать, кто будет главным героем произведения.
Работа над скороговоркой по группам. (Задание ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ)
- А теперь прочтите предложение, которое на листке
(СКОРОГОВОРКА НА СЛАЙДЕ) (Три сороки – тараторки, Тараторили на горке.)
Что прочитали?
Почему предложение отнесли к скороговорке?
–1гр Прочитайте так, чтобы все поняли, сколько было сорок?
– 2гр Выделите голосом, что же делали сороки?
- 3гр Прочитайте так, чтоб было понятно, где они тараторили?
- 4 гр Покажите голосом, какие это были сороки?
Я вам предлагаю прочитать слова на слайде вместе со мной:
уаф – уаф
уон – уон
бау – бау
гау – гау
Вам что-то говорят эти слова? Давайте еще прочитаем пару слов
гав – гав
А что теперь вам подсказали слова ? - Мы с вами прочитали звукоподражательные слова. Такие звуки лая издают собаки в разных странах
Ребята, а как вы думаете, кто будет главными героями произведения?
Сорока и собака ( картинки на слайде)
Героев произведения определили, а почему М.М.Пришвин назвал свое произведение ВЫСКОЧКА , есть у вас какие-нибудь предположение? (высказывания детей)
Что предложите, чтобы точно дать ответ на поставленный вопрос?
ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ (ЧИТАЮТ ПО АБЗАЦАМ ХОРОШО читающие ДЕТИ)
Уч. стр 144- Сейчас мы познакомимся с произведение и ответим на вопрос: «Почему автор назвал его «Выскочка»?»
- Вопросы на первичное восприятие текста .
С каким литературным жанром познакомились?
Какой это рассказ по содержанию? (художественный, исторический. фантастический) Почему?
- Ребята, как вы считаете, от чьего имени ведется рассказ? (рассказ ведётся от имени автора).
(Почему произведение называется «Выскочка»?) (Потому что одна сорока решила выделиться среди других, так зовут главную героиню).
Физминутка
Работа в группах. ( КАРТОЧКИ ЖЕЛТОГО ЦВЕТА)
Сами читают вопрос и отвечают.
Прочитайте вопрос и обсудите ответы в группах.
1 ГР. Какой у вас был вопрос?
1 гр - Откуда приехала Вьюшка? Почему ее так назвали?
Лайка приехала с берегов Сибирской реки Бии. Так ее прозвали. Бия - Бьюшка –Вьюшка).
Учитель: Ребята, почему Бия написана с большой буквы? (Это название реки , она протекает о в г. Бийске. Алтайского края
2ГРУППА Какой вопрос был у вас?
2 гр Как Вьюшка проявила себя в ситуации с сорокой? (найти и зачитать Уч. стр146 -3 часть)
Какой мы увидели Вьюшку?
3 гр Какой у вас вопрос?
Как вы думаете, на что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? (Уч. стр 146 послед. абзац)
4 гр Какой у вас вопрос?
Какой была Выскочка? (Уч. стр147 2 послед абзаца) Сравните Выскочку в момент схватки и в конце рассказа. (самоуверенная, хитрая, с напором – шарик пёстрый с головой).
В начале рассказа мы ее увидели….., а в конце рассказа ……
Выборочное чтение в группах.
- Ребята, найдите и зачитайте в рассказе самый напряжённый момент? (со слов..Только бы ещё одно мгновение.. с 147).
Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание).
Что такое сострадание? (жалость, сочувствие к кому–нибудь).
- Как вы думаете, почему автор показывает сострадание к сороке ?
(Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста а остаться без хвоста сороке, это позор всему сорочьему семейству.
- Найдите и зачитайте эпизод, когда сорока пошла на воровство? Уч. стр 146. ( Выскочка поскакала дуром).
- Что означает выражение «поскакала дуром»? (Бестолковый поступок).
- В произведении встретилось крылатое выражение «в семье не без урода» как понять ? (Какой- то ни такой, как все; не все в семье похожи друг на друга, не все одинаковы, кто-то из членов семьи, может резко отличаться от родственников свойствами характера или внешность, чаще в плохую сторону).
РАБОТА В ГРУППАХ(.БЕЛЫЙ ЛИСТОК+ РОЗОВЫЙ)
Обсудите на сколько частей можно разбить данное произведение и как озаглавить
Розовый листок. Проверьте, совпало ли ваше предположение о частях текста
1 ч до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки…
2ч до слов «Так за свой страх и риск выскочка подскакала к самой Вьюшке…
3 ч до конца
На ск-ко частей можно разбить данное произведение?
О чем шла речь в 1 части? Как можно озаглавить?
О чем шла речь во 2 части, как озаглавим?
О чем шла речь в 3 части, как озаглавим. ? Что мы составили? Для чего нам нужен план ?(чтобы легче пересказывать)
Что автор показал нам этим произведением?
(НЕ СЧИТАТЬ ДРУГИХ ГЛУПЕЕ СЕБЯ, не брать чужое. за это можно поплатиться.). Сорока поплатилась хвостом за свою глупость).
- Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека? А в жизни людей такое случается?
Домашнее задание (выборочное) Да, про сороку в народе очень много пословиц сложил народ, и я одну из них назову. СОРОКА НА ХВОСТЕ ВЕСТЬ ПРИНЕСЛА. Как вы понимаете?
И наша сорока принесла вам весточку о домашнем задании Какое дом задание вы бы предложили ребятам? (Дети предлагают)
XI. Итог
Над каким произведением .мы работали?
Кто автор?.
Какие учебные . задачи ставили перед собой?
Достигли поставленных задач?
Рефлексия: Лесенка успеха Если вы считаете, что поработали отлично. Поставьте себя на верхнюю ступеньку, Если поработали хорошо, но нуждались в помощи на среднюю ступеньку, Если было трудно, то нижняя ступенька.