- формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Сказка это будет или рассказ Вы учите их – они учат вас! -Давайте проверим вашу готовность к уроку, у вас на партах должно лежать: учебник, дневник, пенал. Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного. Я желаю вам удачи и хорошего настроения. А чтобы настроить вас на особый лирический лад, я хочу начать наш урок с маленького музыкального фрагмента. (Звучит музыкальный фрагмент «Летняя ночь, цикады») На этом фоне учитель читает: Июльская ночь В три часа запевает ранняя птица. А песенке птичьей пока еще спится. Песенку ночь укачает, остудит, А птица ее согревает и будит. Э. Штритматтер. Перевод И. Токмаковой. | Привествуют учителя, настраиваются на работу, слушают | Личностные: -положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | -Урок начнём со скороговорки Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку. -Прочтем скороговорку хором в медленном темпе. На 3-4 -Теперь прочтем в среднем темпе. На 3-4 -Прочтем в быстром темпе. На 3-4 ( спросить 2-3 ученика, чтобы прочитали скороговорку в быстром темпе). Проверка домашнего задания. | Читают скороговорку Проверка домашнего задания | Регулятивные: -мобилизация сил и энергией; Комуникативные: -умение с достаточной полнотой выражать мысли словами и мимикой; Познавательные: -формируем навык анализа прочитанного; |
Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания) | -Расположите буквы в правильной последовательности, после чего вы узнаете, с каким писателем мы сегодня познакомимся -Какая фамилия у вас получилась? Знакомы вы с писателем? Михаил Михайлович Пришвин – русский писатель, автор произведений для детей. Также, писал произведения о природе и охотничьи рассказы. Особенно ценили его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. С детства М.Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!». Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь. Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М. Пришвина. Вспомните, какие рассказы вы читали? В чем отличительная особенность рассказов М.Пришвина? | Пришвин Да, мы с ним знакомы Слушают биографию писателя Лисичкин хлеб, Кладовая солнца и тд. Они короткие, написаны доступным языком. В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по новому. | Коммуникативные: -умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос; Регулятивные: -способность к самоконтролю, взаимоконтролю, правильной самооценке Личностные: - формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания. |
Построение проекта выхода из затруднения | -Как вы думаете, о чем будет тест? -Давайте же сейчас с вами с ним познакомимся - Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа? - Удалось ли автору поразить вас? - Что привлекло в этом рассказе? - Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор? - Подходит ли к тексту название рассказа? -Скажите, почему так называется этот текст? -Теперь данный рассказ прочитаете вы | Об одуванчиках Ответы детей | Коммуникативные: -умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос |
Реализация построенного проекта выхода из затруднения | Чтение первой части. Где заканчивается 1 часть? От какого лица ведется повествование? Можно ли сказать, что автор и герой произведения — одно и то же лицо? Кто был старше из братьев? Почему? (« …Он впереди, я — в пяту») Как это «идти в пяту»? (За ним, след в след.Того гляди на пятки наступишь.) Что значит «созревают одуванчики»? Что такое «забава»? (Игра, развлечение). Что значит постоянная забава? Какой промысел мог быть у мальчишек и что означает это слово? Поясня значение этого слова. Промысел – добывание чего-нибудь; занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы. Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду? Например, «Постоянная забава» «Цветы для забавы» Чтение 2-ой части. Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте. Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел ковер из одуванчиков? Прочитайте. Что заставило мальчика заняться наблюдением? Прочитайте. Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Прочитайте. С чем сравнивает писатель лепестки одуванчиков? (Пальчики на ладошке) Озаглавливание 2 части Например, «Тайна золотого луга» Чтение 3-ей части. Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка. Своя тайна, ее надо только увидеть. В чем главная мысль в этой части? (раскрывается секрет одуванчиков) Как озаглавим эту часть? ( Секрет одуванчиков.) | Автор — М. Пришвин, а рассказчик-мальчик « …Он впереди, я — в пяту» За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь Забава-это игра, развлечение Неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты Читают Пальчики на ладошке Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка. Своя тайна, ее надо только увидеть. раскрывается секрет одуванчиков (Секрет одуванчиков) | Коммуникативные: -умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос Познавательные: -развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста; -развития умения задавать вопросы используя текст произведения |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Подходит ли к тексту название рассказа? -Найдите в тексте средства художественной выразительности | Да, подходит Находят в тексте средства художественной выразительности | Коммуникативные: -умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -У вас на столах лежат листочки, вам необходимо нарисовать рисунок к рассказу -Представьте вашу работу | Рисуют | Коммуникативные:-формирование умения работать самостоятельно; |
Включение в систему знаний и повторение | -С каким рассказом мы сегодня познакомились? -Кто написал данный рассказ? -Какие ещё секреты одуванчиков мы сегодня узнали? - Чего хотелось бы пожелать детям? | С рассказом «Золотой луг» М. Пришвин Ответы детей | Коммуникативные:-формирование умения работать самостоятельно; Регулятивные: -подведят итоги урока |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | -А сейчас у вас на партах лежат кружочки, нарисуйте соответсвующий вам смайлик. -Запишите домашнее задание: с. 148, подготовить перессказ от первого лица -Урок окончен. | Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание | Коммуникативные:-умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос |