СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения М. Пришвин "Золотой луг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения М. Пришвин "Золотой луг"»

Предмет: литературное чтение

УМК: « Перспектива»

Класс: 3 «А»

Учитель: Варфоломеева Г.К.

Тема урока:. М. Пришвин. «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: продолжить знакомство с писателем М.Пришвиным

Задачи:

Образовательная:  учить детей внимательно перечитывать текст, находить нужные фрагменты; учить находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ, читать выразительно, используя темп, тон, интонацию.

Развивающая: развитие речи, образного и логического мышления, воссоздающего и творческого мышления детей; формирование основ оценочной деятельности

Воспитательная: воспитывать любовь к предмету

Формирование УУД:

Познавательные: 

-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста;

-развития умения задавать вопросы используя текст произведения;

-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;



Коммуникативные:

-формирование умения работать самостоятельно;

-умение читать выразительно;

-умение слушать и слышать, правильно отвечать на  поставленный вопрос

Регулятивные:

-осуществляют итоговый контроль;

-мобилизация

-способность к самоконтролю, взаимоконтролю, правильной самооценке;

-подведят итоги урока;

 Личностные:

- формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Сказка это будет или рассказ

Вы учите их – они учат вас!

-Давайте проверим вашу готовность к уроку, у вас на партах должно лежать: учебник, дневник, пенал.

Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного. Я желаю вам удачи и хорошего       настроения. А чтобы настроить вас на особый лирический лад, я хочу начать наш урок с маленького музыкального фрагмента. (Звучит музыкальный фрагмент «Летняя ночь, цикады») На этом фоне учитель читает:

                                        Июльская ночь

                                В три часа запевает ранняя птица.

                                А песенке птичьей пока еще спится.

                                Песенку ночь укачает, остудит,

                                А птица ее согревает и будит.

                            Э. Штритматтер. Перевод И. Токмаковой.


Привествуют учителя, настраиваются на работу, слушают

Личностные:

-положительное отношение к школе и учебной деятельности

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

-Урок начнём со скороговорки

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

-Прочтем скороговорку хором в медленном темпе. На 3-4

-Теперь прочтем в среднем темпе. На 3-4

-Прочтем в быстром темпе. На 3-4

( спросить 2-3 ученика, чтобы прочитали скороговорку в быстром темпе).

Проверка домашнего задания.


Читают скороговорку












Проверка домашнего задания

Регулятивные:

-мобилизация сил и энергией;

Комуникативные:

-умение с достаточной полнотой выражать мысли словами и мимикой;

Познавательные:

-формируем навык анализа прочитанного;


Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)

-Расположите буквы в правильной последовательности, после чего вы узнаете, с каким писателем мы сегодня познакомимся

-Какая фамилия у вас получилась?

Знакомы вы с писателем?

Михаил Михайлович Пришвин – русский писатель, автор произведений для детей. Также, писал произведения о природе и охотничьи рассказы. Особенно ценили его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.

  С детства М.Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!».

   Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию. За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в... Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь.

   Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М. Пришвина. Вспомните, какие рассказы вы читали?



В чем отличительная особенность рассказов М.Пришвина?






Пришвин

Да, мы с ним знакомы

Слушают биографию писателя




















Лисичкин хлеб, Кладовая солнца и тд.



Они короткие, написаны доступным языком.

В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по новому.

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать, правильно отвечать на  поставленный вопрос;

Регулятивные:

-способность к самоконтролю, взаимоконтролю, правильной самооценке

Личностные:

- формировать умение видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания.

Построение проекта выхода из затруднения

-Как вы думаете, о чем будет тест?

-Давайте же сейчас с вами с ним познакомимся

- Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа?

- Удалось ли автору поразить вас?

- Что привлекло в этом рассказе?

- Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?

- Подходит ли к тексту название рассказа?

-Скажите, почему так называется этот текст?

-Теперь данный рассказ прочитаете вы


Об одуванчиках


Ответы детей






Коммуникативные:

-умение слушать и слышать, правильно отвечать на  поставленный вопрос


Реализация построенного проекта выхода из затруднения

Чтение первой части.


  • Где заканчивается 1 часть?

  • От какого лица ведется повествование? Можно ли сказать, что автор и герой           произведения — одно и то же лицо?

  • Кто был старше из братьев? Почему? (« …Он впереди, я — в пяту»)

  • Как это «идти в пяту»? (За ним, след в след.Того гляди на пятки наступишь.)

  • Что значит «созревают одуванчики»?

  • Что такое «забава»? (Игра, развлечение). Что значит постоянная забава?

  • Какой промысел мог быть у мальчишек и что означает это слово?

Поясня значение этого слова.

Промысел – добывание чего-нибудь; занятие охотой, добычей зверя, птицы, рыбы.

  • Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?

  • Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду?

  • Как можно озаглавить 1 часть?

Например, «Постоянная забава»

                   «Цветы для забавы»

Чтение 2-ой части.

  • Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте.

  • Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел ковер из одуванчиков? Прочитайте.

  • Что заставило мальчика заняться наблюдением? Прочитайте.

  • Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Прочитайте.

  • С чем сравнивает писатель лепестки одуванчиков? (Пальчики на ладошке)

Озаглавливание 2 части

            Например,  

                «Тайна золотого луга»

Чтение 3-ей части.

  • В чем же состоит главная мысль текста?

   Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка. Своя тайна, ее надо только увидеть.

В чем главная мысль в этой части? (раскрывается секрет одуванчиков)

Как озаглавим эту часть? ( Секрет одуванчиков.)







Автор — М. Пришвин, а рассказчик-мальчик


« …Он впереди, я — в пяту»



За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь


Забава-это игра, развлечение













Неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты







Читают












Пальчики на ладошке









Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка. Своя тайна, ее надо только увидеть.


раскрывается секрет одуванчиков

(Секрет одуванчиков)


Коммуникативные:

-умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос

Познавательные:

-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста;

-развития умения задавать вопросы используя текст произведения

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Подходит ли к тексту название рассказа?

-Найдите в тексте средства художественной выразительности

Да, подходит

Находят в тексте средства художественной выразительности

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-У вас на столах лежат листочки, вам необходимо нарисовать рисунок к рассказу

-Представьте вашу работу

Рисуют

Коммуникативные:-формирование умения работать

самостоятельно;

Включение в систему знаний и повторение

-С каким рассказом мы сегодня познакомились?

-Кто написал данный рассказ?

-Какие ещё секреты одуванчиков мы сегодня узнали?

- Чего хотелось бы пожелать детям? 


С рассказом «Золотой луг»

М. Пришвин

Ответы детей

Коммуникативные:-формирование умения работать

самостоятельно;

Регулятивные:

-подведят итоги урока

Рефлексия учебной деятельности на уроке

-А сейчас у вас на партах лежат кружочки, нарисуйте соответсвующий вам смайлик.

-Запишите домашнее задание: с. 148, подготовить перессказ от первого лица

-Урок окончен.

Оценивают свою работу на уроке


Записывают домашнее задание

Коммуникативные:-умение слушать и слышать, правильно отвечать на  поставленный вопрос