Составление вопросов по содержанию рассказа. Ромашка Блума.
На доске магнитами прикреплены лепестки ромашки. По одному ученики выходят к доске, снимают лепесток, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по содержанию прочитанного рассказа, начинающийся с этого слова, и задать его классу. Дети отвечают на получившиеся вопросы.
Куда? (Куда утка повела своих утят?)
Зачем? (Зачем дети ловили утят?)
Что? (Что сказал ребятам взрослый?)
Как? (Как Пришвин простился с утятами?)
Объясни… (Объясни, почему автор называет ребят глупышами).
Что было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)
3
Н. И. Сладков «Весенняя баня»
I. Орг.момент Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться. – Потому что наступила настоящая весна. – Сегодня светит солнце. Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….
А у вас хорошее настроение? Давайте поделимся хорошим настроение друг с другом.
Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. Улыбнитесь нашим гостям. Начинаем наш урок.
II. Речевая разминка Слайд 2
Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
Прочитайте медленно (Полина). Что это? (скороговорка)
III. Актуализация знаний
- В какое время года Валя могла замочить валенки на проталинке?
- Какие еще изменения происходят в природе весной?
- Кто радуется весне вместе с людьми?
Черный ящик (эти птицы не относятся к водоплавающим птицам, но они умеют очень быстро плавать, спасаясь от хищников. Из-за особенностей строения глаз, воробьи видят мир в розовом свете, а в шее воробья в два раза больше позвонков, чем у жирафа. Они предпочитают находиться в непосредственной близости от населенных пунктов, от жилья человека).
Под окошком слышен крик:
«Чик-чирик да чик-чирик!»
Это песенкам детей
Учит серый …
Дети отгадывают , что там воробей. Слайд 3
-Что вы знаете о воробьях? Это перелетная или оседлая птица?
- А как вы думаете бывают воробьи не серого, а другого цвета?
IV. Постановка темы и целей урока. Слайд 4
-Ребята, как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (познакомимся с новым произведением, автором, будем читать, отвечать на вопросы)
- Сегодня мы познакомимся с произведение Н. Сладкова.
Николай Иванович Сладков — писатель, автор книг о природе. Николай Иванович родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы.
С детства он любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения.
Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.
Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны.
В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».
Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг.
Николай Иванович Сладков умер 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
- Прочитайте название произведения Н. Сладкова. Слайд 5
- Попробуйте предположить, о чём будет произведение?
- А теперь рассмотрите иллюстрацию к произведению. Стало ещё понятнее?
- Можете догадаться, кто герои произведения? (птички, автор)
О чем будет идти речь в рассказе?
V. Работа по теме урока.
1) - сейчас я вам прочитаю это произведение, а вы внимательно слушайте и запоминайте.
Чтение рассказа учителем.
- Понравилось вам это произведение?
- О ком говорилось в начале? (о Ванятке, он вышел из школы, увидел 3 птичек)
-Где сидели птички?
Какие они были?
-Что делали птички?
-Куда перелетели с лужи? (на песок)
- Что делали на песке? (барахтались, измазались)
-Что потом сделали птицы? (в лужу сели)
-Кем оказались эти птички?
Словарная работа на экране Слайд 6
2 ) -Послушайте рассказ и скажите, почему птички купались в луже, потом барахтались в песке, и снова в лужу прыгнули?
Повторное чтение учителем.
- так зачем они в луже купались, в песке барахтались и снова купались? (чтобы смыть зимнюю грязь)
- Почему Васятка сразу их не узнал? (Они были грязные)
- А почему окраска у них была разная? (Зимой они спали в разных местах)
На экране показать. Слайд 7
Тот , кто ночевал в трубе стал….
В дупле… В кирпичной стене….
ФИЗМИНУТКА
- Кто является героем этого рассказа?
- Что узнали о Ванятке? ( на доске текст Ванятка считал себя……) Слайд 8
-Почему он считал себя знатоком птиц? (знал повадки, голоса, следы)
- а что значит приходилось держать? )кормил, поил, чистил клетки, лечил, заботился)
- он птиц сажал не просто так в клетки, он помогал выжить больным и раненым.
Значит Ванятка был наблюдательным, сообразительным, любил птиц, умел о них заботиться.
- Ребята, в тексте есть такое предложение..
На экране «Ванятка так и ахнул….» Слайд 9
- Что значит Ахнул? (удивился, что как изменились птички, что это воробьи, он считал себя знатоком птиц: он этого не знал!)
-Кто сумеет показать как ахнул Ванятка (2-3 человека), потом все.
Ванятке стало понятно где воробьи зимой спят.
Кроме Ванятки героями являются 3 воробья.
-Давайте вспомним как они купались. На доске текст. Слайд 10
- Как понять предложение Брызги над ними как….?
Да, в этом предложении мы чувствуем и движение, и цветные яркие краски, и свежие весенние звуки. Посмотрите какие красивые слова подобрал автор.
На экране текст Выскочили из лужи…. Слайд 11
- Почему глупыши? (Ванятка же не знал, что они так грязь зимнюю отмывают, и посчитал , что они глупую работу делают)
- Прочитайте выразительно это предложение (2-3 ученика, хором)
-Есть даже такая примета: Если воробей купается в песке или дорожной пыли – будет дождь.
-Какими стали воробьи после купания? На экране Слайд 12
-найдите в тексте. Что крикнул Ванятка воробьям. (С легким паром!)
- В вашей семье говорят такие слова?
-Что значат эти слова? (пожелание здоровья, хорошего настроения)
- Почему же Ванятка эти слова крикнул птицам?
ФИЗМИНУТКА
Продолжение работы по теме урока
Беседа по определению основной мысли текста
- Какое настроение у вас возникло?
- А у Ванятки какое настроение?
-А почему же так получилось, что ваше радостное настроение совпало с радостным настроением Ванятки?
-в этом заслуга автора! Он сумел передать настроение Ванятки, птиц – нам.
- Что же у всех героев общего? (все рады весне, ждут её наступления, чувства радости, восторга, отличного весеннего настроения)
. Работа на карточках слайд 13
Кого характеризуют данные слова. Соедини стрелочками.
умные
наблюдательный Ванятка
чистенькие
внимательный
находчивые воробьи
удивленный
взъерошенные
- Почему вы считаете, что воробьи находчивые?
- Легко ли воробьям было пережить зиму? Помогали ли вы им?
Составление плана рассказа. Работа в парах. Слайд 14
Задание: восстановите последовательность событий.
1 Ванятка увидел незнакомых ему птичек.
2 Прыгнули птички в лужу купаться.
3 Выкупались и стали обыкновенными воробьями.
4 Понял мальчик, что воробьи зимнюю грязь смывали.
Творческая работа «Раскрасить воробья, который больше всего понравился»
Спал в сыром дупле, в гнилой трухе, вымазался. Показывают (Коричневый)
Всю зиму в дымовой трубе ночевал, а весной сажу смывал. (Черный)
Устроился в кирпичной стене. (Рыжий)
Выбор пословицы слайд 15
Мороз невелик, да стоять не велит.
Весна пришла — на все пошла.
Не пугай, зима, весна придет.
Итог урока. Рефлексия. Слайд 16
- Как называется рассказ, который мы прочитали?
- Почему Сладков его так назвал? Связано ли слово «баня» в рассказе Сладкова с животными, птицами?(моются в луже, и для них это как баня)
- Что удивило вас в рассказе? Что развеселило?
- Так бывают воробьи не серого цвета?
-Что показал своим рассказом «Весенняя баня» Николай Сладков? (Жизнь воробьев, их чистоплотность, радость наступающей весне всего живого мира…
-Где перезимовали воробьи? (в трубе, в кирпичной стене, в трухе)
- А это в лесу или рядом с человеком? (рядом)
- Почему они хотят быть рядом с человеком? ( кормят, тепло от наших домов)
Вот поэтому говорят, птицы – наши братья меньшие, мы должны их беречь, охранять, делать кормушки, давать корм.
-Ребята, поднимите руки, кто делал кормушки птицам, кто подкармливал их
-Молодцы, берегите птиц, зверей, охраняйте лес. Будьте в согласии с природой, как Ванятка, который наблюдает за воробьями и, наверно, подкармливает их.
- Ребята, кому урок понравился – улыбнитесь. (солнышко)
- Кому было легко работать на уроке и выполнять задания, посадите своего воробья на правую веточку.
- А кто испытывал затруднения, посадите воробья на левую веточку.
- Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением, развивали речь, чтение, не только узнали новые факты из жизни птиц в природе, но и сумели понять мысли и чувства главных героев, автора. А это самое важное и ценное!