СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения на родном русском языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения на родном русском языке Н.И. Сладков "Весенняя баня"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на родном русском языке»

 Составление вопросов по содержанию рассказа. Ромашка Блума.

На доске магнитами прикреплены лепестки ромашки. По одному ученики выходят к доске, снимают лепесток, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по содержанию прочитанного рассказа, начинающийся с этого слова, и задать его классу. Дети отвечают на получившиеся вопросы.

Куда? (Куда утка повела своих утят?)

Зачем? (Зачем дети ловили утят?)

Что? (Что сказал ребятам взрослый?)

Как? (Как Пришвин простился с утятами?)

Объясни… (Объясни, почему автор называет ребят глупышами).

Что было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)

3















































Н. И. Сладков «Весенняя баня»

I. Орг.момент Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться. – Потому что наступила настоящая весна. – Сегодня светит солнце. Может быть, потому что скоро каникулы?

Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

А у вас хорошее настроение? Давайте поделимся хорошим настроение друг с другом.

Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. Улыбнитесь нашим гостям. Начинаем наш урок.

II. Речевая разминка Слайд 2

Валя на проталинке промочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Прочитайте медленно (Полина). Что это? (скороговорка)

III. Актуализация знаний

- В какое время года Валя могла замочить валенки на проталинке?

- Какие еще изменения происходят в природе весной?

- Кто радуется весне вместе с людьми?

Черный ящик (эти птицы не относятся к водоплавающим птицам, но они умеют очень быстро плавать, спасаясь от хищников. Из-за особенностей строения глаз, воробьи видят мир в розовом свете, а в шее воробья в два раза больше позвонков, чем у жирафа. Они предпочитают находиться в непосредственной близости от населенных пунктов, от жилья человека).

Под окошком слышен крик:

«Чик-чирик да чик-чирик!»

Это песенкам детей

Учит серый …

Дети отгадывают , что там воробей. Слайд 3

-Что вы знаете о воробьях? Это перелетная или оседлая птица?

- А как вы думаете бывают воробьи не серого, а другого цвета?

IV. Постановка темы и целей урока. Слайд 4

-Ребята, как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (познакомимся с новым произведением, автором, будем читать, отвечать на вопросы)

- Сегодня мы познакомимся с произведение Н. Сладкова.

Николай Иванович Сладков — писатель, автор книг о природе. Николай Иванович родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы.

 С детства он любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения.

Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.
Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны.

В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

 Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. 

Николай Иванович Сладков умер 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

- Прочитайте название произведения Н. Сладкова. Слайд 5

- Попробуйте предположить, о чём будет произведение?

- А теперь рассмотрите иллюстрацию к произведению. Стало ещё понятнее?

- Можете догадаться, кто герои произведения? (птички, автор)

О чем будет идти речь в рассказе?

V. Работа по теме урока.

1) - сейчас я вам прочитаю это произведение, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Чтение рассказа учителем.

- Понравилось вам это произведение?

- О ком говорилось в начале? (о Ванятке, он вышел из школы, увидел 3 птичек)

-Где сидели птички?

Какие они были?

-Что делали птички?

-Куда перелетели с лужи? (на песок)

- Что делали на песке? (барахтались, измазались)

-Что потом сделали птицы? (в лужу сели)

-Кем оказались эти птички?

Словарная работа на экране Слайд 6

2 ) -Послушайте рассказ и скажите, почему птички купались в луже, потом барахтались в песке, и снова в лужу прыгнули?

Повторное чтение учителем.

- так зачем они в луже купались, в песке барахтались и снова купались? (чтобы смыть зимнюю грязь)

- Почему Васятка сразу их не узнал? (Они были грязные)

- А почему окраска у них была разная? (Зимой они спали в разных местах)

На экране показать. Слайд 7

Тот , кто ночевал в трубе стал….

В дупле… В кирпичной стене….

ФИЗМИНУТКА

- Кто является героем этого рассказа?

- Что узнали о Ванятке? ( на доске текст Ванятка считал себя……) Слайд 8

-Почему он считал себя знатоком птиц? (знал повадки, голоса, следы)
- а что значит приходилось держать? )кормил, поил, чистил клетки, лечил, заботился)

- он птиц сажал не просто так в клетки, он помогал выжить больным и раненым.

Значит Ванятка был наблюдательным, сообразительным, любил птиц, умел о них заботиться.

- Ребята, в тексте есть такое предложение..

На экране «Ванятка так и ахнул….» Слайд 9

- Что значит Ахнул? (удивился, что как изменились птички, что это воробьи, он считал себя знатоком птиц: он этого не знал!)

-Кто сумеет показать как ахнул Ванятка (2-3 человека), потом все.

Ванятке стало понятно где воробьи зимой спят.

Кроме Ванятки героями являются 3 воробья.

-Давайте вспомним как они купались. На доске текст. Слайд 10

- Как понять предложение Брызги над ними как….?

Да, в этом предложении мы чувствуем и движение, и цветные яркие краски, и свежие весенние звуки.  Посмотрите какие красивые слова подобрал автор.



На экране текст Выскочили из лужи…. Слайд 11

- Почему глупыши? (Ванятка же не знал, что они так грязь зимнюю отмывают, и посчитал , что они глупую работу делают)

- Прочитайте выразительно это предложение (2-3 ученика, хором)

-Есть даже такая примета: Если воробей купается в песке или дорожной пыли – будет дождь.

-Какими стали воробьи после купания? На экране Слайд 12

-найдите в тексте. Что крикнул Ванятка воробьям. (С легким паром!)

- В вашей семье говорят такие слова?

-Что значат эти слова? (пожелание здоровья, хорошего настроения)

- Почему же Ванятка эти слова крикнул птицам?

ФИЗМИНУТКА

Продолжение работы по теме урока

Беседа по определению основной мысли текста

- Какое настроение у вас возникло?

- А у Ванятки какое настроение?

-А почему же так получилось, что ваше радостное настроение совпало с радостным настроением Ванятки?

-в этом заслуга автора! Он сумел передать настроение Ванятки, птиц – нам.

- Что же у всех героев общего? (все рады весне, ждут её наступления, чувства радости, восторга, отличного весеннего настроения)



Работа на карточках слайд 13

Кого характеризуют данные слова. Соедини стрелочками.

умные

наблюдательный Ванятка

чистенькие

внимательный

находчивые воробьи

удивленный

взъерошенные

- Почему вы считаете, что воробьи находчивые?

- Легко ли воробьям было пережить зиму? Помогали ли вы им?

Составление плана рассказа. Работа в парах. Слайд 14

Задание: восстановите последовательность событий.

1 Ванятка увидел незнакомых ему птичек.

2 Прыгнули птички в лужу купаться.

3 Выкупались и стали обыкновенными воробьями.

4 Понял мальчик, что воробьи зимнюю грязь смывали.



Творческая работа «Раскрасить воробья, который больше всего понравился»

Спал в сыром дупле, в гнилой трухе, вымазался. Показывают (Коричневый)

Всю зиму в дымовой трубе ночевал, а весной сажу смывал. (Черный)

Устроился в кирпичной стене. (Рыжий)



Выбор пословицы слайд 15

  • Мороз невелик, да стоять не велит.

  • Весна пришла — на все пошла.

  • Не пугай, зима, весна придет.



Итог урока. Рефлексия. Слайд 16

- Как называется рассказ, который мы прочитали?

- Почему Сладков его так назвал? Связано ли слово «баня» в рассказе Сладкова с животными, птицами?(моются в луже, и для них это как баня)

- Что удивило вас в рассказе? Что развеселило?

- Так бывают воробьи не серого цвета?

-Что показал своим рассказом «Весенняя баня» Николай Сладков? (Жизнь воробьев, их чистоплотность, радость наступающей весне всего живого мира…

-Где перезимовали воробьи? (в трубе, в кирпичной стене, в трухе)

- А это в лесу или рядом с человеком? (рядом)

- Почему они хотят быть рядом с человеком? ( кормят, тепло от наших домов)

Вот поэтому говорят, птицы – наши братья меньшие, мы должны их беречь, охранять, делать кормушки, давать корм.

-Ребята, поднимите руки, кто делал кормушки птицам, кто подкармливал их

-Молодцы, берегите птиц, зверей, охраняйте лес. Будьте в согласии с природой, как Ванятка, который наблюдает за воробьями и, наверно, подкармливает их.

- Ребята, кому урок понравился – улыбнитесь. (солнышко)

- Кому было легко работать на уроке и выполнять задания, посадите своего воробья на правую веточку.

- А кто испытывал затруднения, посадите воробья на левую веточку.

- Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением, развивали речь, чтение, не только узнали новые факты из жизни птиц в природе, но и сумели понять мысли и чувства главных героев, автора. А это самое важное и ценное!