Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока литературного чтения
во 2 «А» классе
25 октября 2017 года
Консультация учителя________________
Консультация методиста ________________
Конспект урока литературного чтения в 2 классе
УМК: «Школа России»
(Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.
Литературное чтение: учебник для 2 класса., ч. 1, стр. 106-107)
Тема урока: И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Цель: создание благоприятных условий для воспитания сочувствия и отрицательного отношения к лени через содержание басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве И. А. Крылова.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с содержанием басни; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; развивать умения самостоятельно делать выводы, развитию интереса к басням, к детской литературе, развитию читательской самостоятельности.
Воспитательные: способствовать формированию воспитания сочувствия и отрицательного отношения к лени, любознательности; бережное отношение к родному слову, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим доброго отношения ко всему живому, воспитанию читательского интереса к басням И. А. Крылова, воспитание вдумчивого чтеца.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток, применение на уроке ИКТ.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной коллективной деятельности, способствовать формированию воспитания сочувствия и отрицательного отношения к лени, мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, ориентация в нравственном содержании поступков формирование положительного отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в группе.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; строить логическое рассуждение, включающее установление исследовательских связей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные: умение анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), научатся отличать басню от стихотворения, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, соотносить поступки героев с нравственными нормами; характер героев; соотносить смысл басни и пословицы, выделять жанровые особенности; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение, выделять жанровые особенности басни.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, учебник.
Ход урока
I. Организация начала урока.
1.Приветствие
У.: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Лилия Евгеньевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.
2.Проверка готовности к уроку
У.: - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.
3.Мотивация к учебной деятельности
У.: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
А теперь проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
У.: - Улыбнемся друг другу и начнем урок. Вспомним, какими мы должны быть и как надо работать на уроке?
О.: - Старательными, активными, внимательными, аккуратными и т.д.
У.: - Молодцы!
II. Актуализация умений и знаний.
Фронтальная работа
У.: - С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
О.: - «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова.
У.: - Что такое басня?
О.: - Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.
Индивидуальная работа
У.: - Сейчас мы с вами проведем конкурс чтецов, я буду вызывать по 5 человек, и вы будете зачитывать фрагменты басни «Лебедь, Щука и Рак» и если я останавливаю первого обучающегося, то другой продолжает чтение басни после него. Задача ваших одноклассников оценить, кто из вас будет лучше всего читать.
Анализ учебной деятельности учащихся на данном этапе
(Обучающиеся говорят кто, по их мнению, хорошо читал басню.)
III. Открытие новой темы, целеполагание
У.: - Сегодня будем продолжать знакомиться с произведением одного замечательного писателя. Отгадайте фамилию этого писателя. Перед вами на доске карточки с буквами, нужно выполнить с ними задания.
Б Д З К Р
П Р Ф С Ч
Ё Ю Ы Я И
Л Ч Щ Й
Я Е Ё О Ю
Ш В Ж Ц
1 строка. Зачеркни все звонкие согласные. (Б Д З Р).
2 строка. Зачеркни все глухие согласные. (П Ф С Ч,)
3 строка. Зачеркни все гласные, дающие мягкость согласным. (Ё Ю Я И).
4 строка. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. (Ч Щ Й).
5 строка. Зачеркни все гласные, которые могут давать два звука. (Я Е Ё Ю).
6 строка. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. (Ш Ж Ц).
У.: - Что получилось?
К Р Ы Л О В
У.: - Вспомните, как его зовут? Итак, назовите полное имя писателя с творчеством, которого мы сегодня будем продолжать знакомиться.
О.: - Иван Андреевич Крылов.
У.: - Сегодня на уроке мы продолжаем работу над баснями, особенностями их морали, выразительностью, познакомимся с новым произведением.
У.: - Разгадав ребус, вы узнаете название басни, которую мы сегодня будем разбирать.



О.: - «Стрекоза и Муравей»
У.: - Правильно! Сегодня мы будим читать басню Иван Андреевич Крылов «Стрекоза и Муравей».
У.: - Прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться.
IV Открытие новых умений, знаний
Подготовительная работа
а) Краткие биографические сведения об авторе
У.: - Что вы можете рассказать о Иване Андреевиче Крылове.
О.: - …..
У.: - Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить хорошего образования, грамоте его выучил отец. Позже, довелось ему учиться «из милости». Иван Андреевич прислуживал лакеем в доме богатого помещика. У детей помещика были домашние учителя, которые обучали их русскому и французскому языкам, математике, и ему разрешили заниматься вместе с ними.
Жизнь не баловала его: когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.
Иван Андреевич Крылов много читал и этим восполнял недостаток образования, самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую, наполненную великими событиями жизнь, и умер в возрасте семидесяти пяти лет.
Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен.
Крылов в своих баснях учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни. Поэтому познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.
У.: - Посмотрите на портрет. Вспомните, какие произведения писал Иван Андреевич Крылов?
У.: - «Мартышка и очки», «Лебедь, Щука и Рак»
У.: - С какой басней Крылова мы познакомились на прошлом уроке? «Лебедь, Щука и Рак».
б) Словарная работа
У: - В тексте басни встретятся непонятные слова. Попытайтесь объяснить их значение.
Зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал)
В мягких муравах у нас - в мягкой траве у нас (молодая трава)
лето красное - тёплое, красивое, солнечное
оглянуться не успела - очень быстро
до вешних дней - до весны
голову вскружило - обо всём забыла
помертвело чисто поле - опустело, неподвижное, бесчуственное
злой тоской удручена - огорчена, тоскливо ей, подавлена
нужда - недостаток в необходимом
Речевая разминка
У.: - Чтение начнем с речевой разминки:
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей.
Гордей Авдею дал груздей.
Читаем шёпотом
Немного громче
А теперь читаем громко и внятно
Первичное чтение басни
У.: - Открыли учебник на странице 106. Сейчас я вам прочитаю басню, а вы следите за мной по книге.
У: - Какие чувства у вас вызывают персонажи этой басни?
О.: - Стрекоза жалость.
У.: - В басне есть нравоучение?
О.: - Да.
У.: - Как оно называется?
О.: - Мораль.
У.: - Что осуждается в морали?
О.: - Зависть, лень, ложь, глупые поступки…
У.: - В конце урока нам нужно будет ответить на вопросы.
Посмотрите... Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?
V. Физминутка
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 2 раз. Темп медленный.
2. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам.
Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
Вторичное чтение басни и анализ ее содержания.
У: - Теперь самостоятельно прочитайте басню, и ответите на мои вопросы.
У.: - В какое время года происходит действие?
О.: - Осень, начало зимы.
У.: - Назовите главных действующих лиц басни.
О.: - Стрекоза и муравей.
У.: - Как вы считаете, почему Крылов выбрал этих насекомых?
У.: - Кто из героев басни вам понравился и почему?
О.: - Муравей.
У.: - Как Стрекоза проводила лето?
О.: - Беззаботно, весело
У.: - Куда пошла Стрекоза с наступлением зимы?
О.: - К Муравью.
У.: - О чем она стала просить Муравья?
О.: - Чтобы приютил до весны (до вешних дней).
У.: - Как отнесся Муравей к ее просьбе? Справедливо или нет, поступил Муравей? Сочувствуете ли вы Стрекозе?
О.: - Нет (да).
У.: - Одинаковое ли чувство вызывает у вас стрекоза в начале басни и в конце?
О.: - Жалость, осуждение.
У.: - Как будем читать слова стрекозы в начале басни?
О.: - Игриво, весело.
У.: - В конце?
О.: - Жалостливо, просяще.
У.: - А как нужно прочитать слова муравья?
О.: - Уверенно, поучительно.
У.: - Сейчас мы будем читать по ролям. Напоминаю, что каждый участник диалога действует от лица персонажа, роль которого исполняет, добивается того, что хочет этот персонаж. Поэтому необходимо слушать очень внимательно своих партнеров, вслушиваться не только в их слова, но и в интонации.
У.: - На примере Стрекозы и Муравья, чьи же поступки изображены в басне?
О.: - На самом деле, на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.
1.Парная работа.
У.: - Определите черты характера главных героев. Для этого вам будут даны слова для справок: легкомысленность, беззаботность, справедливость, усердие, лень, жадность, беспечность, несерьёзность, бесшабашность, жизнерадостность, глупость, чёрствость, весёлость, трудолюбие.
2. Групповая работа. Работа с пословицами.
У.: - Какие из пословиц можно отнести к Стрекозе? А какие пословицы можно отнести к Муравью? Объясните их значение.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Делу - время, а потехе - час.
Сделал дело - гуляй смело.
Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.
Лето пролетишь - зимой с сумой побежишь.
Гуляй, гуляй - зато потом не пеняй.
3. Исследовательская работа ( в группах).
У.: - Сравните с басней Л.Н.Толстого басню «Стрекоза и Муравей»
Осенью у муравьёв подмокла пшеница, они её сушили.
Голодная стрекоза попросила у них корму.
Муравьи сказали: «Что же ты летом не собирала корму?»
Она сказала: «Недосуг было: песни пела».
Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».
У.: - В каких словах басни заключается мораль?
О.: - Мораль басни Л.Н. Толстого заключается в словах: Муравьи сказали: «Что же ты летом не собирала корму?»
Она сказала: «Недосуг было: песни пела».
Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой попляши».
У.: - Чем похожи эти басни?
О.: - Басни похожи тем, что Муравьи трудятся все лето, а Стрекоза песни пела.
У.: - Чем они отличаются?
О.: - В басни Л.Н. Толстого Стрекоза просит еды, а в басни И.А Крылова Стрекоза просит приютить до весны.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
У.: - На доске вы видите дерево ваша задача прикрепить на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён уроком.
У.: - Оцени свою работу на уроке. Почему так себя оценил?
О.: - ……
У.: - Чему был посвящён наш урок?
О.: - Мы знаем, что басня написана не ради стрекозы и муравья. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться; учит мудрости жизни.
У.: - Вернёмся к главному вопросу нашего урока. В каких словах басни заключается мораль?
О.: - Мораль басни «Стрекоза и Муравей» заключается в словах Муравья: "Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!"
У.: - Как вы понимаете эти строки?
О.: - Что за любую лень, развлечение приходит расплата в виде голода, холода. Странно, конечно, что воспевается зануда, труженик, насмешник, ехида Муравей, у которого ни капельки сочувствия и милосердия. Вроде как Стрекоза легкомысленна, а поэтому должна получить по заслугам.
У.: - Решили ли мы поставленные в начале урока задачи, ответьте, используя «слова – помощники»: узнали, познакомились, учились.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Прочитать выразительно басню «Стрекоза и Муравей». Устно ответить на вопросы на стр. 107.