II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | - Как вы думает, о чём пойдёт речь на уроке? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова: – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией И. С. Никитина. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста. Под руководством учителя определяют задачи урока. Дополняют предложение. – Наша задача сегодня на уроке – разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян |
III. Подготовка к восприятию произведения. | Знакомство с биографией поэта Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года на окраине Воронежа, в маленьком домике над рекой, в семье купца, владельца небольшого свечного завода. Отец мечтал, что сын станет ученым лекарем, но этой мечте не суждено было сбыться. Торговля отца прогорела, и чтобы не разориться окончательно, он завел постоялый двор, где останавливались на ночлег возчики, которые приезжали в город с обозами. Иван помогал отцу, приходилось ему и торговать на базаре. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Ваня. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Все свободное время он отдавал чтению, начал писать стихи. Поэт долго не решался их напечатать, показать другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Его переписывали, заучивали наизусть, читали друг другу. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии открыл книжный магазин и библиотеку. Некоторые стихи Никитина стали популярными народными песнями. На слова Никитина написано более 60 песен и романсов. | Слушают рассказ учителя, |
IV. Работа над содержанием текста. Первичное чтение произведения Словарная работа V. Повторное чтение и анализ произведения Работа над 1 частью Работа над 2 частью Выборочное чтение | Читает стихотворение учителем. – Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? - Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? – Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину? - В тексте встретились новые для вас слова, попробуйте объяснить смысл записанных слов? - По характеру стихосложения , что напоминает это произведение? (песню, былину). - Почему, для того чтобы воспеть Русь поэт выбирает былинный стих? – Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии -Прочитаем стихотворение ещё раз, разделим его на смысловые части, дадим название каждой части Чтение 1 части. - Что вызывает восхищение поэта? - Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси? - Как можно озаглавить 1 часть? Русь необъятная. (Нет краше Родины нашей). - Какие средства выразительности использует поэт? Работа в группе. Найти эпитеты. Найти сравнения. Найти олицетворения. Чтение 2 части - Эта часть начинается с вопросов. К кому обращены эти вопросы? – Поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? – Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют РИТОРИЧЕСКИМИ. С 97 в учебнике. - Поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины. Знаете ли вы, о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте. – Как он называет врагов? (гость незваный, туча чёрная, гроза) - Как называет битву? (кровавый пир) – В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила - Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа. – Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона. – Этими словами заканчивается 2-я часть. Как ее можно озаглавить? – «Русь непобедимая». Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. | – восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ. Шатер – навес. Нива – засеянное поле. Мурава – молодая трава. Державная – государственная. Казна – деньги, имущество, принадлежавшие государству. Ляхи- Поляки название польских племен . Татар полчища -в 1237 г. войска хана Батыя вторглись на Русь. Курганы – холмы. – Стихотворение напоминает народную песню, оно напевно. Поэт писал его былинным стихом. – Восхищение вызывает необъятность Родины – «Русь державная, в красе царственной». – 1-я часть – «Необъятная, царственная Русь». – Эпитеты: белый пух; море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь могучая, краса царственная… Русь державная, родина православная, в красе царственной – Автор использует олицетворение и сравнение. – Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием – Эти вопросы обращены к Родине. – Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит - монголо-татарское иго, -война с Литвой и Польшей, - война с французами 1812 года. – Гость незваный, туча черная, гроза. – Битва – кровавый пир. – Сила России в единстве, на борьбу поднялся весь народ. – 2 часть «Русь непобедимая». |
Работа над 3 частью Работа в группах | – Прочитайте 3 часть. - О чём говорит поэт в этой части? - В ней описывается богатство родной земли. - Гостеприимство русского народа. - Открытость страны для тех, кто придёт с добром. – Как можно озаглавить 3-ю часть? Объяснение в любви к Родине. Каждому мила своя сторона. – Как следует читать последние два четверостишия? – Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? - Составить синквейн по стихотворению Никитина «Русь» Прослушивание музыкальной записи | Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней. – 3-я часть – «Объяснение в любви к Родине». – Торжественно, взволнованно. Любовь, восхищение, гордость, уважение , почитание, радость… |