СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения на тему: М. Пришвин «Моя Родина». 3 класс. УМК " Школа России."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».

Задачи:

- учить понимать смысл текста;

- формулировать основную мысль своими словами;

- сравнивать свои наблюдения с теми, которые описывает автор.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему: М. Пришвин «Моя Родина». 3 класс. УМК " Школа России."»







Открытый урок

по литературному чтению

3Д класс



Тема

М. Пришвин «Моя Родина».

Заголовок – «входная дверь» в текст.










Учитель: Ильина Оксана Геннадьевна







Тема: М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст.

Цель урока:  знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».

Задачи:

- учить понимать смысл текста;

- формулировать основную мысль своими словами;

- сравнивать свои наблюдения с теми, которые описывает автор.



Планируемые личностные результаты: положительное отношение к природе родного края, уважительное отношение к собеседнику.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; учиться работать в паре, в группе ;формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты:

воспроизводить ранее полученные знания;

осуществлять поиск необходимой информации в книге, статье;

создавать коллективный продукт;

сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

Планируемые результаты: читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; развивать воображение.

Тип урока: урок открытия новых знаний.


УМК: Л.Ф.Климанова и др. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2.



Оборудование: презентация, выставка книг, карточки для работы в парах.



















ХОД УРОКА

I . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой.

Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок литературного чтения. Посмотрите на различные изображения «солнышек» на доске.

– Скажите, какое изображение соответствует вашему настроению? Мне нравится ваш  настрой на урок. 
– Начнем наш урок с разминки.  Продолжите пословицы (Слайд 1):

Кто много читает…(тот много знает)

Чтение – лучшее…(учение)

Будешь книги читать…(будешь много знать)

– Так зачем же нам надо читать? (Ответы детей) 

- Верно, подружитесь с книгами, и вы всегда найдете ответ на любой вопрос!

II. Актуализация знаний

- Прочитайте про себя стихотворение. Подумайте, где с какой интонацией нужно прочитать, в каком месте сделать паузу?

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?


Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

В. Степанов

- Попробуйте прочитать стихотворение выразительно (читают 2 ученика ).

III. Изучение новой темы

Введение в тему.

- О чём стихотворение, которое сейчас прочитали? (О Родине)

Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, … )

Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество.

Тема урока будет связана со словом «Родина». 

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина» (Слайд 2)

Постановка задач урока.

-Чему будете учиться, поставьте цель?

Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)

Узнаю, определю… (жанр произведения)

Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)

Выскажу … (своё отношение)

Учиться… (сотрудничать, активно работать)

-Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей.

- - Ребята , наша Родина прекрасна и богата, в её понятие входит вся огромная территория от Балтики до Тихого океана. Это и великие реки, и красивейшие города, и скромные сёла, и белоснежная берёзка. Это талантливые писатели и поэты, которые воспевали свою страну .

Сегодня мы познакомимся с отрывком из воспоминаний Михаила Михайловича Пришвина «Моя Родина». (Слайд 3)

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую и насыщенную жизнь. Он был агрономом, библиотекарем, сельским учителем. Очень много путешествовал. Он понимал, любил и восхищался русской природой. Писать свои произведения М.Пришвин начал в 30 лет. (Слайд 4)

Физкультминутка.

Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)


Выставка книг, викторина.

-М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его книг. (Слайд 5) Их можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать.

-Некоторые произведения мы уже читали, и сейчас проведём небольшую викторину. Я прочитаю отрывок из произведения, а вы ответьте, как произведение называется.

1) « Нарочно для Зиночки принёс я чудесных трав по листочку, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьянка, петров крест, заячья капуста.»

(«Лисичкин хлеб»)

2) «Много в моей жизни походил я по лесам, и когда приходилось найти птичье гнёздышко с подстилом из войлока, думал как маленький: «Всё на свете имеет конец, всё умирает. И только вечны одни»

( «Дедушкины валенки»)

3) «Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков.»

( «Золотой луг»)

4) «Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу.»

( «Ребята и утята»)

- О чём произведения, о которых мы вспомнили? (О природе)

-Давайте обобщим, что мы знаем о М. Пришвине (Любил и писал о природе)

– Да, действительно, этот писатель тоже писал свои произведения о родной природе, о родном крае.

– Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений, которое открывает новый раздел в нашем учебнике. Прочитайте его название. («Люби живое»).
– Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

А какие жанры произведений вы знаете?( стихотворение, рассказ, сказка, очерк, былина.)

Чтение рассказа -очерка «Моя Родина» учителем.

-Это, ребята, очерк.

- Что же такое очерк? Очерк - это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены

Очерк - это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, в котором сообщается о реальных фактах и событиях. (Слайд 6)



Проверка первичного восприятия текста:

– О чем это произведение?
– Согласны ли вы, что это произведение о Родине?
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
– Важны ли они для писателя?
– Почему они важны?

Словарная работа: (чтение по слогам, целыми словами, объяснение смысла слов).

Со-кро-ви-ща - сокровища (драгоценность)  Кла-до-ва-я - кладовая солнца ( Слайд 7)

Кладовая: 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов;

2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые).

Про-буж-да-ет-ся - пробуждается (просыпается)

Физкультминутка

Туман повис клоками  в саду и во дворе. 
Поймать туман руками  решил я на заре. 
Я взял его ладошкой и крепко-крепко сжал. 
Но прыткий он как кошка. Он взял... и убежал. 
Висит туман над речкой и дышит как живой, 
Как белая овечка с кудрявой головой.
И маленькие рожки на этой голове. 
Но поутру остались лишь капли на траве...

Повторное чтение по цепочке.

Беседа по прочитанному:

– Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил.
– Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?
– Какие строки этой статьи самые главные?
– Согласны ли вы с призывом автора?
– Прочитайте еще раз выразительно эти строки.

Какова основная мысль этого произведения? Охранять природу - значит охранять Родину.

Что это значит?.

-Ребята, как вы понимаете слово « охранять», давайте подберём к нему синонимы.

(Наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.)
– Как вы понимаете значение слова «Родина»?
– Кто из вас где родился?(Ответы детей)
– Для всех нас Родина- это Рязанская область.
– Наша Рязанская область входит в состав России. Значит ,Россия – тоже наша Родина, а мы все – россияне.
– За что же мы любим нашу Родину?

- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?

Надо беречь окружающую природу: цветы, кусты, деревья, птиц, зверей, растения и животных.

- Объясните, откуда у Пришвина появилась привычка вставать до восхода солнца?

(Чтобы попить с мамой вкусный чай.)

- Почему Пришвин считает, что вставать нужно рано утром?

-Что Пришвин называет сокровищами?

- Что нужно делать с сокровищами?

-Найдите в тексте восклицательные предложения. Почему Пришвин использовал их в своём очерке?

( Призыв)

-Как их нужно читать?

- Прочитайте обращения писателя к молодым друзьям.

IV. Самостоятельная работа (работа в парах).

-Ребята, перед вами карточки. Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению «Моя Родина»

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Тот герой. Кто за Родину стоит горой.

- Почему вы так думаете?

(Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине)
– А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина( род – рождение – родители – родство – родимый – родной – родинка – родительский – родовитый – безродный) 
– Я просила вас дома найти к уроку пословицы о Родине. Поделитесь своими находками. (Ответы детей заслушиваются в виде «аукциона» пословиц).Молодцы,ребята!

А теперь ответьте на вопросы:

-Автор рассказа «Моя Родина» (Пришвин)

- И тогда и теперь в находках была моя (охота)

- Мы хозяева природы и она для нас солнца ( кладовая)

-Надо охранять, открывать и показывать великие жизни (сокровища)

-Охранять природу- значит охранять (Родину)

-Любовь к какому напитку выработала привычку утреннего вставания (чай)



V. Подведение итогов урока

– С творчеством какого писателя знакомились?
– Что нового узнали на уроке?
– Чему учились?

Тест «Моя Родина»

  1. Мать угостила меня…

А) чаем;

Б) кофе с молоком;

В) чаем с молоком.

2. Потом и в городе…

А) я вставал на заре;

Б)я вставал с первыми петухами;

В) я вставал рано.

3. После чаю…

А ) я уходил на охоту;

Б) я уходил на работу;

В) я уходил спать.

4. Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца…

А) с драгоценными камнями;

Б) с великими сокровищами жизни;

В) с большим богатством.

Взаимопроверка , проверка вслух.



VI. Домашнее задание

С.58-59-читать, ответить на вопросы; с. 59 – выучить последний абзац наизусть. (Слайд 8)

VII. Рефлексия

– Выберите и такое изображение «солнышка», которое соответствует вашему настроению в конце нашего урока и покажите его.
– Я рада, что количество улыбающихся «солнышек» у нас преобладает. Вот на этой радостной солнечной ноте мы и закончим наш урок.

Приложение №1.

Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению

«Моя Родина».


Если дружба велика, будет Родина крепка.


Береги землю родимую, как мать любимую.


Тот герой. Кто за Родину стоит горой.





Приложение №2.

Тест «Моя Родина»

  1. Мать угостила меня…

А) чаем;

Б) кофе с молоком;

В) чаем с молоком.

2. Потом и в городе…

А) я вставал на заре;

Б) я вставал с первыми петухами;

В) я вставал рано.

3. После чаю…

А ) я уходил на охоту;

Б) я уходил на работу;

В) я уходил спать.

4.Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца…

А) с драгоценными камнями;

Б) с великими сокровищами жизни;

В) с большим богатством.











Источники:

«Русский язык»,3класс.Поурочные планы по Рамзаевой Т.Г.,

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/03/06/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-v-3-klasse-na-temu-m ,

https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-kl-4.html .


Скачать

© 2022 171 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!