Примерный план:
Удивительная табакерка.
Нельзя ли войти в этот городок?
Приглашение принято.
Вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь - большое.
Маленькая размолвка.
Очутились на улице.
Встреча с колокольчиками.
Господа - дядьки-молоточки.
Знакомство с надзирателем
Сударыня-царевна.
Миша проснулся.
4. Игра «Кто сказал?»
Один ученик читает отрывок. Все угадывают, кому принадлежат эти слова.
А) «Динь-динь-динь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «колокольчик»)
– Чему удивился Миша, когда они с колокольчиком стали проходить под сводами?
– Как Колокольчик это объяснил?
– А какую историю вспомнил Миша?
– Что показалось смешным Колокольчику?
– Как Миша на это отреагировал? Прочитайте.
– Правильно ли Миша сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам?
– Мог ли Колокольчик не произносить эти слова?
– Прочитайте описания улицы. В чем ошибался Миша, посмотрев на колокольчики. (Что они все одинаковые)
– Как Колокольчик это объяснил?
– Как понимаете выражение «Закусил язычок».
– Чему Миша позавидовал? Прочитайте.
– Что ответил Колокольчик?
– Как вы думаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например, на компьютере.
– А кто сказал эти слова:
Б) «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «молоточки»)
– А кто сказал эти слова:
В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «валик»)
– Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо)
– А за вами детьми нужно присматривать?
– Чьи это слова:
Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)
– Поверил ли Миша Пружине? Докажи.
– Из каких же частей состоит табакерка?
5. Как же получается музыка? Прочитайте еще раз слова Пружинки? (Перед каждым учеником лежит карточка с текстом слов Пружинки)
– Прочитайте текст и зачеркните карандашом частицы не, бы, кабы.
– Прочитайте текст, который получился.
– Какие части речи чаще всего употребляются в этом отрывке? (Глаголы)
– Назовите их.
– На доске выписаны все глаголы из этого отрывка. Прочитайте их хором.
– Что делала? Толкала, вертелся, цеплялся, стучали, звенели, была.
– Что общего у всех этих глаголов? (Суффикс -л-)
– На что он указывает? (Прошедшее время глагола)
– На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени?
– Заменим глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего времени.
– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
Дети поочередно заменяют глаголы: толкает, вертится, цепляется, стучат, звенят, есть (играет, звучит).
– Прочитайте отрывок, заменив глаголы.
– Поняли ли вы, как устроена табакерка?
– Посмотрите отрывок из мультфильма «Шкатулка с секретом»
6. – Благодаря кому мы узнали о работе табакерки?
– Что можно сказать о Мише. Используя опорные слова на стр. 168 расскажи о нем.
– Прочитайте что сказал папа Миши, когда он проснулся.
д/з– Прочитать сказку и разделить ее на части.
VI. Рефлексия
– Вернемся к цели нашего урока.
– Как же можно назвать эту сказку, если Миша узнал в ней много нового. (Научно-познавательной)
– Зачем автор написал эту сказку?– Справились ли мы с поставленными задачами?
– Оцените себя.
– Оправдались ли наши предположения о содержании сказки?
– Что такое табакерка?
– Как сказать коротко: о чем эта сказка?
– Похожа ли эта сказка на другие, известные нам литературные сказки.
– Так может это не сказка? Докажите.
– Но она же отличается от других литературных сказок? Чем же?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.
– А зачем мы читаем сказки? Ведь они нравятся и взрослым и детям.
– А чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского?
– Что еще мы узнали, читая эту сказку?
– определить, чем сказка В.Ф. Одоевского отличается от других литературных сказок;
– разобраться вместе с Мишей в устройстве музыкальной табакерке;
– дать характеристику Мише;
– сделать выводы, чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского.
Цели урока:
познакомить с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского;
изучить литературную сказку “Городок в табакерке”;
пополнять словарный запас учащихся;
формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы.
Оборудование: презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1)
2. Речевая разминка. (Слайд 2)
– Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.
– Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова “ежик”, “ежа”, “ежата”, с утвердительной интонацией на этих же словах.
– Прочитайте с ускорением, с замедлением.
3. Введение в тему.
– Сегодня мы открываем новый раздел, который называется “Литературные сказки”.
– Как вы понимаете смысл раздела? Какие произведения могут в него входить?
– Первое произведение, с которым мы познакомимся в этом разделе В.М.Одоевского “Городок в табакерке”.
4. Знакомство с биографией автора.
– В.Ф.Одоевский родился в 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. (Слайд 3)
В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”. (Слайд 4)
– Сказка называется “Городок в табакерке” (Слайд 5)
– А что такое “табакерка”? (Слайд 6 – 8)
– В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.
Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.
Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.
Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.
5. Чтение произведения учителем.
По ходу чтения произведения ведется словарно-орфографическая работа.
– Что такое бюро? (Слайд 9)
– К какой горке ходил Миша? (Слайд 10)
– Что такое ставни? (Слайд 11)
– Объясните, что обозначает слово флюгер. (Слайд 12)
– Какую бумагу называют “тисненой”? (Слайд 13)
– Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
– А знаете ли вы значение этих слов? (Слайд 14)
6. Физкультминутка.
7. Работа над содержанием сказки.
– С чего начинается сказка? Прочитайте.
– Подберите синонимы к слову “папенька”
– Почему же автор употребляет именно слово “папенька”?
– Найдите и прочитайте отрывки, соответствующие иллюстрации. (Слайд 15)
Слайд 16
– Что особенного было в проводнике? Почему у него была такая поговорка?
Слайд 17
– Какую историю вспомнил Миша? Что показалось смешным мальчику-колокольчику?
Слайд 18
– В чем ошибся Миша, посмотрев на колокольчики?
Слайд 19
– Кем являлся надзиратель? Как вы думаете, почему он переворачивался с боку на бок?
Слайд 20
– С кем встретился Миша? О чем рассказала “царевна-пружинка” Мише?
Слайд 21
– Поверил ли ей Миша? Докажите.
8. Итог урока. (Слайд 22)
– Понравилась ли вам сказка?
– Ваши впечатления от прочитанного?
– Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке?
– Чем закончилась история?
– Что хотел сказать читателям В.М.Одоевский в своем произведении?
9. Домашнее задание.
– Прочитать сказку и разделить ее на части.