СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения Одоевский "Городок в табакерке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет Вам в проведении урока по литературному чтению

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Одоевский "Городок в табакерке"»

Примерный план:

  1. Удивительная табакерка.

  2. Нельзя ли войти в этот городок?

  3. Приглашение принято.

  4. Вдали всё кажется маленьким, а подойдёшь - большое.

  5. Маленькая размолвка.

  6. Очутились на улице.

  7. Встреча с колокольчиками.

  8. Господа - дядьки-молоточки.

  9. Знакомство с надзирателем

  10. Сударыня-царевна.

  11. Миша проснулся.

4. Игра «Кто сказал?»

Один ученик читает отрывок. Все угадывают, кому принадлежат эти слова.

А)  «Динь-динь-динь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «колокольчик»)

– Чему удивился Миша, когда они с колокольчиком стали проходить под сводами?
– Как Колокольчик это объяснил?
– А какую историю вспомнил Миша?
– Что показалось смешным Колокольчику?
– Как Миша на это отреагировал? Прочитайте.
– Правильно ли Миша сказал, что нехорошо привыкать к поговоркам?
– Мог ли Колокольчик не произносить эти слова?

– Прочитайте описания улицы. В чем ошибался Миша, посмотрев на колокольчики. (Что они все одинаковые)
– Как Колокольчик это объяснил?
– Как понимаете выражение «Закусил язычок».
– Чему Миша позавидовал? Прочитайте.
– Что ответил Колокольчик?
– Как вы думаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например, на компьютере.
– А кто сказал эти слова:

Б)  «Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «молоточки»)

– А кто сказал эти слова:

В) «А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…» (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «валик»)

– Какой вывод сделал Миша из разговора с Валиком. (Когда присматривают за тобой – это хорошо) 
– А за вами детьми нужно присматривать? 
– Чьи это слова:

Г) «Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц». (Под надписью «устройство табакерки» вывешивается надпись «пружина»)

– Поверил ли Миша Пружине? Докажи.
– Из каких же частей состоит табакерка?

5. Как же получается музыка? Прочитайте еще раз слова Пружинки? (Перед каждым учеником лежит карточка с текстом слов Пружинки)

– Прочитайте текст и зачеркните карандашом частицы  не, бы, кабы.
– Прочитайте текст, который получился.
– Какие части речи чаще всего употребляются в этом отрывке? (Глаголы)
– Назовите их.
– На доске выписаны все глаголы из этого отрывка. Прочитайте их хором.
– Что делала?  Толкала, вертелся,  цеплялся, стучали, звенели,  была.
– Что общего у всех этих глаголов? (Суффикс -л-)
– На что он указывает? (Прошедшее время глагола)
– На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени?
– Заменим глаголы прошедшего времени на глаголы настоящего времени.
– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

Дети поочередно заменяют глаголы: толкает, вертится, цепляется, стучат, звенят, есть (играет, звучит).

– Прочитайте отрывок, заменив глаголы. 
– Поняли ли вы, как устроена табакерка?
– Посмотрите отрывок из мультфильма «Шкатулка с секретом»

6. – Благодаря кому мы узнали о работе табакерки? 
– Что можно сказать о Мише. Используя опорные слова на стр. 168 расскажи о нем. 
– Прочитайте что сказал папа Миши, когда он проснулся.

д/з– Прочитать сказку и разделить ее на части.

VI. Рефлексия

– Вернемся к цели нашего урока. 
– Как же можно назвать эту сказку, если Миша узнал в ней много нового. (Научно-познавательной)
– Зачем автор написал эту сказку?– Справились ли мы с поставленными задачами? 
– Оцените себя.



– Оправдались ли наши предположения о содержании сказки? 
– Что такое табакерка?
– Как сказать коротко: о чем эта сказка?
– Похожа ли эта сказка на другие, известные нам литературные сказки.
– Так может это не сказка? Докажите.
– Но она же отличается от других литературных сказок? Чем же?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.

– А зачем мы читаем сказки? Ведь они нравятся и взрослым и детям. 
– А чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского?
– Что еще мы узнали, читая эту сказку?
– определить, чем сказка В.Ф. Одоевского отличается от других литературных сказок;
– разобраться вместе с Мишей в устройстве музыкальной табакерке;
– дать характеристику Мише;
– сделать выводы, чему нас учит сказка В.Ф. Одоевского.







Цели урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского;

  • изучить литературную сказку “Городок в табакерке”;

  • пополнять словарный запас учащихся;

  • формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы.

Оборудование: презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Речевая разминка. (Слайд 2)

– Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.

– Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова “ежик”, “ежа”, “ежата”, с утвердительной интонацией на этих же словах.

– Прочитайте с ускорением, с замедлением.

3. Введение в тему.

– Сегодня мы открываем новый раздел, который называется “Литературные сказки”.

– Как вы понимаете смысл раздела? Какие произведения могут в него входить?

– Первое произведение, с которым мы познакомимся в этом разделе В.М.Одоевского “Городок в табакерке”.

4. Знакомство с биографией автора.

– В.Ф.Одоевский родился в 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. (Слайд 3)

В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”. (Слайд 4)

– Сказка называется “Городок в табакерке” (Слайд 5)

– А что такое “табакерка”? (Слайд 6 – 8)

– В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

5. Чтение произведения учителем.

По ходу чтения произведения ведется словарно-орфографическая работа.

– Что такое бюро? (Слайд 9)

– К какой горке ходил Миша? (Слайд 10)

– Что такое ставни? (Слайд 11)

– Объясните, что обозначает слово флюгер. (Слайд 12)

– Какую бумагу называют “тисненой”? (Слайд 13)

– Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

– А знаете ли вы значение этих слов? (Слайд 14)

6. Физкультминутка.

7. Работа над содержанием сказки.

– С чего начинается сказка? Прочитайте.

– Подберите синонимы к слову “папенька”

– Почему же автор употребляет именно слово “папенька”?

– Найдите и прочитайте отрывки, соответствующие иллюстрации. (Слайд 15)

Слайд 16

– Что особенного было в проводнике? Почему у него была такая поговорка?

Слайд 17

– Какую историю вспомнил Миша? Что показалось смешным мальчику-колокольчику?

Слайд 18

– В чем ошибся Миша, посмотрев на колокольчики?

Слайд 19

– Кем являлся надзиратель? Как вы думаете, почему он переворачивался с боку на бок?

Слайд 20

– С кем встретился Миша? О чем рассказала “царевна-пружинка” Мише?

Слайд 21

– Поверил ли ей Миша? Докажите.

8. Итог урока. (Слайд 22)

– Понравилась ли вам сказка?

– Ваши впечатления от прочитанного?

– Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке?

– Чем закончилась история?

– Что хотел сказать читателям В.М.Одоевский в своем произведении?

9. Домашнее задание.

– Прочитать сказку и разделить ее на части.