СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока к уроку литературного чтения в 4 классе "Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф.Одоевский "Городок в табакерке"" - это первый урок по разделу "Литературные сказки". На уроке  следующие виды деятельности: чтение текста, беседа по содержанию, словарная работа в парах, работа в группах при проверке усвоения нового материала. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»".»

Класс: 4 «В»

Программа: «Школа России»

Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (в процессе изучения Сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».).

Планируемый результат:

Личностный – Демонстрируют умения осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей, сочувствия, сопереживания; ориентацию в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей, доброжелательность.

Метапредметный – Демонстрируют умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;

умение оценивать свою работу на уроке; умение извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения; умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; владеют диалогической и монологической речью; демонстрируют умение задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Предметный – Демонстрируют навыки чтения, знания о биографии и творчестве В.Ф.Одоевского, демонстрируют умения анализировать художественные произведения.

Задачи:

Воспитательная задача – Развивать умения осознавать и определять свои эмоции; умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей, доброжелательность.

Развивающая задача – Развивать регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; развивать умение оценивать свою работу на уроке; познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения. коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; развивать диалогическую и монологическую речь; задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Образовательная задача – Совершенствовать навык чтения, познакомить с биографией и творчеством В.Ф.Одоевского, развивать умение анализировать художественное произведение.

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.

Оснащение: компьютер, проектор, портрет писателя В. Ф. Одоевского, индивидуальное: учебник, карточки с заданиями.


Список литературы:

1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011.

2. А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Интернет ресурсы:

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-vodoevskiy-gorodok-v-tabakerke-470030.html slovari.yandex.ru http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530 http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/ http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru


Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности. Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность.

Учитель: -Сейчас у нас урок литературного чтения.

- Что нам надо для работы?

Ум, вниманье, доброта.

Улыбнитесь всем немного

И скорее за работу.

- Какая главная задача уроков литературного чтения?

(Слайд1. Научиться хорошо и правильно читать.)

- Для чего нужно хорошо и правильно читать?

* быть грамотным;

* развивать правильную речь;

* узнавать много нового и интересного;

* уметь анализировать произведения.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: Повторить материал, изученный на предыдущем уроке, сформулировать тему и задачи урока.

Какой раздел мы с вами начнем изучать дальше, узнайте, расшифровав запись на слайде. Слайд 2

ЛIИNТSЕWРАLТSVУРNIGНЫSЕ WСLКАVGЗКLИSI (Литературные сказки)

-Как вы понимаете смысл этого раздела? (Правильно, у литературных сказок есть автор, известно время их создания и не допускается внесение изменений в содержание таких сказок. Литературная сказка (или авторская) выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, которую записали любители фольклора.)

-Какие произведения могут в него входить?


-Откройте учебник на стр.115, прочитайте, с чем мы познакомимся, изучая этот раздел.

-Чему научимся?

-Чему будем учиться?

Стр. 117. Задание 1.

Откройте содержание стр.159, прочитайте фамилии авторов и названия произведений с которыми познакомимся.


Сегодня на уроке мы познакомимся с научно-познавательной сказкой Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке».

(таблица: Научно-познавательная сказка)


Группа библиографов познакомит нас с биографией Владимира Федоровича Одоевского.

Выступление группы учащихся. Слайд 3-4


Звучание музыкальной шкатулки.

-Как Вы думаете, какой предмет может издавать такие чудесные звуки?

Демонстрация музыкальной шкатулки.

-А ведь это может быть не только музыкальная шкатулка.


– Сказка, которую начнем сегодня изучать называется “Городок в табакерке” (Слайд 5)

– А что такое “табакерка”? (коробочка для табака) (Слайд 6)

- Какое объяснение в словаре Ожегова, прочитайте на экране.

А др. значение?

Сообщение ученика:

– В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые поражали тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.


III.Решение проблемы.

Задача: Найти решение поставленной проблемы.

Итак, давайте перейдем к самой сказке.

-Вдумайтесь в название, рассмотрите иллюстрации, предположите, о чем эта сказка. (Ответы детей)

- В данной сказке встречаются трудные слова.

Давайте разберем эти слова.

Работа в парах. Карточки со словарной работой.

Прочитайте слова 1 столбика, попробуйте объяснить их значение. Найдите соответствующее объяснение во 2 столбике, соедините.


Словарная работа (на слайде информация)

Шатер -покрытие в виде высокой многогранной пирамиды Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха (слайд 7) Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах. (слайд 8) Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда. (слайд 9) Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг. (слайд 10)

Устаревшие слова

Свод – в архитектуре тип перекрытия

Пестренькая –окрашенная в несколько цветов, содержащая несколько разных цветов

Одинакие – одинаковые

Опамятоваться – опомниться.

С сими словами – с этими словами

Учтиво – очень вежливо

Досадно – обидно

Индо – даже


IV. Первичное закрепление

Задача: Закрепить усвоенный материал

Чтение сказки учащимися.

Начало с.118-120. (чтение отрывков)

Мы прочитали начало сказки.

-Что же узнали из начала сказки?

-Какой вопрос задавал Миша папеньке?

- Что ему ответил папенька?

- Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

- Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

- Кто главный герой произведения? (Миша)

-Что захотел узнать мальчик?


Прогнозирование.

-Как думаете, что может произойти дальше?


Физминутка:

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.


Продолжение чтения. С.120-121 (чтение по цепочке)

- Совпали ли наши предположения с содержанием сказки?

- С чего начинается путешествие Миши по табакерке?

- Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)

- Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)

Почему у него была такая поговорка?

Какое открытие сделал Миша? (Вдали все кажется маленьким, а подойдешь – большое.)


Просмотр отрывка мультфильма.

-С какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель - господин Валик, с царевной-Пружинкой)

Стр. 126 (3 абзац), прочитайте конец сказки. (жужжащее чтение)

-В самом ли деле Миша побывал внутри табакерки?

-Одоевский использовал художественный прием «сновидение».(таблица: Прием – сновидение)

-Оправдались ваши предположения?


V. Организация самостоятельной работы

Задача: Проверить уровень усвоения пройденного материала.

- Сейчас, те из вас, кто был внимателен на уроке, смогут без труда ответить на вопросы.

Ваша задача закончить предложения

Работа в группах (ученики объединяются в группы в соответствии с цветом картинки – музыкальной шкатулки на столе у каждого).

  1. Желтые шкатулки.

Миша поймёт отчего играет музыка в … (табакерке), когда разберёт её? Табакерка была сделана из … (из черепахи).

Листики на деревьях были из … (из серебра).

Городок назывался …(Динь-Динь).

……………………………………………………………………….

  1. Красные шкатулки.

Мишу поманил за собой, когда в табакерке открылась дверь, … (мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке)

Папа предупреждал Мишу, дабы не сломать табакерку, чтобы он не трогал …. (пружинку)

В табакерке надзиратель … (валик)

По словам папеньки, чтобы понять, как устроена табакерка нужно учиться …(механике)

………………………………………………………………………………………..

  1. Зеленые шкатулки. Да – нет 1.Данное произведение сказка? (да) 2. Главный герой мальчик Миша? (да) 3. Табакерка была сделана из золота? (нет) 4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет) 5. Папа предупреждал, что дабы не сломать табакерку, чтобы он не трогал пружинку. (да)

Совместная проверка работы.


VI. Информация о домашнем задании

Дочитать сказку на стр.122-127.

Записать по 5-7 вопросов к сказке.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Подготовить рассказ по своему рисунку.


VII. Рефлексия учебной деятельности

Задача: Подвести итог урока, провести рефлексию деятельности

Слайд 15

– Понравилась ли вам сказка?

– Ваши впечатления от прочитанного?

– Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке?

– Чем закончилась история?

– Что хотел сказать читателям В.М.Одоевский в своем произведении?

- А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке, выбрав фразеологизм. Слайд 16.

-Ребята, спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать.