Класс: 4 «В»
Программа: «Школа России»
Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (в процессе изучения Сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».).
Планируемый результат:
Личностный – Демонстрируют умения осознавать и определять свои эмоции и эмоции других людей, сочувствия, сопереживания; ориентацию в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей, доброжелательность.
Метапредметный – Демонстрируют умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;
умение оценивать свою работу на уроке; умение извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения; умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; владеют диалогической и монологической речью; демонстрируют умение задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Предметный – Демонстрируют навыки чтения, знания о биографии и творчестве В.Ф.Одоевского, демонстрируют умения анализировать художественные произведения.
Задачи:
Воспитательная задача – Развивать умения осознавать и определять свои эмоции; умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;
ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей, доброжелательность.
Развивающая задача – Развивать регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; развивать умение оценивать свою работу на уроке; познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения. коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения; развивать диалогическую и монологическую речь; задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Образовательная задача – Совершенствовать навык чтения, познакомить с биографией и творчеством В.Ф.Одоевского, развивать умение анализировать художественное произведение.
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.
Оснащение: компьютер, проектор, портрет писателя В. Ф. Одоевского, индивидуальное: учебник, карточки с заданиями.
Список литературы:
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011.
2. А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-vodoevskiy-gorodok-v-tabakerke-470030.html slovari.yandex.ru http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530 http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/ http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности. Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность.
Учитель: -Сейчас у нас урок литературного чтения.
- Что нам надо для работы?
Ум, вниманье, доброта.
Улыбнитесь всем немного
И скорее за работу.
- Какая главная задача уроков литературного чтения?
(Слайд1. Научиться хорошо и правильно читать.)
- Для чего нужно хорошо и правильно читать?
* быть грамотным;
* развивать правильную речь;
* узнавать много нового и интересного;
* уметь анализировать произведения.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача: Повторить материал, изученный на предыдущем уроке, сформулировать тему и задачи урока.
Какой раздел мы с вами начнем изучать дальше, узнайте, расшифровав запись на слайде. Слайд 2
ЛIИNТSЕWРАLТSVУРNIGНЫSЕ WСLКАVGЗКLИSI (Литературные сказки)
-Как вы понимаете смысл этого раздела? (Правильно, у литературных сказок есть автор, известно время их создания и не допускается внесение изменений в содержание таких сказок. Литературная сказка (или авторская) выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, которую записали любители фольклора.)
-Какие произведения могут в него входить?
-Откройте учебник на стр.115, прочитайте, с чем мы познакомимся, изучая этот раздел.
-Чему научимся?
-Чему будем учиться?
Стр. 117. Задание 1.
Откройте содержание стр.159, прочитайте фамилии авторов и названия произведений с которыми познакомимся.
Сегодня на уроке мы познакомимся с научно-познавательной сказкой Владимира Федоровича Одоевского «Городок в табакерке».
(таблица: Научно-познавательная сказка)
Группа библиографов познакомит нас с биографией Владимира Федоровича Одоевского.
Выступление группы учащихся. Слайд 3-4
Звучание музыкальной шкатулки.
-Как Вы думаете, какой предмет может издавать такие чудесные звуки?
Демонстрация музыкальной шкатулки.
-А ведь это может быть не только музыкальная шкатулка.
– Сказка, которую начнем сегодня изучать называется “Городок в табакерке” (Слайд 5)
– А что такое “табакерка”? (коробочка для табака) (Слайд 6)
- Какое объяснение в словаре Ожегова, прочитайте на экране.
А др. значение?
Сообщение ученика:
– В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.
Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.
Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства.
Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые поражали тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.
III.Решение проблемы.
Задача: Найти решение поставленной проблемы.
Итак, давайте перейдем к самой сказке.
-Вдумайтесь в название, рассмотрите иллюстрации, предположите, о чем эта сказка. (Ответы детей)
- В данной сказке встречаются трудные слова.
Давайте разберем эти слова.
Работа в парах. Карточки со словарной работой.
Прочитайте слова 1 столбика, попробуйте объяснить их значение. Найдите соответствующее объяснение во 2 столбике, соедините.
Словарная работа (на слайде информация)
Шатер -покрытие в виде высокой многогранной пирамиды Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха (слайд 7) Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах. (слайд 8) Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда. (слайд 9) Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг. (слайд 10)
Устаревшие слова
Свод – в архитектуре тип перекрытия
Пестренькая –окрашенная в несколько цветов, содержащая несколько разных цветов
Одинакие – одинаковые
Опамятоваться – опомниться.
С сими словами – с этими словами
Учтиво – очень вежливо
Досадно – обидно
Индо – даже
IV. Первичное закрепление
Задача: Закрепить усвоенный материал
Чтение сказки учащимися.
Начало с.118-120. (чтение отрывков)
Мы прочитали начало сказки.
-Что же узнали из начала сказки?
-Какой вопрос задавал Миша папеньке?
- Что ему ответил папенька?
- Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).
- Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)
- Кто главный герой произведения? (Миша)
-Что захотел узнать мальчик?
Прогнозирование.
-Как думаете, что может произойти дальше?
Физминутка:
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
Продолжение чтения. С.120-121 (чтение по цепочке)
- Совпали ли наши предположения с содержанием сказки?
- С чего начинается путешествие Миши по табакерке?
- Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)
- Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)
Почему у него была такая поговорка?
Какое открытие сделал Миша? (Вдали все кажется маленьким, а подойдешь – большое.)
Просмотр отрывка мультфильма.
-С какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель - господин Валик, с царевной-Пружинкой)
Стр. 126 (3 абзац), прочитайте конец сказки. (жужжащее чтение)
-В самом ли деле Миша побывал внутри табакерки?
-Одоевский использовал художественный прием «сновидение».(таблица: Прием – сновидение)
-Оправдались ваши предположения?
V. Организация самостоятельной работы
Задача: Проверить уровень усвоения пройденного материала.
- Сейчас, те из вас, кто был внимателен на уроке, смогут без труда ответить на вопросы.
Ваша задача закончить предложения
Работа в группах (ученики объединяются в группы в соответствии с цветом картинки – музыкальной шкатулки на столе у каждого).
Желтые шкатулки.
Миша поймёт отчего играет музыка в … (табакерке), когда разберёт её? Табакерка была сделана из … (из черепахи).
Листики на деревьях были из … (из серебра).
Городок назывался …(Динь-Динь).
……………………………………………………………………….
Красные шкатулки.
Мишу поманил за собой, когда в табакерке открылась дверь, … (мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке)
Папа предупреждал Мишу, дабы не сломать табакерку, чтобы он не трогал …. (пружинку)
В табакерке надзиратель … (валик)
По словам папеньки, чтобы понять, как устроена табакерка нужно учиться …(механике)
………………………………………………………………………………………..
Зеленые шкатулки. Да – нет 1.Данное произведение сказка? (да) 2. Главный герой мальчик Миша? (да) 3. Табакерка была сделана из золота? (нет) 4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет) 5. Папа предупреждал, что дабы не сломать табакерку, чтобы он не трогал пружинку. (да)
Совместная проверка работы.
VI. Информация о домашнем задании
Дочитать сказку на стр.122-127.
Записать по 5-7 вопросов к сказке.
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
Подготовить рассказ по своему рисунку.
VII. Рефлексия учебной деятельности
Задача: Подвести итог урока, провести рефлексию деятельности
Слайд 15
– Понравилась ли вам сказка?
– Ваши впечатления от прочитанного?
– Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке?
– Чем закончилась история?
– Что хотел сказать читателям В.М.Одоевский в своем произведении?
- А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке, выбрав фразеологизм. Слайд 16.
-Ребята, спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать.