Урок литературного чтения
(Благодарю за помощь в составлении разработки урока А В Григоренко)
Тема «Анализ произведения И А Крылова «Ворона и Лисица»
Учебно-познавательная задача: учить анализировать басни



восприятие конкретного содержания раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения раскрытие аллегории выявление главной мысли конкретной части басни анализ морали
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), презентация, карточки с басней Эзопа, учебник, толковые словари, костюмы вороны и Лисицы, бутафорские сыр и ель.
Ход урока:
- Ребята, чей это портрет? (ИА Крылова) – слайд №2
- Обратимся к его словам.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» – слайд №2
- Как вы понимаете слово пороки? (Предосудительный недостаток, позорящее свойство.)
- Какие пороки людей высмеиваются в баснях ИА Крылова? (Трусость, лесть и угодничество, глупость и самодовольство)
-Объясните значение слова лесть. (Лицемерное, угодливое восхваление)
- Образуйте от него однокоренные (родственные) слова и определите их значение. (льстить – хвалить кого-нибудь из лести, из корыстного желания расположить к себе; льстивый – склонный к лести)
- -Прочитайте басню известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» (в пересказе для детей ЛН Толстого). – слайд №3,4
Ворон и Лисица
Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:
- Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.
Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лиса подхватила и говорит:
- Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.
Скажите, о чём басня?
- Перескажите басню.
Как вы понимаете значение следующих слов? Придумайте с ними словосочетания или предложения. – слайд №5
Взгромоздиться – взобраться и устроится с трудом на чём-либо.
Пленить – покорить чем-либо, очаровать (очень сильно понравиться).
Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью, добротой.
Вещунья – предсказательница (в народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе).
Бог послал – так раньше говорили о чём-либо, случайно добытом или полученном.
Всё не впрок – не на пользу.
Постановка басни ИА Крылова «Ворона и Лисица». – слайд №6
- Расскажите, какая история приключилась с Вороной.
- Чем отличается басня ИА Крылова от басни Эзопа?
- Замените следующие слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни ИА Крылова: – слайд №7
хитрит, лукавит, заискивает – вертит хвостом;
смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит;
подходит тихо, осторожно – на цыпочках подходит;
утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова;
каркнула очень громко – во всё горло;
исчезла, скрылась – была такова.
- Разделите басню, исключая мораль, на три части. Озаглавьте каждую часть. – слайд №8
1.Находка.
2. Льстец.
3. Простофиля.
- Какие глаголы использует ИА Крылов, описывая действия Вороны? На что они указывают? Какова интонация стихотворной фразы, в которой даётся описание Вороны? Какой предстаёт Ворона? (Глупая, неуклюжая, неповоротливая и медлительная птица.) – слайд №9
- С какого момента начинают развиваться действия басни? (С появления Лисицы.)
- Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите ответ словами текста. (На ту беду Лиса близёхонько бежала. Эта фраза говорит о случайной обязательной встрече, указывая на неблагополучный исход - на ту беду)
- Проследите, как действует на Лисицу сыр. слайд №10
Вдруг сырный дух Лису остановил - она учуяла сыр
Лисица видит сыр – увидела его
Лисицу сыр пленил – в итоге сыр полностью завладел всеми мыслями жадной до чужого Лисонькой
- Каким метким словом называет И А Крылов Лисицу? (Плутовка)
Для чего он использует именно это слово?
- Прочитайте, как Лисица льстила Вороне.
-Как Лисица обращалась к Вороне? (Ласково.)
-Как называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица , мастерица)
- Что говорила о её красоте?
- Какой Лиса изобразила Ворону? (Красивой.)
-Для чего она это делала? (Хотела обмануть, перехитрить.)
-Какова Ворона в действительности? (Неповоротливая, медлительная, тугодумная)
-Прочитайте ещё раз речь Лисы, проследите, как она постепенно подбирается к самому главному – «ангельскому голоску».
- Как же действуют на Ворону ласковые слова Лисы? (От радости в зобу дыханье спёрло)
- Вороне захотелось не только показать свой голос, но и перевести дыхание, чтоб хоть как-то унять кружение головы, поэтому-то
Ворона каркнула во всё воронье горло.
Результат мгновенен – сыр выпал. Одураченная Ворона с заоблачных высот лести возвращается к горькой действительности -…с ним была плутовка такова.
-Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
-Почему ИА Крылов упомянул в басне о способности ворон быть вещими птицами?
-Подготовьтесь к выразительному чтению басни. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой (какую?)…..большую. неуклюжую, глупую Ворону, а рядом (какую?)……умную, хитрую, лживую плутовку Лису.
-Прочитайте мораль басни. Как понимаете смысл?
Крылов пересказывает общеизвестное нравоучение, не давая ему своей оценки. О чём он советует помнить?
-Какие пороки людей осуждает? Он осуждает и льстеца, и того, кто поддаётся лести.
-Если вы встретите людей, которые льстят ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
- Животные в басне выступают как бы в двойной роли: сохраняют свой облик и представляют аллегорию, олицетворяющие те или иные человеческие пороки и недостатки.
- Подберите близкие по смыслу слова к словам лиса и ворона при обозначении человека. – слайд №11
Льстец, простак, подхалим, растяпа, угодник, ротозей, простофиля.
-Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т. е. употребляются как пословицы?( В сердце льстец всегда отыщет уголок.)
Прочитайте пословицы, соотнесите с содержанием басни и скажите как вы их понимаете. – слайд №12
Верь своим очам, а не чужим речам.
На языке – медок, а на сердце – ледок.
У лести нет чести.
-Для чего нужно изучать басни.