СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме «Анализ произведения И А Крылова «Ворона и Лисица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по теме "Анализ произведения ИА Крылова "Ворона и Лисица"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме «Анализ произведения И А Крылова «Ворона и Лисица»»

Урок литературного чтения

(Благодарю за помощь в составлении разработки урока А В Григоренко)

Тема «Анализ произведения И А Крылова «Ворона и Лисица»

Учебно-познавательная задача: учить анализировать басни

восприятие конкретного содержания раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения раскрытие аллегории выявление главной мысли конкретной части басни анализ морали

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), презентация, карточки с басней Эзопа, учебник, толковые словари, костюмы вороны и Лисицы, бутафорские сыр и ель.

Ход урока:

- Ребята, чей это портрет? (ИА Крылова) – слайд №2

- Обратимся к его словам.

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» – слайд №2

- Как вы понимаете слово пороки? (Предосудительный недостаток, позорящее свойство.)

- Какие пороки людей высмеиваются в баснях ИА Крылова? (Трусость, лесть и угодничество, глупость и самодовольство)

-Объясните значение слова лесть. (Лицемерное, угодливое восхваление)

- Образуйте от него однокоренные (родственные) слова и определите их значение. (льстить – хвалить кого-нибудь из лести, из корыстного желания расположить к себе; льстивый – склонный к лести)

- -Прочитайте басню известного писателя древности Эзопа «Ворон и Лисица» (в пересказе для детей ЛН Толстого). – слайд №3,4

Ворон и Лисица

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось Лисице мяса, она подошла и говорит:

- Эх, Ворон, как посмотрю на тебя – по твоему росту да красоте, только бы царём быть! И, верно, был бы царём, если бы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал, что было мочи. Мясо упало. Лиса подхватила и говорит:

- Ах, Ворон! Коли бы у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

Скажите, о чём басня?

- Перескажите басню.

Как вы понимаете значение следующих слов? Придумайте с ними словосочетания или предложения. – слайд №5

Взгромоздиться – взобраться и устроится с трудом на чём-либо.

Пленить – покорить чем-либо, очаровать (очень сильно понравиться).

Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью, добротой.

Вещунья – предсказательница (в народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе).

Бог послал – так раньше говорили о чём-либо, случайно добытом или полученном.

Всё не впрок – не на пользу.

Постановка басни ИА Крылова «Ворона и Лисица». – слайд №6

- Расскажите, какая история приключилась с Вороной.

- Чем отличается басня ИА Крылова от басни Эзопа?

- Замените следующие слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни ИА Крылова: – слайд №7

хитрит, лукавит, заискивает – вертит хвостом;

смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит;

подходит тихо, осторожно – на цыпочках подходит;

утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова;

каркнула очень громко – во всё горло;

исчезла, скрылась – была такова.

- Разделите басню, исключая мораль, на три части. Озаглавьте каждую часть. – слайд №8

1.Находка.

2. Льстец.

3. Простофиля.

- Какие глаголы использует ИА Крылов, описывая действия Вороны? На что они указывают? Какова интонация стихотворной фразы, в которой даётся описание Вороны? Какой предстаёт Ворона? (Глупая, неуклюжая, неповоротливая и медлительная птица.) – слайд №9

- С какого момента начинают развиваться действия басни? (С появления Лисицы.)

- Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите ответ словами текста. (На ту беду Лиса близёхонько бежала. Эта фраза говорит о случайной обязательной встрече, указывая на неблагополучный исход - на ту беду)

- Проследите, как действует на Лисицу сыр. слайд №10

Вдруг сырный дух Лису остановил - она учуяла сыр

Лисица видит сыр – увидела его

Лисицу сыр пленил – в итоге сыр полностью завладел всеми мыслями жадной до чужого Лисонькой

- Каким метким словом называет И А Крылов Лисицу? (Плутовка)

Для чего он использует именно это слово?

- Прочитайте, как Лисица льстила Вороне.

-Как Лисица обращалась к Вороне? (Ласково.)

-Как называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица , мастерица)

- Что говорила о её красоте?

- Какой Лиса изобразила Ворону? (Красивой.)

-Для чего она это делала? (Хотела обмануть, перехитрить.)

-Какова Ворона в действительности? (Неповоротливая, медлительная, тугодумная)

-Прочитайте ещё раз речь Лисы, проследите, как она постепенно подбирается к самому главному – «ангельскому голоску».

- Как же действуют на Ворону ласковые слова Лисы? (От радости в зобу дыханье спёрло)
- Вороне захотелось не только показать свой голос, но и перевести дыхание, чтоб хоть как-то унять кружение головы, поэтому-то

Ворона каркнула во всё воронье горло.

Результат мгновенен – сыр выпал. Одураченная Ворона с заоблачных высот лести возвращается к горькой действительности -…с ним была плутовка такова.

-Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

-Почему ИА Крылов упомянул в басне о способности ворон быть вещими птицами?

-Подготовьтесь к выразительному чтению басни. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой (какую?)…..большую. неуклюжую, глупую Ворону, а рядом (какую?)……умную, хитрую, лживую плутовку Лису.

-Прочитайте мораль басни. Как понимаете смысл?
Крылов пересказывает общеизвестное нравоучение, не давая ему своей оценки. О чём он советует помнить?

-Какие пороки людей осуждает? Он осуждает и льстеца, и того, кто поддаётся лести.

-Если вы встретите людей, которые льстят ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?

- Животные в басне выступают как бы в двойной роли: сохраняют свой облик и представляют аллегорию, олицетворяющие те или иные человеческие пороки и недостатки.

- Подберите близкие по смыслу слова к словам лиса и ворона при обозначении человека. – слайд №11

Льстец, простак, подхалим, растяпа, угодник, ротозей, простофиля.

-Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т. е. употребляются как пословицы?( В сердце льстец всегда отыщет уголок.)

Прочитайте пословицы, соотнесите с содержанием басни и скажите как вы их понимаете. – слайд №12

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке – медок, а на сердце – ледок.

У лести нет чести.

-Для чего нужно изучать басни.