Урок литературного чтения 2 класс УМК «Школа России»
Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель: познакомиться с рассказом Е.И.Чарушина «Страшный рассказ»
Предметные результаты:
1.Продолжить формирование типа правильной читательской деятельность;
2.Совершенствовать умение осознанно воспринимать и читать текст
3.Совершенствовать приемы выразительного чтения;
Личностные результаты:
1.Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;
2.Воспитывать внимательное и заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;
Метапредметные:
Регулятивные:
1.Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
2.Развивать умение принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
1.Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;
2.Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;
3.Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
4.Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;
Коммуникативные:
1.Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;
2.Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.
Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуально.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Вот и прозвенел звонок,
начинаем мы урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Мы начинаем урок литературного чтения.
- Для чего нам нужен урок чтения? (Чтобы научиться хорошо читать, чтобы познакомиться с новыми интересными произведениями, узнать много нового, познавательного, чему – то научиться, прислушиваться к тому, что говорит автор произведения, развивать свою речь…) Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает».
- Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока чтения? (опорные слова: «Сегодня на уроке мне хотелось бы…)
- Что для этого необходимо?
- Пусть у нас всё сегодня получится!
2. Речевая разминка.
- Какой должна быть наша речь? (чёткой, выразительной).
-Сейчас мы поработаем над нашей речью. У вас на партах есть карточки жёлтого цвета.
- Возьмите и прочитайте их. Назовите жанр текстов. (скороговорка)
- Как нужно их произносить? (быстро, разборчиво…)
- Потренируйтесь, мы посмотрим, у кого лучше получается, к тому и пойдёт наш гость.
- Я называю № скороговорки, тот, у кого этот номер, быстро называет свою скороговорку и называет следующего…
- А теперь поработаем над выразительностью речи.
Дождик вылился из тучки,
Вымыл ёжику колючки.
Ёж доволен - сыт, умыт,
На кроватке сладко спит!
- На экране (прочитать с радостью, грустно…)
-Умнички, идём дальше…
III. Постановка темы и цели урока
1)Актуализация знаний.
- Чтобы узнать что-то новое, мы должны вспомнить прошлые уроки.
-Как называется раздел, произведения из которого мы читаем? («О братьях наших меньших»).
- Кого мы так называем?
- Посмотрите на экран и скажите, соответствуют ли произведения своим авторам? кому принадлежат они?
Валентин Берестов | «Ребята и утята» |
Борис Заходер | «Кошкин щенок» |
Михаил Пришвин | «Плачет киска в коридоре» |
- Что полезного для себя вы взяли из этих произведений? (научились не обижать животных, ухаживать за ними, любить их…)
- Молодцы.
2) Целеполагание.
- Прочитайте слова, зашифрованные в этой строке.
- Кто они? (животные).
- Правильно, значит, мы продолжим сегодня разговор о братьях наших меньших.
- А теперь из этой же строки выпишите, начиная с первой каждую пятую букву.
- Выделенные буквы соедините в слово.
- У вас сложилась фамилия удивительного человека.
- Правильно Чарушин. А зовут его Евгений Иванович.
-Кто это? (писатель)
-Кто-то знает, а кто-то и не слышал такой фамилии.
- Откройте учебники на стр. 136. Прочитайте название произведения Евгения Чарушина.
- Может теперь, сформулируем тему нашего урока?
- Сегодня мы познакомимся с творчеством…(Е. И. Чарушина)
- С его произведением “Страшный рассказ»
- Зная тему урока, давайте поставим перед собой цель. К чему мы должны прийти к концу урока. (пользуйтесь опорными словами)
(На экране запись:
Тема: Евгений Иванович Чарушин “Страшный рассказ»
Цель: Познакомиться... (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина, ознакомиться с рассказом, выяснить, почему писатель дал рассказу такое название).
мы добьёмся цели, если будем двигаться вместе и выполним
задачи: активно работать на уроке, слушать и слышать
Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).
анализировать... (новое произведение).)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3) Работа по теме урока.
Изучение нового материала – знакомство с биографией Чарушина
- Этого человека мы назвали писателем, почему?
- Но он не только писал, он еще и рисовал.
- Как называют человека, который рисует? (ХУДОЖНИК)
- А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником? (Да)
- Правильно, может. Таким удивительным человеком был Е. И. Чарушин.
- А как всё начиналось, вы узнаете от моих помощников …
(Сведения из биографии писателя рассказывают дети)
-Евгений Иванович Чарушин родился много лет назад в старинном городе Вятке. С детства Чарушин жил среди животных. В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята и более 20 видов певчих птиц.
- Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Так он учился наблюдать и работать. животные были друзьями мальчика. Все детские наблюдения помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
- С детства Евгений Иванович увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он всё рисовал, записывал. Многие годы Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки.
- Спасибо, ребята за сообщения.
(Выставка книг писателя.)
И говорил он так:
- «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
- Согласны, ребята, с писателем? Хотелось бы вам почитать его книги?
Работа над произведением. Прогнозирование.
- Давайте прочитаем «Страшный рассказ» Чарушина.
- Откройте учебники на с.136.
- Что такое рассказ? Чем отличается рассказ от сказки?
(Рассказ – словесное изложение отдельного события из жизни человека или людей.
Сказка – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.
(Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом)
1) повествовательное произведение небольшого размера;
2) словесное изложение каких-нибудь событий.
(по С. И. Ожегову)
Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.
Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.
- Как вы думаете, о чем этот рассказ, судя по названию? (Фиксирую на доске: о страшной истории, ужастик…
- Было ли вам когда-нибудь страшно? Скажите, когда и почему бывает страшно? (ночью, когда один)
-Изобразите мимикой и жестами страх и испуг
- Рассмотрите иллюстрацию к рассказу, может она поможет дополнить наши предположения, о ком этот рассказ? (о еже)
- Чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором через текст.
2. Первичное восприятие произведения. «Чтение вслух с остановками».
- Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений.
- Если встретятся непонятные слова, спрашивайте.
(Начинаю читать текст сама, далее 2-3 хорошо читающих ученика и самостоятельное чтение детьми про себя. После прочтения части, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.) Например:
а) Чтение 1ч до слов «по стене кто-то ползает – шуршит» (с.136)
- Как звали мальчиков?
- Где они жили?
- Почему мальчики остались одни? (самостоятельные, надежные, смелые,)
- Что может случиться дальше?
б) Чтение до слов 2ч «Но тут пришли папа с мамой» (с.137)
- Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?
- Почему мальчикам было страшно?
- Что может произойти дальше?
в) Чтение до конца рассказа.
- Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.
- Кто испугал ребят? (Ёжик)
г) - А теперь давайте прочитаем момент, когда пришли папа с мамой.
- Прочитаем вслух цепочкой. (Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.)
- Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа? (удивление, радость, восторг)
3. Проверка первичного восприятия текста.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Понравился?
- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
- Кто главный герой? (Шура и Петя)
- Кто испугал ребят? Сравним, оправдался наш прогноз?
- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так?
- Ёж — страшный зверёк?
- Почему дети его испугались? (Они не знали, что это ёж. Дети испугались шагов в темноте)
- Можно сказать, что мальчики трусливые? или смелые?
- Поднимите руки, кто считает мальчиков трусливыми? Смелыми?
- Как автор относится к своим героям, считает их смелыми и сочувствует им, или считает их трусливыми и осуждает их за такое поведение.
- Чтобы нам понять отношение автора, надо перечитать этот рассказ и подумать над этим. Тогда мы можем понять, кто из нас прав.
4. Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.
г) Повторное чтение рассказа
1) - Прочитайте 1, 2, 3 абзацы жужжащим чтением
- Выборочное чтение.
- Где произошла история, о которой говорится в рассказе ?
2) - Прочитайте о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. (чтение отрывка по ролям)
– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? (дрожащим голосом, медленно)
- Что больше всего испугало ребят? (шаги)
- Как они чувствовали себя под одеялом?(выборочное чтение)
3) Слово учителя о еже.
Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок.
Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
В случае опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину.
Еж довольно добродушное животное.
5. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Прочитайте подходящий отрывок
6.Выполнение теста самостоятельно.
- Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. А для этого выполним тест. Вспомните события рассказа.
-Если событие из рассказа верное нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие МИНУС.
(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)
Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» |
1. | Мальчиков звали Шура и Петя. | + |
2. | Без мамы и папы дети не ложились спать. | - |
3. | В темноте шуршала мышка. | - |
4. | От страха Петя бросился к Шуре на кровать. | + |
5. | В углу свернулся шариком ёжик. | + |
6. | Дети дали молока в блюдце и кусочек хлеба. | - |
7. | Ёжик остался жить с ребятами летом на даче. | + |
Самопроверка с доски. (!, +, -)
VIII. Домашнее задание:
Одно из заданий по желанию:
Прочитайте рассказ.
Подготовьте чтение по ролям.
Нарисуйте рисунок к рассказу.
Итог: - Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)
- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?
- Можем ли мы осуждать их за трусость? (Нет, мы все можем испытывать страх. У русского народа даже есть много пословиц о страхе.
- А какова главная мысль? Для чего автор рассказал нам эту историю? Чему хотел научить?
- Чему учит нас этот рассказ? (Не нужно бояться неизвестного.)
VII. Рефлексия