III. Развитие умений. Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью ведения диалога с автором; 2) создать условия для решения учащимися задачи по уточнение характера главной героини; 3) организовать выборочное чтение c целью выявления главной мысли текста. 1. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 1. Работа с текстом во время чтения. 1 часть. Условные обозначения: В - вопрос автору; О – ответь сам; П – проверь себя. Часть 1 читают дети и учитель (комментированное чтение, диалог с автором). Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (Действие происходит в Норвегии, стране на севере Европы, где жил композитор Эдвард Григ.) СЛАЙД 3 Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. (В. Почему особенно хороши? Что можно предположить?) В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли. СЛАЙД 4-5 Кроме того, в горных лесах живёт, как птица-пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы. (О. А вот ответ автора на наш вопрос.) Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. (Маленькая девочка, одна, в лесу… Правда, она дочь лесника, значит… дети завершают мысль. А для чего девочка собирает шишки, можете предположить? Ответы детей принимаются, но не комментируются.) СЛАЙД 6 Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. (Какую картину вы увидели? – Осень в горном лесу, очень-очень много листьев цвета золота и меди – то есть разных оттенков жёлтого и красного…) СЛАЙД 7 К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста. – Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ. – Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка. (В.О. Почему именно вполголоса? (От испуга, от неожиданности) Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись. П. Вот почему на самом деле, вот ответ, который даёт текст.) – Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. – У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так! Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва. – А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит. (Значит, у Дагни есть старый дедушка, и ещё кукла – тоже старая, ещё мамина… А вы поняли, почему Григу захотелось сделать этой девочке подарок?) – Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять. (В.О. Почему же не сейчас? Что можем предположить? Ответы детей принимаются, но не комментируются.) Дагни даже всплеснула руками. – Ой, как долго! – Понимаешь, мне нужно её ещё сделать. П. – А что это такое? В. – Узнаешь потом. – Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек? Григ смутился. – Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых. (В.О. Читая, вы догадались, какой подарок хочет сделать Григ? Версии детей принимаются, но не обсуждаются.) – Я не разобью, – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.(Как это характеризует Дагни? (Она помогает с уборкой, делает все аккуратно…) «Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми: – Ты ещё маленькая и многого не понимаешь, учись терпению. А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых. Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал: – Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца? – Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдёте к нам? У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять её в руки. – Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни! Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из неё вываливались шишки. «Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: “Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет”». (П. Вот какой подарок решил сделать девочке композитор к 18-летию. Значит, сейчас ей… лет 8, ведь он сказал «не сейчас, а лет через 10»). 2. Вопрос после чтения части 1. – Как вы думаете, почему этот подарок Григ решил сделать именно Дагни? (Он много о ней узнал из их недолгого разговора, и Дагни ему понравилась, композитор понял, что она сумеет понять его музыку, когда повзрослеет.) 3. Вопросы и задания по 2 части: - Прочитайте, о чем думал Григ, когда писал музыку. (с.138,139) - Как слушали его музыку синицы? Матросы? Снег? Прочитайте. - Найдите во 2 части рассказа самые важные слова. СЛАЙД 8 4. Физминутка - релаксация под тихую классическую музыку – Хотите ли вы ещё послушать музыку Э. Грига? – Слушаем музыку Э. Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт». – Что вы чувствовали, слушая музыку? (…) - Музыка Грига прекрасна, потому что он великий музыкант, прославляет свою землю, воспевает в звуках природу, духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту, силу любви. – Какая по характеру пьеса, которую мы прослушали? (Грустная) – Найдите во 2-й части строчки, в которых выражено главное настроение мелодии, сочинённой для Дагни. («Я видел жизнь. ...она удивительна и прекрасна».) СЛАЙД 8 5. Обобщающая беседа. - Шли годы. И вот Дагни исполнилось 18. Найдите в 4 части, какое впечатление произвела симфоническая музыка на Дагни. С.142, 143, 144. - Симфоническая – это какая? (…) Где вы можете найти эту информацию? (В толковом словаре) - Найдите и зачитайте. – За что же Дагни благодарна композитору Эдварду Григу? (За бесценный подарок…) – Что значит «вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек»? Чем же прекрасным должен жить человек? – Как вы поняли смысл названия рассказа? (Случайная встреча с Григом изменила жизнь Дагни. Григ увидел маленькую девочку с тяжёлой корзиной и решил сделать ей подарок…) – Как вы думаете, пьеса Грига – это подарок только для Дагни? (…) - Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига? - А вы получали когда-нибудь удивительные подарки? А сами могли бы сделать пусть не совсем такой, но тоже – удивительный, необычный подарок? Подумайте над этим. ΙV. Самостоятельная работа. Цель: 1)организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий с самопроверкой по эталону; 2) организовать самооценку детьми правильности выполнения задания. - Сейчас проверим, как вы поняли произведение и внимательные ли вы читатели. Предлагаю вам выполнить небольшой тест. (У каждого на парте) 1. Какую музыку Дагни слушала впервые в жизни? А) симфоническую Б) народную В) весёлую 2. Какое действие произвела на девушку эта музыка? А) показалась скучной Б) Дагни почудилось, что у неё выросли крылья В) музыка вызвала у Дагни множество картин, похожих на сны 3. Какие слова услышала девушка со сцены? А) что музыку написал Эдвард Григ Б) что Эдвард Григ посвятил музыку ей; В) что Эдварда Грига не стало 4. Какое впечатление произвели эти слова и музыка на девушку? А) она огорчилась; Б) она испугалась; В) она испытала радостное потрясение и благодарность. - Проверьте свою работу. Как мы проверяем? (Ставим «+», если все верно, ставим «?», если находим ошибки, исправив, ставим «+». СЛАЙД 9 |