СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме "НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение 3  класс программа «Школа 2100».                                                                                                                      Цели урока:сформировать у детей представление о силе воздействия музыки начеловека;формировать умение определять главную мысль текста.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…"»



Литературное чтение 3 класс программа «Школа 2100»

Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…»

Тема урока: Волшебная сила бессмертной музыки (рассказ «Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовского)

Цели урока:

сформировать у детей представление о силе воздействия музыки на человека; формировать умение определять главную мысль текста.

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: выставка книг К.Паустовского,

портрет К.Г.Паустовского; толковый словарь Ожегова С.И.;

презентация Microsoft Office PowerPoint 2007.


Раздаточный материал: карточки для самостоятельной работы:

1. Какую музыку Дагни слушала впервые в жизни? А) симфоническую; Б) народную; В) весёлую

2. Какое действие произвела на девушку эта музыка? А) показалась скучной; Б) Дагни почудилось, что у неё выросли крылья; В) музыка вызвала у Дагни множество картин, похожих на сны

3. Какие слова услышала девушка со сцены? А) что музыку написал Эдвард Григ; Б) что Эдвард Григ посвятил музыку ей; В) что Эдварда Грига не стало

4. Какое впечатление произвели эти слова и музыка на девушку? А) она огорчилась; Б) она испугалась В) она испытала радостное потрясение и благодарность




Ι. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность – слушание музыки;

2) определение содержательных рамок урока: уточнение названия изучаемой главы.

- Какую главу мы изучаем на уроке литературного чтения? («Наполним музыкой сердца») СЛАЙД 1

Звучит музыка Грига

- Кто узнал это музыкальное произведение?(…)

- Почему эта музыка звучит на уроке литературного чтения? (Будем работать с произведением об этом композиторе)

II.Актуализация знаний и постановка проблемы урока.

Цель:

1) актуализировать содержательный компонент прочитанного произведения; 2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; 3) мотивировать к постановке проблемы урока через предъявленную тему; 4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать проблему и тему урока.

- Дома вы познакомились с рассказом К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», а на уроке что вы будете делать? (Работать над содержанием текста) СЛАЙД 2

- Кроме чтения рассказа, какое задание вы еще выполняли дома? (Писали сочинение на тему «Какой подарок я хотел бы получить больше всего»)

Проверка домашнего задания.

Заслушивание 4 сочинений.

- Бывает в жизни, что человек получает неожиданный, удивительный подарок, который оставляет в его душе след на всю жизнь. Что же это за подарок? Можете ответить?(Музыка)

- Кто получил музыкальный подарок? (Дагни Педерсен)

Постановка проблемы урока.

-- Прочитайте тему урока. («Волшебная сила бессмертной музыки») На доске

- Попробуйте из темы урока выделить проблему, которую мы должны будем решить сегодня? (Какой волшебной силой обладает музыка?) На доске - Готовы к работе? (….)

III. Развитие умений.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью ведения диалога с автором;

2) создать условия для решения учащимися задачи по уточнение характера главной героини;

3) организовать выборочное чтение c целью выявления главной мысли текста.

1. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

1. Работа с текстом во время чтения. 1 часть.

Условные обозначения: В - вопрос автору; О – ответь сам; П – проверь себя.

Часть 1 читают дети и учитель (комментированное чтение, диалог с автором).

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (Действие происходит в Норвегии, стране на севере Европы, где жил композитор Эдвард Григ.) СЛАЙД 3

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. (В. Почему особенно хороши? Что можно предположить?) В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли. СЛАЙД 4-5

Кроме того, в горных лесах живёт, как птица-пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы. (О. А вот ответ автора на наш вопрос.)

Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. (Маленькая девочка, одна, в лесу… Правда, она дочь лесника, значит… дети завершают мысль. А для чего девочка собирает шишки, можете предположить? Ответы детей принимаются, но не комментируются.) СЛАЙД 6

Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал на горах. (Какую картину вы увидели? – Осень в горном лесу, очень-очень много листьев цвета золота и меди – то есть разных оттенков жёлтого и красного…) СЛАЙД 7 К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.

– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка. (В.О. Почему именно вполголоса? (От испуга, от неожиданности) Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись. П. Вот почему на самом деле, вот ответ, который даёт текст.)

– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

– У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так!

Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва.

– А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит. (Значит, у Дагни есть старый дедушка, и ещё кукла – тоже старая, ещё мамина… А вы поняли, почему Григу захотелось сделать этой девочке подарок?)

– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять. (В.О. Почему же не сейчас? Что можем предположить? Ответы детей принимаются, но не комментируются.)

Дагни даже всплеснула руками.

– Ой, как долго!

– Понимаешь, мне нужно её ещё сделать. П.

– А что это такое? В.

– Узнаешь потом.

– Разве за всю свою жизнь, – строго спросила Дагни, – вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

Григ смутился.

– Да нет, это не так, – неуверенно возразил он. – Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых. (В.О. Читая, вы догадались, какой подарок хочет сделать Григ? Версии детей принимаются, но не обсуждаются.)

– Я не разобью, – умоляюще сказала Дагни и потянула Грига за рукав. – И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.(Как это характеризует Дагни? (Она помогает с уборкой, делает все аккуратно…)

«Она совсем меня запутала, эта Дагни», – подумал с досадой Григ и сказал то, что всегда говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми:

– Ты ещё маленькая и многого не понимаешь, учись терпению. А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.

Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых.

Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:

– Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?

– Хагеруп, – ответила Дагни и, наморщив лоб, спросила: – Разве вы не зайдёте к нам? У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка.

Дедушка позволит вам взять её в руки.

– Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!

Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из неё вываливались шишки.

«Я напишу музыку, – решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: “Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет”». (П. Вот какой подарок решил сделать девочке композитор к 18-летию. Значит, сейчас ей… лет 8, ведь он сказал «не сейчас, а лет через 10»).

2. Вопрос после чтения части 1.

– Как вы думаете, почему этот подарок Григ решил сделать именно Дагни? (Он много о ней узнал из их недолгого разговора, и Дагни ему понравилась, композитор понял, что она сумеет понять его музыку, когда повзрослеет.)

3. Вопросы и задания по 2 части:

- Прочитайте, о чем думал Григ, когда писал музыку. (с.138,139)

- Как слушали его музыку синицы? Матросы? Снег? Прочитайте.

- Найдите во 2 части рассказа самые важные слова. СЛАЙД 8

4. Физминутка - релаксация под тихую классическую музыку

– Хотите ли вы ещё послушать музыку Э. Грига?

– Слушаем музыку Э. Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт».

– Что вы чувствовали, слушая музыку? (…)

- Музыка Грига прекрасна, потому что он великий музыкант, прославляет свою землю, воспевает в звуках природу, духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту, силу любви.

– Какая по характеру пьеса, которую мы прослушали? (Грустная)

– Найдите во 2-й части строчки, в которых выражено главное настроение мелодии, сочинённой для Дагни. («Я видел жизнь. ...она удивительна и прекрасна».) СЛАЙД 8

5. Обобщающая беседа.

- Шли годы. И вот Дагни исполнилось 18. Найдите в 4 части, какое впечатление произвела симфоническая музыка на Дагни. С.142, 143, 144.

- Симфоническая – это какая? (…) Где вы можете найти эту информацию? (В толковом словаре)

- Найдите и зачитайте.

– За что же Дагни благодарна композитору Эдварду Григу? (За бесценный подарок…)

– Что значит «вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек»? Чем же прекрасным должен жить человек?

– Как вы поняли смысл названия рассказа? (Случайная встреча с Григом изменила жизнь Дагни. Григ увидел маленькую девочку с тяжёлой корзиной и решил сделать ей подарок…)

– Как вы думаете, пьеса Грига – это подарок только для Дагни? (…)

- Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?

- А вы получали когда-нибудь удивительные подарки? А сами могли бы сделать пусть не совсем такой, но тоже – удивительный, необычный подарок? Подумайте над этим.


ΙV. Самостоятельная работа.

Цель:

1)организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий с самопроверкой по эталону; 2) организовать самооценку детьми правильности выполнения задания. - Сейчас проверим, как вы поняли произведение и внимательные ли вы читатели. Предлагаю вам выполнить небольшой тест. (У каждого на парте)

1. Какую музыку Дагни слушала впервые в жизни? А) симфоническую Б) народную В) весёлую 2. Какое действие произвела на девушку эта музыка? А) показалась скучной Б) Дагни почудилось, что у неё выросли крылья В) музыка вызвала у Дагни множество картин, похожих на сны 3. Какие слова услышала девушка со сцены? А) что музыку написал Эдвард Григ Б) что Эдвард Григ посвятил музыку ей; В) что Эдварда Грига не стало 4. Какое впечатление произвели эти слова и музыка на девушку? А) она огорчилась; Б) она испугалась; В) она испытала радостное потрясение и благодарность.

- Проверьте свою работу. Как мы проверяем? (Ставим «+», если все верно, ставим «?», если находим ошибки, исправив, ставим «+». СЛАЙД 9

V. Итог урока. Рефлексия.

Цели:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности; 3) оценить собственную деятельность на уроке;

- Урок заканчивается. Подведем итоги.

А) Познавательная рефлексия.

- Вернемся к проблеме урока. Что мы хотели выяснить? (Какой волшебной силой обладает музыка?)

- Как вы ответите на этот вопрос? (Музыка открывает «прекрасное, чем должен жить человек», обладает силой воздействия на чувства человека, на его душу; музыка помогает человеку понять мир, в котором он живёт, понять себя…)

Б) Рефлексия деятельности. СЛАЙД 10.

- Предлагаю вам выбрать ту фразу, которой вы бы хотели оценить свою работу на уроке.

  • Проблема урока мне понятна, могу объяснить.

  • Проблема понятна, но объяснить затрудняюсь.

  • Проблема урока мне непонятна.

В) Эмоциональная рефлексия: СЛАЙД 11

- Выберите подходящее слово для оценки своего настроения после прочтения этого рассказа.

VI. Домашнее задание. СЛАЙД 12

Цель: обсудить и записать домашнее задание.

  1. Подготовить подробный пересказ 1-й и 2-й частей по ключевым словам в ваших тетрадях.

  2. Вспомните, какой необычный подарок дарили вы или вам.

  3. Творческое задание: Написать мини - сочинение «Чем же должен жить человек?» (по желанию)

Закончить урок мне хочется пожеланием: СЛАЙД 13

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. В.А.Сухомлинский.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ