СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения по теме « С.В. Михалков «Школа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по теме « С.В. Михалков «Школа»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме « С.В. Михалков «Школа»»

Тема: урок литературного чтения по теме « С.В. Михалков «Школа».

Цели: знакомство со стихотворением С.В.Михалкова «Школа».


Задачи - обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения; -учить анализировать поэтическое произведение;

-развивать речь, творческие способности учащихся;

-развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности;

-формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля;

-способствовать пониманию понятия “школа,воспитывать любовь к родине, к семье.


Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

-выразительно читать стихотворение;соблюдать паузы,логические ударения;-определять тему и главную мысль стихотворения;-отвечать на вопросы по содержанию и подтверждать свой ответ примерами;-читать стихотворение;- находить информацию об авторе.

Метапредметные:

-принимать и сохранять учебную задачу;-прогнозировать результат; -контролировать;-анализировать; -устанавливать причино-следственные связи; -соотношение названий к известным понятиям; -использовать знаково-символические средства для создания моделей; -принимать участие в групповой работе; -корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Личностные: - проявлять интерес к изучению литературного чтения; -осознавать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; -осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; -выражать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.







Ход урока


  1. Организационный момент.

Однажды в сказке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я встретила слова, которые меня заинтересовали: «Все мы родом из детства. Все взрослые когда-то были детьми, …»

–Ребята, это только часть высказывания. Слышал ли кто-нибудь из вас эту фразу полностью? ( …)

–Постарайтесь предположить, как она могла бы закончиться?

–Я предлагаю вам в конце нашего урока снова вернуться к этим словам и проверить верность ваших предположений


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии


– Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как называют людей, которые пишут повести, рассказы, романы? (Таких людей называют писателями).

– Кто пишет стихи? (Это поэты).

– Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения


Сказки пишут ... Сказочники.
Басни сочиняют ... Баснописцы
Переводят с других языков ... Переводчики.
Театральные пьесы пишут ... Драматурги.

Статьи в газеты и журналы пишут ... Журналисты.


– Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?

– Сегодня мы начнем знакомиться с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям.

– Догадались с кем? Посмотрите на портрет и на выставку книг. Это Сергей Владимирович Михалков.


  1. Литературная викторина по произведениям С.Михалкова

Говорят ему в кино,
Вы, товарищ, сядьте на пол.
Вам, товарищ, все равно. («Дядя Степа»)


Вот у Коли, например,

Мама милиционер.

А Толи и у Веры

Обе мамы инженеры. («А что у вас»)

- А вы знаете, из какого произведения эта фраза?

Но, провожая в школьный класс

Теперь своих детей,

Мы вспоминаем каждый раз

О юности своей,

О нашей школе над рекой,

О классе в два окна.

На свете не было такой

Хорошей, как она! (……)


  1. Построение проекта выхода из затруднения

–Какова тема сегодняшнего урока?

– Какие задачи поставим перед собой? (познакомиться с автором и его произведением, учиться анализировать произведение)


V. Реализация построенного проекта.

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.

ДОКЛАД (Аня )

Родился Сергей Владимирович Михалков 12 марта 1913 года в Москве. Раннее детство Сергея Владимировича   прошло в Подмосковье. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Писать стихи начал с девяти лет, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов. В годы войны был корреспондентом газеты «Во славу Родины», был ранен. Его произведения знают во всём мире.

12 марта 2008 года Михалкову исполнилось 95 лет. Наш президент Путин был в гостях у Михалкова, поздравил его с юбилеем и вручил ему орден “За заслуги перед Отечеством” II степени.


– А что же ещё сделал для страны Михалков? (Написал гимн России)

При затруднении ответа, включить гимн.

ТОТ, КТО ОТВЕТИЛ один – ДАЮТСЯ 3 КАРТОЧКИ


VI. Первичное знакомство с произведением.

Словарная работа. Работа в парах.

-Давайте разберём незнакомые слова, которые нам встретятся. (ДОСКА)

–Переверните карточку, прочитайте словарные слова, установите соответствие. (провести стрелки) Одна пара работает у доски. (Алеша, Лейла)

Полярный капитан – командир судна, работающий на Севере.

Искусствовед – учёный, который изучает произведения искусства.

Диктор Левитан – знаменитый диктор, читал важнейшие сообщения.

Эльбрус – самая высокая горная вершина России и Европы.

Крым – полуостров в северной части Черного моря.


ПРОВЕРКА С ДОСКОЙ

ДАЮ 4 КАРТОЧКИ Паре

– Владимир Иванович Воронин - Капитан советского ледокольного флота, полярный исследователь, участник многих советских экспедиций в Арктике.  (показать Северный полюс)

– Голос Юрия Борисовича Левитана знают и помнят в России. (включить голос)

ПОКАЗАТЬ ЭЛЬБРУС И КРЫМ НА КАРТЕ

– Попробуйте предположить, о чем будет это произведение?


VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Послушайте это произведение. (Читает Артем)

Беседа по первичному восприятию.

– Тема стихотворения?

ДАЮ 4 КАРТОЧКИ первому кто ответил

–Постарайтесь определить настроение поэта, с которым он писал стихотворение, его чувства.

ДАЮ 4 КАРТОЧКИ первому кто ответил

(Поэт говорит с ностальгией, будто хочет вернуть то время. В каждой строчке грусть и благодарность школьным годам, потому что они были по-настоящему счастливыми. Грусть выражается в понимании того, что школьные годы прошли и их уже не вернуть. Гордость за школу (ведь школа была самой лучшей))

–Разделяете ли вы чувства поэта, близки ли они вам? Обосновать свой ответ.

ДАЮ 4 КАРТОЧКИ первому кто ответил


Чтение стихотворения ОДНИМ учеником (Степан Юрьев)

Показываю таблицу.

Прием «Ромашка Блума» («Ромашка вопросов»). Работа в группах.

– Встаньте те, у кого есть карточки. И поделитесь своими карточками с теми, у кого нет ни одной карточки. Найдите свою группу. Займите удобное место.

– Предлагаю каждой группе придумать, по одному вопросу по содержанию текста и написать его на лепестке ромашки, а затем зачитать.

Зачитывают вопросы, прилепляют на доску, остальные группы отвечают


Анализ произведения.

– Определите жанр произведения. (Стихотворение.)

– Какие бывают строфы? Сколько строф в стихотворении? (10 строф)

– Соединить рифмующиеся строки (ДОСКА)

Мне тоже задали урок
И вызвали к доске,

И я решал его как мог,
Держа мелок в руке.

–Что вы можете о них сказать? (Каждая строфа представляет собой четверостишие с перекрёстной рифмой. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.)


Работа в тетради, стр. 72, № 2,3, 5

Если будет мало времени – устно проговорить

– Кем стали друзья поэта? Подчеркни. Зачитайте.

– В чем поэт видит главное значение школы? Найдите эти слова и подчеркните.

(Нам школа в жизнь открыла дверь

И указала путь.)

– Ребята, а что значит школа для вас?


– Заканчивается четвертый год вашего обучения в школе. Вероятно, каждому из вас есть что вспомнить, чем гордиться, о чем грустить… (ПО времени) Если бы вы оказались на месте Сергея Михалкова, о каких моментах вам хотелось бы рассказать своим читателям? (…)


VIII. Итог урока.

– Давайте вернемся к началу урока.

«Все взрослые когда-то были детьми, только… мало кто из них об этом помнит.» доска

-Ребята, я очень надеюсь, что школьные годы останутся навсегда в вашей памяти и в вашем сердце. И навсегда в душе сохранятся детская задорность, непосредственность и чистота помыслов.

– Что вам понравилось на уроке? Запомнилось?

– Кто хочет похвалить себя?

Рефлексия

Если вы справились с заданиями, всё удалось, значит вы забрались высоко на вершину знаний, приклейте стикер на Эльбрус

Если у вас остались вопросы, то на Крым

Если не всё получилось, то на Северный полюс

Домашнее задание.


  1. Выучить наизусть

  2. Выразительное чтение

  3. Мини-сочинение о своей школе.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!