Урок литературного чтения с использованием игровых технологий по теме: «Звуки [ З], [ З’]. Буквы «З, з».
Цели.
1. Познакомить с новой буквой, продолжить совершенствовать технику чтения, пополнять запас слов.
2). Развивать внимание, память, логическое мышление, внимание к звучащему слову.
3). Воспитывать в детях любовь к природе, бережное отношение к животному миру.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть это утро длится до вечера!
Поприветствовали гостей улыбкой. Тихо сели.
2.Разминка:
Чтение закрытых и открытых слогов, игра «Дочитай слово», «Слог потерялся», «Угадай , какая буква пропущена» ( Приложение № 1)
Разминку проводит Мудрая Сова(ученики по очереди надевают маску совы)
I ступенька Повторение изученного
Мы входим с вами в необыкновенную страну. Дойти до неё нелегко, мы делаем только первые шаги и поднимаемся на первую ступеньку в страну «Грамматику»
1.Как называется наш урок? ( Обучение грамоте)
2. Что такое грамота? (Это умение читать и писать)
3.Что мы произносим и слышим?
4.Какие бывают звуки?
5.Назовите гласные звуки? Какими буквами они обозначаются?
Какие звуки мы называем гласными?
6.Какое стихотворение помогает запомнить это правило? Читаем хором.
Гласные тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать.
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный
7.Назовите согласные звуки. ? Какими буквами они обозначаются?
8.Какие звуки мы называем согласными?
9. Какое стихотворение помогает запомнить это правило? Читаем хором
. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
10. Игра «Буква заблудилась»
На доске написаны буквы: Н Г П Р С О Т-какая лишняя? Докажи?
II ступенька
Что можно образовать с помощью гласных и согласных звуков?
Что можно образовать с помощью слогов?
Игра «Путаница» на доске разбросаны слоги, надо прочитать и собрать слова.
СА ЛИ ВА СО РО НА ВО БАР КОТ СУК
ЛИ-СА СО-ВА ВО-РО-НА БАР-СУК КОТ
III ступенька
1.Что я произнесла?
Лес, жизнь, лиса, барсук, сова (набор слов)
В лесу живут лисы, барсуки, совы. (предложение) Докажите?
2. Что такое предложение?
3.Составьте предложение из слов на доске.
Физкультминутка:
Поработали ребятки, а теперь все на зарядку.
Дружно встаньте, улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь!
Раз, два, три……(Дети надевают маски- сделали сами на уроке технологии)
Вот вы устали, готовя уроки,
И непонятны в учебнике строки.
Значит, пускай отдохнёт авторучка,
Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь.
И не вставая, а сидя на стуле,
Если совсем вы ещё не уснули,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели - всё в полном порядке.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.
Если в гостях вы станцуете сидя
Чья-нибудь мама
Вам скажет: "Спасибо!"
Вазу локтями никто не заденет,
Не придётся пыль из ковра выбивать
На переменках и в свой день рожденья,
С песенкой вместе и даже без пенья,
Вместо зарядки и для настроенья
Нужно танец этот, друзья, танцевать.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели - всё в полном порядке.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели - всё в полном порядке.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать,
Залаять и хрюкнуть:
Мяу, кря, ква, гав, хрю.
(В. Винокур « Танцуйте сидя »)
IV cтупенька Игра «Кто где живёт» Ребята, вы любите ходить в гости? Я тоже хочу сходить в гости к лисе и сове , а вот где они живут, не знаю. Помогите мне найти домик
лисы.
(В кружочках закрыты фото этих зверей)
V ступенька: Изучение нового материала.
1. Я загадаю загадки, а отгадки помогут определить, какую букву мы сегодня будем изучать.
С ним играть опасно в прятки.
Мчит бедняжка без оглядки.
След запутал и прилег:
Обмануть лисицу смог
(Заяц).
-Какой звук услышали в начале слова? Какой это звук : гласный или согласный, Твёрдуй или мягкий, звонкий или глухой?
Лошадь, как лошадь,
Только в полоску.
Видел когда-нибудь
Лошадь-матроску?
(зебра)
- Какой звук услышали в начале слова? Какой это звук : гласный или согласный, Твёрдуй или мягкий, звонкий или глухой?
-.Согласные звуки [ З], [ З’] обозначаются на письме буквами «З, з».
« На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3»
А где же наша Копилка Мудрости»? (Старый сундучок, или коробка стилизованная под старину).
Вот какая она у нас старинная. Много знаний хранится в этом сундучке- много умных мыслей, но к сожалению они невидимы. А то бы наши гости увидели, как много мы знаем и умеем. Вот сюда мы складываем знания, а когда нужно берём их. Сегодня мы сюда складываем слова, в которых есть звуки [ З], [ З’].( Учитель проходит по рядам. дети называют слова .)
Физкульминутка
Веселые зверята
Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик.
VI ступенька Закрепление изученного
Откройте азбуку стр.________
Читаем слоги хором, по одному.
Читаем слова 2 раза: первый раз –по слогам, второй-с ударением.
Читаем текст «Зоопарк» .
Прочитай 2 предложение.
Прочитай 4 предложение.
Прочитай предложение о слоне.
О ком говорится в последнем предложении?
VII ступенька .Релаксация.
Игра « Придумай слово». Назовите животных, названия которых начинаются на каждую букву слова ЗЕБРА.
Спасибо. Молодцы! На уроке письма продолжим изучать эту букву.