СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе "Бременские музыканты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в рамках участия в конкурсе "Учитель года". Использована технология продуктивного чтения 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе "Бременские музыканты"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УШАРБАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»









«Братья Гримм. Бременские музыканты»

Урок литературного чтения во 2 классе.

Районный конкурс «Учитель года»

























Составила: Балданова Д.Д.,

учитель начальных классов





2022 г.

Тема урока: Братья Гримм «Бременские музыканты»

Цель урока: создание условий для самостоятельного формулирования детьми идеи сказки.

Задачи:

1) обучать детей осмысленному и вдумчивому чтению;

2) развивать творческие способности детей, учить высказать собственное мнение по определенному вопросу;

3) воспитывать у детей привитие духовно – нравственные ценности, как основы личностной компетентности.

Планируемые результаты:

Предметные:  ориентироваться тексте, выразительно и осознанно читать, составлять словесный и картинный планы, составлять модель книжки.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД

1. Находить ответы на вопросы в тексте 

2. Уметь извлекать информацию для себя.

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные УУД:

1.Формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

  • Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и задавать вопросы автору.

3Умение работать в группах.

  • Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.  Учиться работать по предложенному учителем плану.


Тип урока: Применение знаний и способов действия

Форма обучения: фронтальная, групповая

Методы: словесные (беседа, чтение, рассказ, диалог), наглядные (портрет братьев Гримм, показ кули), практические (работа с карточками)

Технология: продуктивного обучения

Учебник: Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост.: Л.А. Ефросинина.- 9-е изд., – М. : Вентана-Граф, 2018.

Оборудование: проектор, презентация, словарь, куля – мешок, листочки для работы в группах, клей.








Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся и возможные ответы

  1. Организацион-ный этап


-Здравствуйте, ребята!

- Садитесь, пожалуйста.

Меня зовут Дулма Дашидоржиевна.

- Сегодня я у вас проведу урок литератур-ного чтения. На конкурс выбрала этот урок потому, что я очень люблю уроки литературного чтения.

- А вы любите? За что любите, можно узнать?

- А чего вы ждете от этого урока? Начните словами: Сегодня на уроке мне хотелось бы узнать…

- Ребята, чтобы у вас все это получилось, что необходимо?

- А теперь настроились на плодотворную работу, чтобы все у нас получилось.

Приветствуют учителя.






Ответы детей


Сегодня на уроке мне


Слушать друг друга, работать активно, быть внимательным

  1. Актуализация опорных знаний.















  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся




- Каждый урок литературного чтения это новая встреча. С кем-то или с чем-то..

- И нас ждет встреча… Читаем хором (слайд)

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

- Правильно со сказкой!

- Что вы знаете о сказке?

(на доске - схема)


- О ком или о чем эта сказка, вы узнаете, прослушав аудиозаписи (голоса осла, собаки, кота и петуха и соответственно картины на доске)

- Как вы думаете, какие события могут произойти с ними в сказке?

- Хорошо. Молодцы!

- А вы знаете, из какой сказки эти герои и кто ее написал?

(Слайд – фото братьев Гримм)

-Значит, тема нашего урока…

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

- А кто такие братья Гримм, как их звали?

(В семье Гримм было 5 детей. Но особенно дружили Якоб и Вильгельм, потому что у них были общие интересы – книги. Они занимались собиранием сказок и еще сами писали. Составили 3 сборника сказок, переводили их на многие языки мира. В том числе и на русский. С одной из них мы и познак-ся)




Читают сами и определяют

Ск быв народ и литер; о жив-х, волш, быт.

Прослушивают и определяют





Бременские музыканты

Предположения детей

Тема: Бременские музыканты Бр Гримм

Предполагают

4) Первичное восприятие текста.

а) Словарная работа

- В сказке встретится слово «куль». Вы слышали это слово, что оно означает?

- С каких источников мы можем узнать значение слова?

- Поищите в словаре, попросите у гостей.

(показать настоящие кули)


-Слушаем внимательно. Обратите внимание на героев, что общего… ( аудиозапись сказки до слов петух идет, кукарекует)

Работа над значением слова «куль», мнения


Из словаря, учебника, спросить у кого- то

б) анализ сказки

- Понравилась ли вам эта часть сказки?

- О чем вы узнали? Что общего у героев?


- Какую работу выполняли наши герои у своих хозяев?



- Почему ушли от них?


- Как вы считаете, правильно ли поступили хозяева?


- Что решили сделать герои, оказавшиеся вместе?

-На каких музыкальных инструментах мечтали играть? (вывешивать картинки)

- понравилась

- что они ушли из дома

О-на мельнице, с-охотилась, к-ловил крыс и мышей, п- хотели зарезать

Они стали старые, ненужные

Нет, своих питомцев нельзя выгонять

Стать уличными музыкантами вБр

О-гит, с- на бар, к-скр, п- бал

Физминутка

- Немножко отдохнем. Покажем мечту наших героев. (музыка..и )

отдохнуть

Чтение 2 части

- А вторую часть сказки будем читать по ролям. Кто читает за автора - …., осла - …., кота - …, петуха.

- Какие чувства вызывает эта часть сказки?



- Где они остановились на ночлег?



- Кто обнаружил дом?


- О чем мечтал каждый из зверей?


- Как можно озаглавливать?


Читают по ролям


Чувства – радости, надежды в том, что может быть еда,

О и с – под дубом, к- на ветке, п- на верхушке дерева.

П- он увидел огоньки

С – мясо, к – мол, п-пш

Мечта зверей


Чтение 3 части

- А третью часть читаем ручейком (по одному предложению)

- Понравилась?

- Чтобы мечта осуществилась, что придумали эти друзья?

- Попробуем прокричать голосами животных Ваша группа за осла, вы - за собаку, вы- за кота и вы- за петуха?

- Какое звучание получилось?

- И что случилось с разбойниками?


- Мечта наших друзей сбывается?

- Что дальше происходит с героями сказки?

Чтение ручейком



Встали друг на друга и закричали




Страшное

Испугались и убежали в лес

Ели, пили, наелись и легли спать

Чтение 4 части

- Чем же заканчивается сказка. Об этом прочитаем в четвертой части. И по ходу чтения должны задать вопрос автору.

- Закончили. О чем спросили бы, пожалуйста.

Молодцы! Замечательно поработали.

Самост чтение



Задают вопросы


  1. Первичная проверка понимания

- А теперь, насколько нам была понятна вся сказка, поработаем в группах. Какие правила работы в группах знаете?

1 группа создает модель обложки.

2 группа – составляет картинный план сказки

3 группа составляет словесный план сказки.

4 группа выполняет задания «Собери пословицу»

( все даны в приложении)

- А сейчас проверим работы групп. Пожалуйста, 1 группа. Кто из вас выступает? А остальные внимательно слушаем и оцениваем правильность работы. Внимание…

Согласны.

Слушать товарищей, не перебивать друг друга, раб в команде, выбирать ответственного


  1. Первичное закрепление

- Чему научила вас эта сказка?

- Что вы взяли для себя?

Данная сказка о том, что в любой ситуации, даже когда все очень плохо, всегда есть выход, как у животных из сказки: оказавшись ненужными своим хозяевам, они нашли друг друга и открыли в себе музыкальные способности

- Может ли быть такое с человеком?

- Ребята, в чем же заключается главная мысль сказки? (слайд)

Вместе с верным другом и беда – не беда, и горе – не горе.

Высказывают свои мнения

  1. Рефлексия

- Ребята, о чем мы предполагали вначале урока, что будет с героями? Совпали?

Поставленных целей достигли?

Ребята, перед вами незаконченные фразы, выберите любую фразу и закончите своими словами.

- Я на уроке узнал….

- Мне было интересно …

- Мне было трудно…


  1. Домашнее задание

Я хочу сказать, что люди, для некоторых понятий, придумывают разные символы. Голубь - это символ чего?….(мира)

-А красный крест – символ медицины.

- А вы видели символ дружбы?

- Вот и придумаем мы символ дружбы.

- У вас на партах лежат кружочки, на которых нужно нарисовать символ дружбы. Это будет домашним заданием. А потом вы их соберете в этот конверт и отправите мне в Ушарбай.

- Я очень хочу, чтобы вы были не только успешными учениками, но и людьми, которые умеют пожалеть, посочувствовать всему живому, будь это травинка, будь это животное, будь это друг, родной человек рядом.

- Мне было легко с вами общаться на уроках. А общение это главный признак дружбы.

- Я дарю вам свой символ.

Спасибо вам за урок.



Приложение:

Задание «Составь план сказки»

- Герои покидают своих хозяев.

- Они встречаются и решают вместе пойти в город Бремен, чтобы стать уличными музыкантами.

- Герои останавливаются переночевать в лесу.

- Обнаруживают разбойничий дом и выгоняют из неё разбойников.

- Ночёвка в доме разбойников.

- Разбойники уходят, а герои остаются жить в доме.


Задание «Собери пословицу»

Друг за друга держаться, ничего не бояться









Самоанализ урока:

Тема урока: Бременские музыканты. Братья Гримм.

Цель урока: создание условий для самостоятельного формулирования детьми идеи сказки.

Задачи:

1) обучать детей осмысленному и вдумчивому чтению;

2) развивать творческие способности детей, учить высказать собственное мнение по определенному вопросу;

3) воспитывать у детей привитие духовно – нравственные ценности, как основы личностной компетентности.


Так же мною были сформированы следующие универсальные учебные действия у детей:

Предметные: ориентироваться тексте, выразительно и осознанно читать, составлять словесный и картинный планы, составлять модель книжки.

Метапредметные:

Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы в тексте, уметь извлекать информацию для себя.

Личностные УУД: Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать, задавать вопросы; умение работать в группах.

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану.

Тип урока: применение знаний и способов действия.

Использовала фронтальную, групповую формы работы, методы: словесные (беседа, чтение, рассказ, диалог), наглядные (портрет братьев Гримм, показ кули), практические (работа с карточками). По технологии продуктивного обучения (работа до чтения – прием – антиципация – предположение по героям сказки, названию

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Зарубежные сказки». На данную тему отводится 2 час, это первый урок- ознакомительный.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения. На уроке мною использовалась технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), которая  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать про себя тексты ; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.   Учащиеся выполняли задания по восстановлению текста по картинкам, пословицы к сказке. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я  продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды чтения. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!