Постановка учебной задачи | Актуализировать изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создать проблемную ситуацию, вызывающую познавательное затруднение у обучающихся. Выяснить место и причину затруднения. Сформулировать тему, цель и план урока (продумать алгоритм действий). | С. Беседа. Н. Презентация (определение понятия басня). Приём: «Угадай басню». Н. Презентация (строчки из басен, их иллюстрации). С. Беседа. Н. Презентация (тема, цель задачи урока). | Актуализирует знания по понятиям «басня», «ирония», «аллегория», «мораль» - Ребята, с каким жанром фольклора вы работаете уже не один урок? - А, что такое басня? - Хорошо! Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. А как называют создателей этих произведений? - Верно! Создателей этих произведений называют баснописцами. А, какие два приёма используют баснописцы для создания образов (героев) в своих произведениях? - А, что такое ирония? - Хорошо! А, что такое аллегория? - Все согласны? Давайте проверим. Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Аллегория – слово греческого, в переводе означает «иносказание». Баснописцы осуждают и высмеивают в своих произведениях глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство и лицемерие. Для создания образов героев в баснях используется ирония и аллегория, так, например, хитрость и льстивость в баснях показывают в образе кого? - Грубость и жадность в образе… - Глупость и упрямство в образе… - А трудолюбие и старательность в образе… - Молодцы! А чем обычно заканчивается басня? - Всё верно! Обычно вывод в басне даётся в виде морали. А мораль – это короткое поучительное заключение в басне, её итог. Актуализирует знания по изученным басням. - Сейчас мы немного поиграем в игру. Я буду зачитывать строчки из басен, а вы должны будете сказать мне название и автора. 1. Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. - Молодцы! 2. Друг друга братом всяк зовет, А братский воз ко дну идёт. По счастью мужики, сторонние сбежались И вытащили воз на лёд. - Верно! 3. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось соловью на шум их прилететь. - Совершенно верно! Вы очень хорошо знаете басни. И сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней. А её название вы узнаете, когда разгадаете ребус. - Кто-нибудь уже читал эту басню? - Хорошо! А автора вы знаете? - Басню «Муха» написал русский писатель, баснописец Иван Иванович Дмитриев. Организует деятельность по формулированию темы, постановке цели и задач урока. - Ребята, раз мы не знакомы с данным писателем и с его произведением, то, как будет называться тема нашего урока? - Абсолютно верно! Тогда, какую цель мы поставим на урок? - Да, мы познакомимся с биографией И.И. Дмитриева и с его басней «Муха». Чтобы достичь поставленную цель, разделим нашу работу на три части, то есть на 3 задачи, которые представлены на слайде. Только они все перемешались и вам нужно их расставить по местам. - Всё верно! Отслеживать выполнение каждой задачи мы будем по маршрутному листу. | Вспоминают, что такое басня, ирония, аллегория, мораль. - Басня. - Басня – это произведение, где есть какой-то жизненный урок. - Баснописцами. - Иронию. - Аллегорию. - Насмешка. - Иносказание. - Лисы. - Волка. - Осла. - Муравья. - Поучением. Вспоминают изученные басни. - «Стрекоза и муравей». И.А. Крылов. - «Друзья». И.И Хемницер. - «Квартет». И. А. Крылов. - Муха. - Да. - Нет. - Нет. Формулируют тему урока, ставят цель и задачи урока. - Басня Ивана Ивановича Дмитриева – «Муха». - Познакомиться с биографией И.И. Дмитриева и его басней «Муха». - 1. Узнать биографию И.И. Дмитриева. - 2. Прочитать басню «Муха». - 3. Закрепить знания по содержанию басни «Муха». | Ф. Ф. Ф. | Интерактивная доска. Интерактивная доска Интерактивная доска Карточка (маршрутный лист) | Самоконтроль (отслеживание правильных ответов). | Вспоминает определение понятия «басня». Вспоминает определение понятия «ирония». Вспоминает определение понятия «аллегория». Определяет по характеристикам образы героев басен и сказок. Называет название басни и его автора по строчкам. Разгадывает ребус. Определяет тему урока. Формулирует цель на урок. Расставляет задачи в правильной последовательности. | | |
Учебное действие | «Открыть» и зафиксировать совместно с учащимися новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание). Убедиться в преодолении ранее возникшего затруднения. Формировать умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) через выполнение типовых заданий. | С. Беседа. Н. Презентация (портрет писателя, факты биографии). П. Выполнение задания в группах. Н. карточка (кластер). Приём: «Светофор» С. Чтение басни. С. Беседа. Н. Картинка плуга. Приём: «Чтение по ролям». Приём: «Светофор». | Организует деятельность по ознакомлению обучающихся с биографией И.И. Дмитриева. - Первая задача… - Сейчас я вам немного расскажу о жизни и творчестве И.И. Дмитриева. Вам необходимо внимательно слушать, так как после этого будет задание. Иван Иванович Дмитриев (1760-1837 гг.) русский писатель, современник А.С. Пушкинна, И.А. Крылова. Стихи, сказки и басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли «русским Лафонтеном», по имени знаменитого французского баснописца, что являлось высшей похвалой для автора басен. Иван Дмитриев родился 21 сентября 1760 года в селе Богородское Казанской губернии в старинной дворянской семье, в родовом поместье своего отца Ивана Гавриловича Дмитриева и матери Екатерины Афанасьевны Бекетовой. С восьми лет родители отдали сына учиться в частный пансион в Казани, затем в Симбирске. Там мальчик обучался французскому языку, немецкому языку, арифметике, рисованию, истории, математике, грамматике. С одиннадцати лет образованием сына занимался отец. В 12 лет отец отвез сына в Петербург. В то время дети дворян с детства записывались на военную службу. Так Иван был записан солдатом в лейб-гвардию Семеновского полка, поступил в полковую школу. С 16 лет служил в гвардии в звании унтер-офицера. В 18 лет участвовал в войне со Швейцарией. В 36 лет вышел в отставку в чине полковника. Первыми произведениями Ивана Ивановича были переводы с французского языка. С 17 лет Дмитриев начал писать стихи, которые не сразу стали популярными. Известность Дмитриеву принесли стихотворения, сказки, песни, которые печатались в «Московском журнале». Иван Дмитриев за свою жизни написал 103 басни. Самыми известными являются: «Отец с сыном», «Нищий и Собака», «Два Веера», «Три Льва», «Петух, Кот и Мышонок», «Муха». Как раз, с последним мы и познакомимся. На свете И.И. Дмитриев прожил целых 78 лет. Организует повторение правил работы в группе. - А сейчас поделитесь на 6 групп. Повторим правила работы в группе. Организует работу по заполнению хронологической цепочки. - Всё верно! Вам необходимо заполнить биографическую цепочку. Для этого у вас есть текст, прочитайте его и заполните недостающую информацию. Организует взаимопроверку. - Проверим. Каждая группа по цепочке будет читать одну колонку. Другие группы слушают и если не согласны, то поднимают руку. - Здорово! Мы проверили друг друга. Давайте отметим в маршрутном листе, что мы выполнили первую задачу. Закрасьте кружок тем цветом, который соответствует вашему уровню выполненного задания. Организует деятельность по оцениванию выполненного задания. Зелёный – высокий уровень, задание было выполнено успешно. Желтый – средний уровень, задание было выполнено с небольшими затруднениями. Красный – низкий уровень, задание было выполнить очень трудно. - Есть у кого-нибудь желтый или красный кружок? - Хорошо, ребята! Какая у нас вторая задача? Читает басню. - Для этого откроем учебник на странице 53. Я буду читать, а вы следите. Организует словарную работу по басне. - Ребята, все ли слова вам были понятны? - Давайте каждое предложение проанализируем. Бык с плугом на покой тащился по трудах. - Что такое плуг? - Плуг – это сельскохозяйственное орудие труда, которое используется для вспашки почвы. Посмотрите на картинке изображён плуг. Это совсем нелёгкое занятие. И что же делал бык? - Да, он шёл на покой, то есть отдыхать. А муха у него сидела на рогах, И муху же они дорогой повстречали. - То есть они по дороге кого встретили? - Да. Здесь всё понятно. «Откуда ты, сестра?» – от этой был вопрос. А та, поднявши нос, в ответ ей говорит: «Откуда? – мы пахали!». - Что значит, поднявши нос? - Поднявши нос – это высокомерное выражение лица при попытке показать своё превосходство. А чем муха так гордится? - Какой фразой она это говорит? - А, что это значит? - На самом деле данное выражение используют тогда, когда говорят о тех людях, кто только говорит, но ничего не делает или присоединяется к чужому труду, успеху. Автор сочувствует уставшему быку, который еле «тащится» домой и не жалуется, и смеется над наглой мухой, которая так гордится собой, что «задирает нос». От басни завсегда нечаянно дойдёшь до были. - Завсегда – это всегда. А что такое быль? - Да, то есть быль – это произведение, события которого могли происходить на самом деле. И автор пытается нам сказать, что, читая басню всегда доходишь до какой-то истины, правды. Затем автор спрашивает у нас: «Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»». - Подчас – это иногда. А выражение: «Мы сбили! Мы решили!» означает то, что кто-то принимает на себя заслуги другого человека. То есть говорит, что сделал работу вместе с кем-то, но на самом деле это не так. Бывало ли у вас такое в жизни? - В чём же будет тогда аллегория данной басни? Образ какого человека хочет показать нам автор? - И этот образ в басне кому принадлежит? - Конечно! Муха в басне олицетворяет ленивого высокомерного человека, который хвалится чужими достижениями. - А какова мораль данной басни? Кто может сказать? - Совершенно верно! Мораль данной басни такова: есть люди, которые не сделав ничего стоящего и полезного, рассуждают о том, сколько сил и времени они потратили. Наблюдая за работой других, они верят, что сами работают и при этом очень устали. Организует подготовку к чтению по ролям. - Что значит чтение по ролям? - Чтение по ролям – это схожий с актерским вид чтения. Отличительная черта – проникновение в образы героев художественного произведения. Организует деятельность по распределению ролей. Организует чтение басни по ролям. Организует деятельность по самооцениваю выполнения второй задачи. - Ребята, мы справились со второй задачей? - Закрасьте также кружок в зелёный, жёлтый или красный цвет. Все справились с заданием, молодцы! | Узнают факты биографии И.И. Дмитриева. - Узнать биографию И.И. Дмитриева. Проговаривают правила работы в группе. - Нельзя шуметь. Не перебивать друг друга. Выслушивать мнение каждого участника. Заполняют хронологическую цепочку. Проверяют работы друг друга. - Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А.С. Пушкинна, И.А. Крылова. - Родился 21 сентября 1760 года в старинной дворянской семье. - С 8 лет учился в частном пансионе. Обучался французскому языку, немецкому языку, арифметике, рисованию. - В 12 лет был записан на военную службу. - С 16 лет служил в гвардии. - В 17 лет начал писать стихи. - В 18 лет участвовал в войне. - В 36 лет вышел в отставку. - Первыми произведениями были переводы с французского языка. - Известность Дмитриеву принесли стихотворения, сказки, песни, которые печатались в «Московском журнале». - Известные басни: «Отец с сыном», «Нищий и Собака», «Два Веера», «Три Льва». - За всю свою жизнь Дмитриев написал 103 басни. Оценивают трудность выполнения задания. Говорят о трудностях выполнения задания, если они есть. - Прочитать басню «Муха». Слушают чтение басни учителем. Выполняют словарную работу. - Нет. - Инструмент. - Он шёл отдыхать после тяжёлой работы. - Вторую муху. Высказывают своё предположение. - Тем, что она работала вместе с быком. - Мы пахали! - Усердно работать. - Рассказ о том, что происходило в жизни. Высказывают своё мнение. - Образ лживого человека. - Мухе. - Нельзя хвастаться, хвалиться делами, которые ты не делал. Готовятся к чтению басни по ролям. - Да. - Когда читаешь слова своего героя. Распределяют роли. Читают басню по ролям. Оценивают выполнение второй задачи. - Да. | Ф. Г. Ф. Ф. И. Ф. Ф. Ф. Ф. И. | Интерактивная доска Карточка (текст биографии писателя). Карточка (кластерная карта). Учебник. Интерактивная доска. Карточка (маршрутный лист). | Самоконтроль. Самоконтроль (выполнение задания). Взаимопроверка, самопроверка. Самоконтроль (выразительное чтение). Самооценка. | Слушает биографию баснописца Ивана Ивановича Дмитриева. Повторяет правила работы в группе. Заполняет хронологическую цепочку. Читает заполненные колонки с ответами. Слушает чтение басни учителем. Выполняет словарную работу по тексту басни. Высказывает отношение к герою. Вспоминает определение понятия «быль». Предполагает возможную мораль басни. Читает басню по ролям. | Р. Формирование умения осуществлять контроль процесса и результата деятельности. К. Формирование умения соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге. 1. П. Развитие умения характеризовать героя и давать оценку его поступкам. | Овладение смысловым чтением для заполнения кластерной карты. Осознанию ценности труда в жизни человека через анализ морали басни. |
Действие контроля и самоконтроля | Проверить умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) – самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по эталону. | С. Беседа. Приём: «Инсценирование». П. Выполнение творческого задания. Приём: «Светофор». | Организует деятельность по подготовке к инсценированию басни. - Ребята, какая у нас третья задача? - Для этого я хочу вам предложить выполнить третье задание из учебника. Что необходимо сделать? - А что значит инсценировать? - Давайте посмотрим на данное слово. При проговаривании можно выделить слово сцена. Заметили? Поэтому инсценировка означает представление, проигрывание сюжета сказки, басни и т.д. Значит, что необходимо сделать? - Сколько в басне героев? - Верно! И ещё автор. Организует деятельность по инсценировке басни. Организует деятельность по выполнению третьей задачи. - Ребята, мы справились с третьей задачей? - Закрасьте также кружок в зелёный, жёлтый или красный цвет. - Все справились с заданием! Молодцы! | Готовятся к инсценированию басни. - Закрепить знания по содержанию басни «Муха». - Инсценируйте эту басню. Высказывают своё мнение. - Проиграть басню. - Три. Муха, бык и сестра мухи. Инсценируют басню. Оценивают выполнение третьей задачи. - Да. Показывают кружки. | Ф. Ф. И. | Интерактивная доска. Карточка (маршрутный лист) | Самоконтроль. Самооценка. | Знакомится с определением понятия «инсценирование». Инсценирует басню. | К. Формирование умения соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге. Р. Формирование умения осуществлять контроль процесса и результата деятельности. | Прививание интереса к чтению посредством инсценирования басни. |