СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: И.И. Дмитриев басня «Муха».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока открытия нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе по теме: И.И. Дмитриев басня «Муха».»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ


Ф.И.О. участника: Синофеева Лариса Анатольевна


Тема урока: И.И. Дмитриев – басня «Муха».


Класс: 4 В.


Цель урока: организация деятельности обучающихся, направленной на понимание идейной проблематики басни И.И. Дмитриева «Муха».


Задачи урока:


Дидактические:

  1. Повторить определение понятий «басня», «ирония», «аллегория», «мораль», «быль»;

  2. Способствовать формированию умения работать с биографией И.И. Дмитриева через заполнение кластерной карты «Хронологическая цепочка»;

  3. Развивать умение читать по ролям и инсценировать басню.

Развивающие:

  1. П. Содействовать развитию умения характеризовать героя и давать оценку его поступкам;

  2. К. Формировать умение соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным текстам;

  3. Р. Содействовать формированию умения осуществлять контроль процесса и результата деятельности через оценивание деятельности по маршрутным листам с помощью приёма: «Светофор».

Воспитательные:

  1. Способствовать овладению смысловым чтением для заполнения кластерной карты «Хронологическая цепочка»;

  2. Способствовать осознанию ценности труда в жизни человека через анализ морали басни;

  3. Прививать интерес к чтению посредством анализа мотивационного высказывания и инсценирования басни.





ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

ДС

ИО

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Л

Организационно-мотивационный

Настроить обучающихся на активную и продуктивную работу на уроке.

С. Беседа.




Приём: «Анализ высказывания».


Н. Портрет писательницы.

Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята!

Организует мотивационный настрой на урок.

- Сегодня наш урок мы начнём с такого высказывания американской писательницы Маргарет Фуллер: «Сегодня читатель – завтра лидер». Как вы понимаете данное высказывание?



- Хорошо! Значение книги в нашей жизни неизмеримо велико. Книги – ключ к знаниям, которые передаются веками. Книги дают преимущество не только в нашей личной жизни, но и в профессиональной деятельности. Они обогащают словарный запас и являются отличным инструментов в жизни.

Поэтому, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами обязательно будем читать и выполнять много интересных заданий.

Приветствуют учителя.

- Здравствуйте!





Анализируют высказывание.






- Когда читаешь книги, то узнаёшь много нового. Так ты развиваешься и становишься тем человеком, на которого стоит ровняться.


Ф.







Интерактивная доска.






Самоконтроль (настрой на урок).






Анализирует высказывание.







К. Формирование умения соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге.







Прививание интереса к чтению посредством анализа мотивационного высказывания.

Постановка учебной задачи

  1. Актуализировать изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создать проблемную ситуацию, вызывающую познавательное затруднение у обучающихся. Выяснить место и причину затруднения. Сформулировать тему, цель и план урока (продумать алгоритм действий).

С. Беседа.


Н. Презентация (определение понятия басня).































Приём: «Угадай басню».


Н. Презентация (строчки из басен, их иллюстрации).


























С. Беседа.


Н. Презентация (тема, цель задачи урока).

Актуализирует знания по понятиям «басня», «ирония», «аллегория», «мораль»

- Ребята, с каким жанром фольклора вы работаете уже не один урок?

- А, что такое басня?


- Хорошо! Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. А как называют создателей этих произведений?

- Верно! Создателей этих произведений называют баснописцами. А, какие два приёма используют баснописцы для создания образов (героев) в своих произведениях?


- А, что такое ирония?

- Хорошо! А, что такое аллегория?

- Все согласны? Давайте проверим.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Аллегория – слово греческого, в переводе означает «иносказание». Баснописцы осуждают и высмеивают в своих произведениях глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство и лицемерие. Для создания образов героев в баснях используется ирония и аллегория, так, например, хитрость и льстивость в баснях показывают в образе кого?

- Грубость и жадность в образе…

- Глупость и упрямство в образе…

- А трудолюбие и старательность в образе…

- Молодцы! А чем обычно заканчивается басня?

- Всё верно! Обычно вывод в басне даётся в виде морали. А мораль – это короткое поучительное заключение в басне, её итог.

Актуализирует знания по изученным басням.

- Сейчас мы немного поиграем в игру. Я буду зачитывать строчки из басен, а вы должны будете сказать мне название и автора.

1. Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

- Молодцы!

2. Друг друга братом всяк зовет,

А братский воз ко дну идёт.

По счастью мужики, сторонние сбежались

И вытащили воз на лёд.

- Верно!

3. Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось соловью на шум их прилететь.

- Совершенно верно! Вы очень хорошо знаете басни. И сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной басней. А её название вы узнаете, когда разгадаете ребус.

- Кто-нибудь уже читал эту басню?


- Хорошо! А автора вы знаете?

- Басню «Муха» написал русский писатель, баснописец Иван Иванович Дмитриев.

Организует деятельность по формулированию темы, постановке цели и задач урока.

- Ребята, раз мы не знакомы с данным писателем и с его произведением, то, как будет называться тема нашего урока?


- Абсолютно верно! Тогда, какую цель мы поставим на урок?


- Да, мы познакомимся с биографией И.И. Дмитриева и с его басней «Муха». Чтобы достичь поставленную цель, разделим нашу работу на три части, то есть на 3 задачи, которые представлены на слайде. Только они все перемешались и вам нужно их расставить по местам.



- Всё верно! Отслеживать выполнение каждой задачи мы будем по маршрутному листу.

Вспоминают, что такое басня, ирония, аллегория, мораль.


- Басня.

- Басня – это произведение, где есть какой-то жизненный урок.






- Баснописцами.





- Иронию.

- Аллегорию.

- Насмешка.

- Иносказание.











- Лисы.

- Волка.

- Осла.

- Муравья.


- Поучением.




Вспоминают изученные басни.








- «Стрекоза и муравей». И.А. Крылов.





- «Друзья». И.И Хемницер.





- «Квартет». И. А. Крылов.












- Муха.

- Да.

- Нет.

- Нет.




Формулируют тему урока, ставят цель и задачи урока.



- Басня Ивана Ивановича Дмитриева – «Муха».


- Познакомиться с биографией И.И. Дмитриева и его басней «Муха».







- 1. Узнать биографию И.И. Дмитриева.

- 2. Прочитать басню «Муха».

- 3. Закрепить знания по содержанию басни «Муха».

Ф.







































Ф.





































Ф.

Интерактивная доска.





































Интерактивная доска



































Интерактивная доска










Карточка (маршрутный лист)








































Самоконтроль (отслеживание правильных ответов).

Вспоминает определение понятия «басня».






Вспоминает определение понятия «ирония».


Вспоминает определение понятия «аллегория».


Определяет по характеристикам образы героев басен и сказок.



Называет название басни и его автора по строчкам.












Разгадывает ребус.















Определяет тему урока.


Формулирует цель на урок.




Расставляет задачи в правильной последовательности.



Учебное действие

  1. «Открыть» и зафиксировать совместно с учащимися новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание).

  2. Убедиться в преодолении ранее возникшего затруднения.

Формировать умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) через выполнение типовых заданий.

С. Беседа.





Н. Презентация (портрет писателя, факты биографии).











































П. Выполнение задания в группах.

Н. карточка (кластер).





































Приём: «Светофор»









С. Чтение басни.


С. Беседа.






Н. Картинка плуга.
























































Приём: «Чтение по ролям».









Приём: «Светофор».

Организует деятельность по ознакомлению обучающихся с биографией И.И. Дмитриева.

- Первая задача…

- Сейчас я вам немного расскажу о жизни и творчестве И.И. Дмитриева. Вам необходимо внимательно слушать, так как после этого будет задание.

Иван Иванович Дмитриев (1760-1837 гг.)

русский писатель, современник А.С. Пушкинна, И.А. Крылова. Стихи, сказки и басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли «русским Лафонтеном», по имени знаменитого французского баснописца, что являлось высшей похвалой для автора басен.

Иван Дмитриев родился 21 сентября 1760 года в селе Богородское Казанской губернии в старинной дворянской семье, в родовом поместье своего отца Ивана Гавриловича Дмитриева и матери Екатерины Афанасьевны Бекетовой.

С восьми лет родители отдали сына учиться в частный пансион в Казани, затем в Симбирске. Там мальчик обучался французскому языку, немецкому языку, арифметике, рисованию, истории, математике, грамматике.

С одиннадцати лет образованием сына занимался отец.

В 12 лет отец отвез сына в Петербург.

В то время дети дворян с детства записывались на военную службу. Так Иван был записан солдатом в лейб-гвардию Семеновского полка, поступил в полковую школу. С 16 лет служил в гвардии в звании унтер-офицера. В 18 лет участвовал в войне со Швейцарией. В 36 лет вышел в отставку в чине полковника.

Первыми произведениями Ивана Ивановича были переводы с французского языка. С 17 лет Дмитриев начал писать стихи, которые не сразу стали популярными. Известность Дмитриеву принесли стихотворения, сказки, песни, которые печатались в «Московском журнале». Иван Дмитриев за свою жизни написал 103 басни. Самыми известными являются: «Отец с сыном», «Нищий и Собака», «Два Веера», «Три Льва», «Петух, Кот и Мышонок», «Муха». Как раз, с последним мы и познакомимся.

На свете И.И. Дмитриев прожил целых 78 лет.

Организует повторение правил работы в группе.

- А сейчас поделитесь на 6 групп. Повторим правила работы в группе.


Организует работу по заполнению хронологической цепочки.

- Всё верно! Вам необходимо заполнить биографическую цепочку. Для этого у вас есть текст, прочитайте его и заполните недостающую информацию.

Организует взаимопроверку.

- Проверим. Каждая группа по цепочке будет читать одну колонку. Другие группы слушают и если не согласны, то поднимают руку.























- Здорово! Мы проверили друг друга. Давайте отметим в маршрутном листе, что мы выполнили первую задачу. Закрасьте кружок тем цветом, который соответствует вашему уровню выполненного задания.

Организует деятельность по оцениванию выполненного задания.

Зелёный – высокий уровень, задание было выполнено успешно.

Желтый – средний уровень, задание было выполнено с небольшими затруднениями.

Красный – низкий уровень, задание было выполнить очень трудно.

- Есть у кого-нибудь желтый или красный кружок?

- Хорошо, ребята! Какая у нас вторая задача?

Читает басню.

- Для этого откроем учебник на странице 53. Я буду читать, а вы следите.

Организует словарную работу по басне.

- Ребята, все ли слова вам были понятны?

- Давайте каждое предложение проанализируем.

Бык с плугом на покой тащился по трудах.

- Что такое плуг?

- Плуг – это сельскохозяйственное орудие труда, которое используется для вспашки почвы. Посмотрите на картинке изображён плуг. Это совсем нелёгкое занятие. И что же делал бык?

- Да, он шёл на покой, то есть отдыхать.

А муха у него сидела на рогах,

И муху же они дорогой повстречали.

- То есть они по дороге кого встретили?

- Да. Здесь всё понятно.

«Откуда ты, сестра?» – от этой был вопрос. А та, поднявши нос, в ответ ей говорит: «Откуда? – мы пахали!».

- Что значит, поднявши нос?

- Поднявши нос – это высокомерное выражение лица при попытке показать своё превосходство. А чем муха так гордится?

- Какой фразой она это говорит?

- А, что это значит?

- На самом деле данное выражение используют тогда, когда говорят о тех людях, кто только говорит, но ничего не делает или присоединяется к чужому труду, успеху. Автор сочувствует уставшему быку, который еле «тащится» домой и не жалуется, и смеется над наглой мухой, которая так гордится собой, что «задирает нос».

От басни завсегда нечаянно дойдёшь до были.

- Завсегда – это всегда. А что такое быль?

- Да, то есть быль – это произведение, события которого могли происходить на самом деле. И автор пытается нам сказать, что, читая басню всегда доходишь до какой-то истины, правды. Затем автор спрашивает у нас: «Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»».

- Подчас – это иногда. А выражение: «Мы сбили! Мы решили!» означает то, что кто-то принимает на себя заслуги другого человека. То есть говорит, что сделал работу вместе с кем-то, но на самом деле это не так. Бывало ли у вас такое в жизни?

- В чём же будет тогда аллегория данной басни? Образ какого человека хочет показать нам автор?

- И этот образ в басне кому принадлежит?

- Конечно! Муха в басне олицетворяет ленивого высокомерного человека, который хвалится чужими достижениями.

- А какова мораль данной басни? Кто может сказать?

- Совершенно верно! Мораль данной басни такова: есть люди, которые не сделав ничего стоящего и полезного, рассуждают о том, сколько сил и времени они потратили. Наблюдая за работой других, они верят, что сами работают и при этом очень устали.

Организует подготовку к чтению по ролям.

- Что значит чтение по ролям?

- Чтение по ролям – это схожий с актерским вид чтения. Отличительная черта – проникновение в образы героев художественного произведения.

Организует деятельность по распределению ролей.

Организует чтение басни по ролям.

Организует деятельность по самооцениваю выполнения второй задачи.

- Ребята, мы справились со второй задачей?

- Закрасьте также кружок в зелёный, жёлтый или красный цвет. Все справились с заданием, молодцы!

Узнают факты биографии И.И. Дмитриева.


- Узнать биографию И.И. Дмитриева.




















































Проговаривают правила работы в группе.



- Нельзя шуметь. Не перебивать друг друга. Выслушивать мнение каждого участника.

Заполняют хронологическую цепочку.






Проверяют работы друг друга.




- Иван Иванович Дмитриев –

русский писатель, современник А.С. Пушкинна, И.А. Крылова.

- Родился 21 сентября 1760 года в старинной дворянской семье.

- С 8 лет учился в частном пансионе. Обучался французскому языку, немецкому языку, арифметике, рисованию.

- В 12 лет был записан на военную службу.

- С 16 лет служил в гвардии.

- В 17 лет начал писать стихи.

- В 18 лет участвовал в войне.

- В 36 лет вышел в отставку.

- Первыми произведениями были

переводы с французского языка.

- Известность Дмитриеву принесли стихотворения, сказки, песни, которые печатались в

«Московском журнале».

- Известные басни: «Отец с сыном», «Нищий и Собака», «Два Веера», «Три Льва».

- За всю свою жизнь Дмитриев написал 103 басни.







Оценивают трудность выполнения задания.







Говорят о трудностях выполнения задания, если они есть.

- Прочитать басню «Муха».

Слушают чтение басни учителем.



Выполняют словарную работу.

- Нет.




- Инструмент.





- Он шёл отдыхать после тяжёлой работы.




- Вторую муху.





Высказывают своё предположение.



- Тем, что она работала вместе с быком.

- Мы пахали!

- Усердно работать.











- Рассказ о том, что происходило в жизни.













Высказывают своё мнение.



- Образ лживого человека.

- Мухе.




- Нельзя хвастаться, хвалиться делами, которые ты не делал.







Готовятся к чтению басни по ролям.


- Да.

- Когда читаешь слова своего героя.





Распределяют роли.


Читают басню по ролям.


Оценивают выполнение второй задачи.



- Да.

Ф.























































Г.











Ф.

































Ф.

И.










Ф.



Ф.
































































Ф.












Ф.

И.

Интерактивная доска





















































Карточка (текст биографии писателя).

Карточка (кластерная карта).












































Учебник.


Интерактивная доска.








































































Карточка (маршрутный лист).

Самоконтроль.






















































Самоконтроль (выполнение задания).








Взаимопроверка, самопроверка.












































































































Самоконтроль (выразительное чтение).






Самооценка.

Слушает биографию баснописца Ивана Ивановича Дмитриева.













































Повторяет правила работы в группе.

Заполняет хронологическую цепочку.

Читает заполненные колонки с ответами.



































Слушает чтение басни учителем.

Выполняет словарную работу по тексту басни.












Высказывает отношение к герою.










Вспоминает определение понятия «быль».
















Предполагает возможную мораль басни.













Читает басню по ролям.








































































































Р. Формирование умения осуществлять контроль процесса и результата деятельности.

К. Формирование умения соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге.


1. П. Развитие умения характеризовать героя и давать оценку его поступкам.


































































Овладение смысловым чтением для заполнения кластерной карты.































































































Осознанию ценности труда в жизни человека через анализ морали басни.































Действие контроля и самоконтроля

Проверить умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) – самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по эталону.

С. Беседа.


Приём: «Инсценирование».



П. Выполнение творческого задания.






Приём: «Светофор».

Организует деятельность по подготовке к инсценированию басни.

- Ребята, какая у нас третья задача?

- Для этого я хочу вам предложить выполнить третье задание из учебника. Что необходимо сделать?

- А что значит инсценировать?

- Давайте посмотрим на данное слово. При проговаривании можно выделить слово сцена. Заметили? Поэтому инсценировка означает представление, проигрывание сюжета сказки, басни и т.д. Значит, что необходимо сделать?

- Сколько в басне героев?

- Верно! И ещё автор.

Организует деятельность по инсценировке басни.


Организует деятельность по выполнению третьей задачи.

- Ребята, мы справились с третьей задачей?

- Закрасьте также кружок в зелёный, жёлтый или красный цвет.

- Все справились с заданием! Молодцы!

Готовятся к инсценированию басни.


- Закрепить знания по содержанию басни «Муха».


- Инсценируйте эту басню.

Высказывают своё мнение.






- Проиграть басню.

- Три. Муха, бык и сестра мухи.


Инсценируют басню.



Оценивают выполнение третьей задачи.



- Да.


Показывают кружки.

Ф.



















Ф.


И.

Интерактивная доска.

















Карточка (маршрутный лист)












Самоконтроль.







Самооценка.





Знакомится с определением понятия «инсценирование».




Инсценирует басню.

К. Формирование умения соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге.

Р. Формирование умения осуществлять контроль процесса и результата деятельности.










Прививание интереса к чтению посредством инсценирования басни.

Действиеоценки и самооценки

Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке


С. Беседа.




Приём: «Продолжи фразу».

Организует деятельность по подведению итогов урока.

- Ребята, мы выполнили все задачи? - Предлагаю вам закончить предложения, которые вы видите на слайде.


- Спасибо, ребята, за ваши высказывания! Наш урок подошёл к концу.


Подводят итоги урока.








- Да.


- Я узнал о жизни и творчестве баснописца Ивана Ивановича Дмитриева.

- Я повторил, что такое басня и быль.

Ф.

Интерактивная доска.


Карточка (маршрутный лист).

Самооценка.






Р. Формирование умения осуществлять контроль процесса и результата деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!