Тема. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Цель: познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".
Задачи урока:
Предметные:
-познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,
-развивать умение понимать прочитанное,
-формировать понимание единства автора и его произведений,
-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.
-пополнять словарный запас учащихся;
- расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина;
- учить анализировать поступки и характер героев;
2. Метапредметные:
-учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию,
-формировать умения формулировать тему урока;
-ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии.
- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
- формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.
3. Личностные:
-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
- воспитывать чувство сострадания к другим
-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,
-развивать мотивы учебной деятельности,
-стимулировать проявления эмпатии.
Ход урока.
1.Орг. ч.
2.Введение.
1) - Дома вы должны были прочитать сказку
В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
- Сначала давайте познакомимся
с писателем. СЛАЙД 1.
2) СЛАЙД 2.
- В.М. Гаршину принадлежит
удивительная мысль
«Если ты оставил после себя след
красоты души, то будь уверен, что
выполнил свою миссию на земле»
- Как вы понимаете эти слова?
3.Изучение нового материала. СЛАЙД 3
Рассказ на фоне музыки Рубенштейна.
- Однажды Гаршин был в гостях у своего друга –
поэта Полонского. В доме был гость композитор
Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел
за роялем и играл. Музыка была прекрасна.
Прямо напротив музыканта уселся и пристально
Смотрел на него очень неприятного вида старик. Эта
Разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком
Натолкнула Гаршина на мысль написать сказку
о жабе и розе.
4. Постановка проблемного вопроса.
-Почему возникла идея о написании сказки?
- О чём хотел нам рассказать автор?
-На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.
5. Работа с текстом.
1)- Где происходят события, описанные в сказке?
(Цветник и дом)
2)- Обратимся к 1-ому абзацу, где автор создаёт
образ цветника. Каким показан цветник?
- Прочитайте (Выборочное чтение) Стр. 169
(Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы,
дорожки не чищены, деревянная решётка облезла,
рассохлась и развалилась)
3) – Что хотел показать автор в этом абзаце?
(Роза расцвела в этом запустении. Но и в такой
обстановке можно увидеть, встретить
что-то прекрасное.)
4) – А так ли некрасив был этот цветник?
- Прочитайте 2-ой абзац.
- Каким сейчас цветник предстал перед нами?
(Цветник от разрушения стал нисколько не хуже.
Он приобрёл свою индивидуальность.)
-Что придало красоту и индивидуальность
этому запустению? Прочитайте.
(Остатки решётки заплели хмель,….
кое-где бледно – лиловыми кисточками цветов)
5) – Кто же был обитателем цветника?
(Роза, жаба и мальчик)
СЛАЙД 4
1) - Что такое роза? Опишите.
Роза - красивый цветок с приятным ароматом.
7)-Как среди такой красоты выглядела роза?
(Прекрасной)
8) – Как чувствовала себя роза в этом цветнике?
- Прочитайте 3-ий абзац. (Счастливой)
9) – Каким изобразил автор майское утро? Прочитайте.
(Ярко светит солнце. Всё искрится и играет в лучах
Майского солнца. Дует свежий ветерок. Природа оживает.)
- Оживает природа, казалось бы всё хорошо, а роза плачет.
- Почему? (Она плачет от счастья .Ведь она дарит красоту миру)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
1)-Подберите синонимы к слову «добрая».
(милосердная, отзывчивая, ласковая, добросердечная)
- А что было особенного духовного в поступке розы?
(Она молилась)
- О чём молилась роза? Прочитайте.
(Она молилась о своей жизни, чтобы дольше
прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях)
2) – Какой персонаж в этой истории изображает зло? (Жаба)
СЛАЙД 5
10)-Прочитайте описание жабы. Стр. 170.
- Какое впечатление производит жаба?
(Неприятное, отталкивающее)
11)- Какие отрицательные черты характера
она символизирует?
(Ненависть к прекрасному, зависть,жестокость,
стремление погубить красоту)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
1)-Подберите синонимы к слову «злая».
(Жестокая, коварная, завистливая, грубая,
бессердечная)
2)- Роза мечтала служить миру красотой.
- А о чём мечтала жаба? (Поесть и
отдохнуть)
СЛАЙД 6
1)- Давайте с вами подведём небольшой итог.
2)-Какие слова подходят к розе, а какие к жабе?)
ФИЗМИНУТКА.
12) – Скажите, а чей это был цветник?
(Мальчика)
13) - Прочитайте, как автор говорит об этом.
(Стр.171 – 172)
14)-Найдите слова, которыми автор описывает мальчика.
Стр.171-172
15)-Как вы понимаете слово «кроткий»?
(Смиренный со всеми неудачами, обидами
и трудностями жизни)
16)- А можно ли розу назвать кроткой?
(Да, она смиряется с теми условиями, в которых
живёт).
- На кого же похож мальчик со своим смиренным
отношением к жизни? (На розу)
17)-Как автор показывает розу? Стр. 170
(Бледное создание)
18)- С кем можно сравнить розу?
(С мальчиком, его автор описывает бледным от
болезни)
- Почему тогда роза «бледное создание»?
(От страха)
19) – Давайте вернёмся в дом.
-Что происходит с мальчиком?
-Прочитайте о том, как к нему приходит
смерть? Стр.177-178
- Зачем ему нужна была роза?
- Можно ли сказать, что мальчик умер
счастливым, умиротворённым
(успокоенным)?
(Да, он вдохнул аромат той розы
Которая была у него в саду.Может быть в
этот момент ему казалось, что он в своём любимом саду)
20) – Какой последний долг исполнила роза?
Стр. 178 (последние часы жизни мальчика)
-Почему автор говорит, что это было лучшим
происшествием в жизни розы?
(Роза подарила улыбку мальчику в последние
минуты его жизни)
- Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась
неуслышанной? (Нет. Исполнилась просьба розы
принести пользу людям)
- Забыли ли розу после этого случая?
(Нет, её засушили и, глядя, на этот цветок
Вспоминали о мальчике)
6. Итог урока.
-Что символизирует жаба? (ЗЛО)
- Что символизирует роза? (ДОБРО)
- Можно ли сказать, что жаба и роза
противостоят друг другу?
- Кто одержал победу в этом поединке?
(Роза, т.к. правда была на её стороне)
-А что случилось с розой? Она умерла?
(умерла, но память о ней осталась,т.к.
она сделала добро)
- Что же нам хотел сказать автор в этой сказке?
(ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ)
7.Д/З. Ответить на вопросы к сказке.
Написать мини- сочинение
в защиту жабы.