СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения по сказке В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"»

Тема. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Цель: познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".

Задачи урока:

Предметные:

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,

-развивать умение понимать прочитанное,

-формировать понимание единства автора и его произведений,

-формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.

-пополнять словарный запас учащихся;

- расширить знания детей о жизни и творчестве В.М. Гаршина;

- учить анализировать поступки и характер героев;

2. Метапредметные:

-учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию,

-формировать умения формулировать тему урока;

-ставить учебную задачу и удерживать ее;

-строить высказывания, понятные собеседнику;

-анализировать информацию и делать выводы;

-формировать начала предметной рефлексии.

- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

- формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.

3. Личностные:

-формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),

- воспитывать чувство сострадания к другим

-воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,

-развивать мотивы учебной деятельности,

-стимулировать проявления эмпатии.

Ход урока.

1.Орг. ч.

2.Введение.

1) - Дома вы должны были прочитать сказку

В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

- Сначала давайте познакомимся

с писателем. СЛАЙД 1.

2) СЛАЙД 2.

- В.М. Гаршину принадлежит

удивительная мысль

«Если ты оставил после себя след

красоты души, то будь уверен, что

выполнил свою миссию на земле»

- Как вы понимаете эти слова?

3.Изучение нового материала. СЛАЙД 3

Рассказ на фоне музыки Рубенштейна.

- Однажды Гаршин был в гостях у своего друга –

поэта Полонского. В доме был гость композитор

Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел

за роялем и играл. Музыка была прекрасна.

Прямо напротив музыканта уселся и пристально

Смотрел на него очень неприятного вида старик. Эта

Разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком

Натолкнула Гаршина на мысль написать сказку

о жабе и розе.

4. Постановка проблемного вопроса.

-Почему возникла идея о написании сказки?

- О чём хотел нам рассказать автор?

-На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.



5. Работа с текстом.

1)- Где происходят события, описанные в сказке?

(Цветник и дом)

2)- Обратимся к 1-ому абзацу, где автор создаёт

образ цветника. Каким показан цветник?

- Прочитайте (Выборочное чтение) Стр. 169



(Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы,

дорожки не чищены, деревянная решётка облезла,

рассохлась и развалилась)



3) – Что хотел показать автор в этом абзаце?

(Роза расцвела в этом запустении. Но и в такой

обстановке можно увидеть, встретить

что-то прекрасное.)



4) – А так ли некрасив был этот цветник?

- Прочитайте 2-ой абзац.

- Каким сейчас цветник предстал перед нами?

(Цветник от разрушения стал нисколько не хуже.

Он приобрёл свою индивидуальность.)



-Что придало красоту и индивидуальность

этому запустению? Прочитайте.

(Остатки решётки заплели хмель,….

кое-где бледно – лиловыми кисточками цветов)



5) – Кто же был обитателем цветника?

(Роза, жаба и мальчик)



СЛАЙД 4

1) - Что такое роза? Опишите.

Роза - красивый цветок с приятным ароматом.



7)-Как среди такой красоты выглядела роза?

(Прекрасной)

8) – Как чувствовала себя роза в этом цветнике?

- Прочитайте 3-ий абзац. (Счастливой)



9) – Каким изобразил автор майское утро? Прочитайте.

(Ярко светит солнце. Всё искрится и играет в лучах

Майского солнца. Дует свежий ветерок. Природа оживает.)



- Оживает природа, казалось бы всё хорошо, а роза плачет.

- Почему? (Она плачет от счастья .Ведь она дарит красоту миру)



СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

1)-Подберите синонимы к слову «добрая».

(милосердная, отзывчивая, ласковая, добросердечная)



- А что было особенного духовного в поступке розы?

(Она молилась)

- О чём молилась роза? Прочитайте.

(Она молилась о своей жизни, чтобы дольше

прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях)



2) – Какой персонаж в этой истории изображает зло? (Жаба)

СЛАЙД 5



10)-Прочитайте описание жабы. Стр. 170.

- Какое впечатление производит жаба?

(Неприятное, отталкивающее)



11)- Какие отрицательные черты характера

она символизирует?

(Ненависть к прекрасному, зависть,жестокость,

стремление погубить красоту)



СЛОВАРНАЯ РАБОТА

1)-Подберите синонимы к слову «злая».

(Жестокая, коварная, завистливая, грубая,

бессердечная)



2)- Роза мечтала служить миру красотой.

- А о чём мечтала жаба? (Поесть и

отдохнуть)



СЛАЙД 6

1)- Давайте с вами подведём небольшой итог.

2)-Какие слова подходят к розе, а какие к жабе?)

ФИЗМИНУТКА.

12) – Скажите, а чей это был цветник?

(Мальчика)

13) - Прочитайте, как автор говорит об этом.

(Стр.171 – 172)

14)-Найдите слова, которыми автор описывает мальчика.

Стр.171-172



15)-Как вы понимаете слово «кроткий»?

(Смиренный со всеми неудачами, обидами

и трудностями жизни)

16)- А можно ли розу назвать кроткой?

(Да, она смиряется с теми условиями, в которых

живёт).

- На кого же похож мальчик со своим смиренным

отношением к жизни? (На розу)

17)-Как автор показывает розу? Стр. 170

(Бледное создание)



18)- С кем можно сравнить розу?

(С мальчиком, его автор описывает бледным от

болезни)

- Почему тогда роза «бледное создание»?

(От страха)

19) – Давайте вернёмся в дом.

-Что происходит с мальчиком?

-Прочитайте о том, как к нему приходит

смерть? Стр.177-178

- Зачем ему нужна была роза?

- Можно ли сказать, что мальчик умер

счастливым, умиротворённым

(успокоенным)?

(Да, он вдохнул аромат той розы

Которая была у него в саду.Может быть в

этот момент ему казалось, что он в своём любимом саду)



20) – Какой последний долг исполнила роза?

Стр. 178 (последние часы жизни мальчика)

-Почему автор говорит, что это было лучшим

происшествием в жизни розы?

(Роза подарила улыбку мальчику в последние

минуты его жизни)



- Можем ли мы сказать, что молитва розы осталась

неуслышанной? (Нет. Исполнилась просьба розы

принести пользу людям)



- Забыли ли розу после этого случая?

(Нет, её засушили и, глядя, на этот цветок

Вспоминали о мальчике)



6. Итог урока.

-Что символизирует жаба? (ЗЛО)

- Что символизирует роза? (ДОБРО)

- Можно ли сказать, что жаба и роза

противостоят друг другу?

- Кто одержал победу в этом поединке?

(Роза, т.к. правда была на её стороне)



-А что случилось с розой? Она умерла?

(умерла, но память о ней осталась,т.к.

она сделала добро)

- Что же нам хотел сказать автор в этой сказке?

(ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ)

7.Д/З. Ответить на вопросы к сказке.

Написать мини- сочинение

в защиту жабы.