СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "В.А. Осеева "Волшебное слово""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "В.А. Осеева "Волшебное слово""»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Орг. момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем.

Меня зовут Анастасия Дмитриевна и этот урок литературного чтения у вас проведу я.

Проверьте свою готовность к уроку.

У вас должны быть учебники, карточки с заданием и сигнальные карточки.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД: - осознанность учения

Регулятивные УУД:

Нацеливание на успешную деятельность;

Познавательные УУД :

Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

II. Речевая разминка.

Был вежлив (слайд 2)

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

Спасибо! — говорил.

(С.Я. Маршак)

Задание:

1) Прочитать про себя;

2) Прочитать хором.

3) Прочитать медленно.

4) Прочитать быстро.

5) Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко.

- Можно ли назвать этого мальчика вежливым?

-Почему?

- Как мы его назовем?

-Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»?

-А каким людям подойдут вежливые слова?

Читают стихотворение разными способами.

Отвечают на вопросы, аргументируют.










-нет;

-он обижал малышей;

-грубым, злым, невоспитанным;

-нет;


-добрым, воспитанным.

Личностные УУД:

- развитие доброжелательности к людям;

Коммуникативные УУД:

-речевая деятельность.


III. Актуализация опорных знаний.

Подготовка к восприятию.

(задание на карточках у каждого ребенка)

- Прочитайте стихотворение: «Добрые слова».

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день,

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

« . . .!» - я кричу.

« . . .!» - кричу я вслед,

Всем идущим на обед.

« . . .!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

О. Дриз.

(Работа в парах)

- Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.

Давайте проверим. (слайд 4)

Читают стихотворение, выполняют задание в парах.

Утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый вечер».

Сверяют ответы со слайдом.

Познавательные УУД:

- осознанное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное.


IV. Определение темы и цели урока.

О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых, волшебных словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса

В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом..

Тема нашего урока: «Волшебное слово» (слайд 6).

Какую цель мы поставим на уроке?

Цель нашего урока сегодня - поговорить о «волшебных словах» и понять, как они действуют на людей (слайд 7).

- Прочитайте слова помощники и скажите, какие учебные задачи нужно решить, чтобы достичь цели?

Познакомиться …

Разобраться …

Узнать …(слайд 8).

О добрых людях, о вежливых словах, о волшебных словах и др.










Познакомиться с новым произведением. Познакомиться с новым автором.

Разобраться в том, как волшебные слова действуют на людей.

Узнать, чему учит произведение.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.


V. Доклад о жизни и творчестве писательницы.

Валентина Александровна Осеева (слайд 10) родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.

Вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Она мечтала стать актрисой, окончив гимназию, она училась на актёрском факультете. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь Валентина Александровна Осеева стала педагогом – воспитателем.

Стала детской писательницей

Произведения Валентины Александровны. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.

Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников (слайд 11). Юные читатели равняются на её героев. Ведь Валентина Александровна Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.


-Что вы запомнили об авторе?

-Как звали Осееву?

-Где она училась?

-Кем хотела стать Валентина Александровна?

-Почему она не закончила обучение?

-Кем она стала?

-Что вы запомнили об героях её рассказов?

- Какие добрые слова вы знаете и часто говорите? Как вы думаете, зачем они нужны людям?


-Откройте учебники на с. 87-91

-С каким рассказом мы сегодня познакомимся?

Прогнозирование по опорным словам.

- Как вы думаете, о чем может быть сюжет рассказа с таким названием?

Посмотрите на иллюстрацию (слайд 13, учебники).

Какие краски использует художник?

Какое настроение возникает, глядя на иллюстрацию? Подумайте, о чем может говориться в рассказе.

- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.

Чуть не поддал хорошенько- чуть не ударил (слайд 15).

Стряпает – готовит пищу (слайд 16).

Взъерошил волосы-разлохматить, поднять кверху (слайд 17).

Засопел от обиды-тяжело дышать через нос (слайд 18).

Слушают рассказ учителя об авторе.

Отвечают на вопросы.

















- Валентина Александровна;

-училась в гимназии, в институте на актерском факультете;

-актрисой;

-не закончила обучение из-за переезда;

- стала педагогом – воспитателем и детской писательницей.

- герои её живые, взяты они из жизни, на них равняются читатели.


-Мы сегодня познакомимся с рассказом «Волшебное слово».


О добром слове, которое помогает людям.


-светлые;

-спокойное;

-о дедушке, который рассказывает мальчику о волшебном слове и др.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной форме - полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения.

VI. Этап первичного чтения и первичной проверки понимания изученного.

- Послушайте рассказ и подумайте: о каком волшебном слове идет речь в рассказе?

Проверка восприятия.

- Назовите главного героя рассказа.

-Что случилось с Павликом?

-Как старик узнал, что мальчик со всеми поссорился?

-Почему Павлик так выглядел?

– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой?

– С бабушкой?

– С братом?

- Правда ли, что все обижали мальчика?

- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?

- Кто помог мальчику?

- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?

Слушают рассказ в исполнении учителя.

Отвечают на вопросы:

-Павлик;

-поссорился;

-красный, сердитый;

-плакал, кричал, ссорился;

-раздраженно;

-он обижался на неё;

-Был назойлив и злился на него, не слушался;

-нет;

-Павлик не просил вежливо, не использовал волшебное слово;

-старик;

-Пожалуйста.

Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное;


Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


Физкультминутка.

Игра на внимание «Пожалуйста».

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

-Встаньте, пожалуйста!

-Руки вверх!

-Пожалуйста, руки вверх!

-В стороны!

-Пожалуйста, в стороны!

-Пожалуйста вниз!

-Руки на пояс!

-Пожалуйста, руки на пояс!

-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!

-Пожалуйста, начинай!

-Закончить упражнение!

-Пожалуйста, закончите упражнение!

-Пожалуйста, садитесь!

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

Выполняют физкультминутку.


VII . Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Повторное чтение.

Учитель: Сейчас вы будете читать рассказ чтением «по цепочке». По ходу чтения найдите в тексте ответы на вопрос:

-Как нужно произносить волшебное слово?

(вопрос на слайде)

Теперь прочитайте рассказ «про себя» и найдите ответ на вопрос:

-Как действовало волшебное слово на окружающих?

(Лена, бабушка, брат)

(вопрос на слайде)

- Работа над содержанием

Учитель: Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?

- Как вы думаете, можно назвать старичка волшебником?

-Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.

Читают рассказ по цепочке.

Отвечают на вопрос.

Читают рассказ про себя, отвечают на вопросы.

Познавательные:

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


VIII. Подведение итогов

- С каким замечательным рассказом мы с вами сегодня познакомились ?

-Кто автор этого рассказа?

-Что вы узнали об этом авторе?

- Как вы считаете, что же надо делать каждому из нас, чтобы людям рядом с нами жилось лучше, уютнее?






- Чему хочет научить нас В. Осеева этим произведением?

- В чем мудрость этого рассказа?

- А нам в жизни нужны волшебные слова?







- Прочитайте пословицы, объясните их смысл(слайд 20).

-Подумайте, подходит ли каждая из них к нашему рассказу?

-Какая из пословиц больше подходит к нашему рассказу?

- «Добрый человек добру и учит».

-« Под лежачий камень вода не течёт».

- « Волшебное слово всегда помочь готово»

Отвечают на вопросы по теме:

-«Волшебное слово»;

-Валентина Александровна Осеева;

-училась в гимназии, в институте ;

-хотела стать актрисой.

-не закончила обучение из-за переезда;

- стала педагогом – воспитателем и детской писательницей.

-для того, чтобы нам жилось лучше и уютнее, нам нужно чаще использовать волшебные слова;

-Валентина Осеева хочет научить нас быть вежливыми и доброжелательными;

-мудрость рассказа в том, что нужно быть добрыми и использовать волшебные слова, тогда и к нам будут добры;

-волшебные слова нам нужны для вежливого и доброжелательного общения:

-больше подходит пословица: « Волшебное слово всегда помочь готово», т.к. в ней говорится о волшебном слове, которое помогает, как и в нашем рассказе.

Коммуникативные УУД:

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное.


IX. Рефлексия.

- Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда поднимите зелёный цвет светофора;

- если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то поднимите жёлтый цвет светофора;

- а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда поднимите красный цвет светофора.

Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

Личностные УУД:

- адекватное реагирование на трудности.


X. Информация о домашнем задании

Выразительно читать рассказ «Волшебное слово».

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других.













Дата проведения: 08.04.2020

Класс: 2 «б»

Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;

2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;

3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные:

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

Коммуникативные УУД: развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Предметные УУД:

соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник «литературное чтение» часть 2, карточки с заданием.


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)







Технологическая карта

Урока литературного чтения














Выполнила:

Попова Анастасия Дмитриевна

Волгодонск, 2020