Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Орг. момент. | Прозвенел звонок весёлый, Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Меня зовут Анастасия Дмитриевна и этот урок литературного чтения у вас проведу я. Проверьте свою готовность к уроку. У вас должны быть учебники, карточки с заданием и сигнальные карточки. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Личностные УУД: - осознанность учения Регулятивные УУД: Нацеливание на успешную деятельность; Познавательные УУД : Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. |
II. Речевая разминка. | Был вежлив (слайд 2) Этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик, Он их благодарил, Спасибо! — говорил. (С.Я. Маршак) Задание: 1) Прочитать про себя; 2) Прочитать хором. 3) Прочитать медленно. 4) Прочитать быстро. 5) Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко. - Можно ли назвать этого мальчика вежливым? -Почему? - Как мы его назовем? -Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? -А каким людям подойдут вежливые слова? | Читают стихотворение разными способами. Отвечают на вопросы, аргументируют. -нет; -он обижал малышей; -грубым, злым, невоспитанным; -нет; -добрым, воспитанным. | Личностные УУД: - развитие доброжелательности к людям; Коммуникативные УУД: -речевая деятельность. |
III. Актуализация опорных знаний. | Подготовка к восприятию. (задание на карточках у каждого ребенка) - Прочитайте стихотворение: «Добрые слова». Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день, Только выйду за ворота Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу, « . . .!» - я кричу. « . . .!» - кричу я вслед, Всем идущим на обед. « . . .!» - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. О. Дриз. (Работа в парах) - Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения. Давайте проверим. (слайд 4) | Читают стихотворение, выполняют задание в парах. Утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый вечер». Сверяют ответы со слайдом. | Познавательные УУД: - осознанное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД: - учёт разных мнений и умение обосновать собственное. |
IV. Определение темы и цели урока. | О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? - Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых, волшебных словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.. Тема нашего урока: «Волшебное слово» (слайд 6). Какую цель мы поставим на уроке? Цель нашего урока сегодня - поговорить о «волшебных словах» и понять, как они действуют на людей (слайд 7). - Прочитайте слова помощники и скажите, какие учебные задачи нужно решить, чтобы достичь цели? Познакомиться … Разобраться … Узнать …(слайд 8). | О добрых людях, о вежливых словах, о волшебных словах и др. Познакомиться с новым произведением. Познакомиться с новым автором. Разобраться в том, как волшебные слова действуют на людей. Узнать, чему учит произведение. | Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
V. Доклад о жизни и творчестве писательницы. | Валентина Александровна Осеева (слайд 10) родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете. Вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Она мечтала стать актрисой, окончив гимназию, она училась на актёрском факультете. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь Валентина Александровна Осеева стала педагогом – воспитателем. Стала детской писательницей Произведения Валентины Александровны. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними. Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников (слайд 11). Юные читатели равняются на её героев. Ведь Валентина Александровна Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души. -Что вы запомнили об авторе? -Как звали Осееву? -Где она училась? -Кем хотела стать Валентина Александровна? -Почему она не закончила обучение? -Кем она стала? -Что вы запомнили об героях её рассказов? - Какие добрые слова вы знаете и часто говорите? Как вы думаете, зачем они нужны людям? -Откройте учебники на с. 87-91 -С каким рассказом мы сегодня познакомимся? Прогнозирование по опорным словам. - Как вы думаете, о чем может быть сюжет рассказа с таким названием? Посмотрите на иллюстрацию (слайд 13, учебники). Какие краски использует художник? Какое настроение возникает, глядя на иллюстрацию? Подумайте, о чем может говориться в рассказе. - Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте. Чуть не поддал хорошенько- чуть не ударил (слайд 15). Стряпает – готовит пищу (слайд 16). Взъерошил волосы-разлохматить, поднять кверху (слайд 17). Засопел от обиды-тяжело дышать через нос (слайд 18). | Слушают рассказ учителя об авторе. Отвечают на вопросы. - Валентина Александровна; -училась в гимназии, в институте на актерском факультете; -актрисой; -не закончила обучение из-за переезда; - стала педагогом – воспитателем и детской писательницей. - герои её живые, взяты они из жизни, на них равняются читатели. -Мы сегодня познакомимся с рассказом «Волшебное слово». О добром слове, которое помогает людям. -светлые; -спокойное; -о дедушке, который рассказывает мальчику о волшебном слове и др. | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной форме - полно и точно, формулировать и аргументировать свое мнения, учитывать разные мнения. |
VI. Этап первичного чтения и первичной проверки понимания изученного. | - Послушайте рассказ и подумайте: о каком волшебном слове идет речь в рассказе? Проверка восприятия. - Назовите главного героя рассказа. -Что случилось с Павликом? -Как старик узнал, что мальчик со всеми поссорился? -Почему Павлик так выглядел? – Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? – С бабушкой? – С братом? - Правда ли, что все обижали мальчика? - Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа? - Кто помог мальчику? - Какое волшебное слово старик открыл мальчику? | Слушают рассказ в исполнении учителя. Отвечают на вопросы: -Павлик; -поссорился; -красный, сердитый; -плакал, кричал, ссорился; -раздраженно; -он обижался на неё; -Был назойлив и злился на него, не слушался; -нет; -Павлик не просил вежливо, не использовал волшебное слово; -старик; -Пожалуйста. | Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное; Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Физкультминутка. | Игра на внимание «Пожалуйста». - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно. -Встаньте, пожалуйста! -Руки вверх! -Пожалуйста, руки вверх! -В стороны! -Пожалуйста, в стороны! -Пожалуйста вниз! -Руки на пояс! -Пожалуйста, руки на пояс! -Наклоны туловища вправо и влево, начинай! -Пожалуйста, начинай! -Закончить упражнение! -Пожалуйста, закончите упражнение! -Пожалуйста, садитесь! - Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу! | Выполняют физкультминутку. | |
VII . Этап закрепления новых знаний и способов действий. | Повторное чтение. Учитель: Сейчас вы будете читать рассказ чтением «по цепочке». По ходу чтения найдите в тексте ответы на вопрос: -Как нужно произносить волшебное слово? (вопрос на слайде) Теперь прочитайте рассказ «про себя» и найдите ответ на вопрос: -Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат) (вопрос на слайде) - Работа над содержанием Учитель: Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова? - Как вы думаете, можно назвать старичка волшебником? -Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям. | Читают рассказ по цепочке. Отвечают на вопрос. Читают рассказ про себя, отвечают на вопросы. | Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
VIII. Подведение итогов | - С каким замечательным рассказом мы с вами сегодня познакомились ? -Кто автор этого рассказа? -Что вы узнали об этом авторе? - Как вы считаете, что же надо делать каждому из нас, чтобы людям рядом с нами жилось лучше, уютнее? - Чему хочет научить нас В. Осеева этим произведением? - В чем мудрость этого рассказа? - А нам в жизни нужны волшебные слова? - Прочитайте пословицы, объясните их смысл(слайд 20). -Подумайте, подходит ли каждая из них к нашему рассказу? -Какая из пословиц больше подходит к нашему рассказу? - «Добрый человек добру и учит». -« Под лежачий камень вода не течёт». - « Волшебное слово всегда помочь готово» | Отвечают на вопросы по теме: -«Волшебное слово»; -Валентина Александровна Осеева; -училась в гимназии, в институте ; -хотела стать актрисой. -не закончила обучение из-за переезда; - стала педагогом – воспитателем и детской писательницей. -для того, чтобы нам жилось лучше и уютнее, нам нужно чаще использовать волшебные слова; -Валентина Осеева хочет научить нас быть вежливыми и доброжелательными; -мудрость рассказа в том, что нужно быть добрыми и использовать волшебные слова, тогда и к нам будут добры; -волшебные слова нам нужны для вежливого и доброжелательного общения: -больше подходит пословица: « Волшебное слово всегда помочь готово», т.к. в ней говорится о волшебном слове, которое помогает, как и в нашем рассказе. | Коммуникативные УУД: - учёт разных мнений и умение обосновать собственное. |
IX. Рефлексия. | - Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. -если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда поднимите зелёный цвет светофора; - если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше, то поднимите жёлтый цвет светофора; - а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда поднимите красный цвет светофора. | Оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; Личностные УУД: - адекватное реагирование на трудности. |
X. Информация о домашнем задании | Выразительно читать рассказ «Волшебное слово». | Записывают домашнее задание. | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других. |
1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;
2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.