Тема урока: « Обобщение по разделу «Русские народные сказки»
литературное чтение-2 класс.
Цели урока: образовательные:
* обобщение знаний учащихся по разделу ;
* обучение пересказу с опорой на модель;
* формирование умения находить в тексте связи и
закономерности;
развивающие:
* развитие наглядно-образного мышления;
* развитие речи учащихся;
воспитательные:
* воспитание у младших школьников чувства
сопереживания, взаимопомощи;
* воспитание доброты на примере положительных
сказочных героев.
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.
Форма работы: парная и индивидуальная.
Оборудование: индивидуальные модели к сказкам;
серия рисунков, выполненных детьми к сказке «Гуси-
лебеди»;
конверты с заданиями (волшебные сказки, сказки о
животных и бытовые сказки);
оборудование для сценки сказки «Каша из топора»;
интерактивная доска, компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. Но чтобы узнать, куда мы попадём, необходимо отгадать кроссворд.
2. Обобщение изученного.
Кроссворд на интерактивной доске.
Учащиеся выходят по очереди к доске и заполняют клеточки кроссворда.
- Какое слово получилось в выделенных клетках?( сказки)
- В каких сказках встречаются герои, которых вы отгадали?
( «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Каша из топора»)
- Какие виды сказок вы знаете?
(волшебные, бытовые и о животных)
На интерактивной доске появляется схема:
Виды сказок
волшебные о животных бытовые
Учитель показывает конверт «Волшебные сказки».
- Ребята, сказки предлагают вам выполнить задания. Сейчас наша волшебная палочка поможет вам его прочитать.
На интерактивной доске появляются слова:
БРАТ СЕСТРА ГУСИ БАБА – ЯГА
- Отгадайте название сказки по опорным словам. ( «Гуси-лебеди»)
3. Проверка домашнего задания.
- Ребята, дома вы рисовали иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». Восстановите последовательность сказочных событий по своим рисункам.
(работа в парах) 2 ученика у доски.
Проверка работы.
- Почему эта сказка относится к волшебным? Какие герои в ней олицетворяют злые силы? А добрые силы?
- На чьей стороне оказывается победа?
4. Работа над моделированием сказки.
- Постройте в виде схемы-модели смену настроений сказки.
- Каким цветом обозначим добрые силы? (светлым)
- А злые силы? (тёмным)
Дети начинают выстраивать модель на партах, работая в парах.
Один ученик строит модель на интерактивной доске.
В ходе проверки звучит краткий пересказ сказки по построенной модели.
Вывод учащихся: добро побеждает зло.
- Молодцы, ребята! Волшебные сказки благодарят вас за хорошую работу.
Физкультминутка.
- Сейчас немного отдохнём и проверим, насколько вы внимательны.
Я буду называть героев сказки «Гуси-лебеди», если персонаж есть в сказке-прыжок на месте, если нет-хлопок в ладоши.
Печка, кошка, ложка, мышка, яблоня, речка, берёза, овечка, волк, баба-Яга, Кощей Бессмертный.
-А теперь предлагают вам задание (конверт) «Сказки о животных».
На интерактивной доске появляются слова:
ПЕТУХ КУРОЧКА КОРОВА КУЗНЕЦ
- Отгадайте название сказки по опорным словам.
( «Петушок и бобовое зёрнышко»)
-Почему эта сказка относится к сказкам о животных?
- Восстановите последовательность сказочных событий с помощью модели.
( работа в парах, используются геометрические фигуры разных цветов, стрелки)
На интерактивной доске ученик выстраивает модель, используя опорный плакат:
Петушок-красный треугольник
Курочка-синий треугольник
Хозяйка-красный квадрат
Хозяин-синий квадрат
Кузнец-коричневый квадрат
Коровушка- зелёный треугольник
Дети проверяют задание, пересказывая кратко сказку.
-Как бы вы поступили на месте курочки?
- Молодцы! Сказки о животных благодарят вас за хорошую работу и радуются, что вы такие добрые и отзывчивые.
- И, наконец, бытовые сказки приготовили свои задания для вас.
На интерактивной доске:
СОЛДАТ СТАРУХА ТОПОР
- Из какой сказки эти слова?( «Каша из топора»)
- Почему эта сказка относится к бытовым?
5.Инсценирование сказки «Каша из топора»
Три ученика: старуха, солдат, рассказчик.
- Спасибо, ребята, и с этим заданием вы справились.
6.Итог урока.
- Давайте ещё раз вспомним сказки, о которых говорили на уроке.
- Назовите виды этих сказок. Попробуйте назвать другие сказки: волшебную, бытовую и о животных.
- Молодцы, ребята. Впереди у нас продолжение путешествия по сказкам в других разделах учебника.
- Что сегодня вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
- Сказки никого не оставляют равнодушными, они учат вас добру и мудрости.
Интерактивная доска:
СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРУ МОЛОДЦУ УРОК,
-А дома попробуйте сами сочинить небольшую сказку любого вида.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»
города Осташкова Тверской области
Урок литературного чтения во 2 классе
по теме: «Обобщение по разделу «Русские
народные сказки» с использованием ИКТ и
метода наглядного моделирования.
Разработала учитель
Петрова Т.И.