СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 9 класс»



Пояснительная записка


Данная программа предназначена для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. При ее составлении за


основу были взяты следующие нормативные документы:


  1. Адаптированная образовательная программа муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 39». – Утверждена приказом директора МКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) школа – интернат № 39» № 50 от 01.09.2014г.


2)Учебный план МКОУ «Школа-интернат № 39».



УМК:


Чтение 7класс, А.К. Аксёнова; М., «Просвещение» , 2016.



Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на использование включенных в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.


Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 7 класса МКОУ «Школа-интернат № 39» и составлена с учётом их возрастных и психологических особенностей развития, уровня их знаний, умений и навыков.


Срок реализации рабочей программы – 1 год (2019-2020 учебный год)


Рабочая программа по «Чтению и развитию речи» рассчитана на 68 часа, 2 часа в неделю.



Структура документа


Рабочая программа по «Чтению и развитию речи» представляет собой целостный документ, включающий разделы :


      • пояснительная записка;


    • содержание рабочей программы;


  • требования к уровню подготовки учащихся;


  • критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся.


  • тематическое планирование.


Цель дисциплины:


Развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.


Задачи дисциплины:

  1. Коррекционно-образовательные:


    • Знакомить с произведениями устного народного творчества: сказками, загадками, былинами, песнями, пословицами и поговорками, литературными сказками, художественными произведениями и отрывками из художественных произведений классиков русской литературы.


    • Совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками препинания).


    • Отрабатывать умения выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста, составлять характеристики героев с помощью учителя.


    • Учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте.


    • Закреплять умения подробно и кратко пересказывать прочитанное.


    • Учить конструировать развернутое высказывание, осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после.


    • Закреплять навыки заучивания наизусть.


2.Коррекционно-развивающие:


  • Осуществлять литературное чтение, в процессе которого обучать систематизации знаний в области русской и современной литературы.


  • Формировать правильное произношение, регулировать темп чтения.

  • Обогащать и активизировать словарь учащихся; расширять кругозор, объем эмоциональной, оценочной лексики.

  • Развивать устную речь (умения высказывать свою мысль, связно передать содержание и т. п.).


  • Развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления.


  • Развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства (в произведениях учащиеся должны научиться видеть красивое и безобразное; борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различать тружеников и бездельников; защитников Отечества и его врагов и т. п.).


  • Развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т. п.


  • Развивать и коррегировать память и логическое мышление.

  • Вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.


3.Коррекционно-воспитательные.


  • Воспитывать интерес к чтению и формировать любовь к художественному слову, русской и современной литературе, устному народному творчеству.


  • Воспитывать морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведений (воспитание честности, чести и достоинства, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости, мужества, смелости и др.).


  • Осуществлять патриотическое воспитание при чтении произведений о прошлом и настоящем нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах (воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время, готовности к защите Родины в случае необходимости).


  • Осуществлять гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни; воспитание чувства ответственности за судьбу страны).


  • Проводить работу по трудовому воспитанию (привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться).


  • Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплинированность, соблюдение предъявляемых


требований, приучать к самостоятельности.



Примерная тематика дисциплины


Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова.


Произведения А. М. Горького, А. Т. Твардовского, М.М. Зощенко, С.В. Михалкова, К.Г. Паустовского, М.В.


Исаковского, К.М. Симонова, Н.И. Рыленкова, А.Г. Алексина, Ю.Я. Яковлева, К.Я. Ваншенкина, В.П. Катаева, Ю.И.


Коваля, Р.П. Погодина.


Виды и формы организации учебного процесса


Методы и приёмы обучения:


Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.


Формы работы:


Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..


Виды деятельности обучающихся при работе с устным и письменным текстом:


составление плана текста;


пересказ текста по плану;


пересказ текста по предполагаемым вопросам;


продолжение текста;


выразительное чтение;


чтение наизусть;


чтение по ролям


Типы урока:


  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.


  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.


  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.


  • Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками


  • Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи


Планируемые результаты освоения дисциплины



Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.


Выделение главной мысли произведения.


Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста.


Составление характеристики героя с помощью учителя.


Деление прочитанного на части, составление плана.


Пересказ по плану. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение:


Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.


Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.


Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.



Основные требования к знаниям и умениям обучающихся


по чтению и развитию речи


Базовый уровень (Iуровень и II уровень)


Обучающиеся должны уметь:


  • читать вслух осознанно, правильно, выразительно;


  • читать «про себя»;


  • выделять главную мысль произведения;


  • определять основные черты характера действующих лиц;


  • пересказывать текст по плану полно и выборочно.


Обучающиеся должны знать:


  • наизусть 8-10 стихотворений.


Минимальный уровень (III уровень)


Обучающиеся должны уметь:


  • читать по слогам и целым словом,


  • отвечать на вопросы учителя.


  • пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.



Обучающиеся должны знать:


  • наизусть 4-6 стихотворений.


Формы и методы контроля знаний, умений и навыков обучающихся


При изучении курса чтения и развития речи используются различные формы контроля (предварительный контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль), которые осуществляются посредствам устного опроса, тестовых заданий, викторин, наблюдения, проверки техники чтения.


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по чтению и развитию речи В начале и в конце учебного года проводится проверка техники чтения.


При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.


При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.


  • начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.


Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.


Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;


допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.


Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.


Литература для внеклассного чтения


Русские народные сказки, А.С. Пушкин Сказки, Л.Н. Толстой Рассказы, А.П. Чехов Рассказы, А.И. Куприн «Чудесный


доктор», Э. Портер «Полианна», Н.И. Рубцов Стихи , М.М. Зощенко «Лёля и Минька», В. Осеева «Динка» и др.


рассказы.


В.П. Астафьев «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха».


А. Р. Беляев «Чудесное око».


В. В. Бианки «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик», «Вести из леса».


А. П. Гайдар «Судьба барабанщика».


Т.Д.Дефо «Робинзон Крузо».


Л. Кассиль «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по чтению и развитию речи


  1. класс



Тема урока

Кол-во

Словарь

Виды работ

п/п


часов




I четверть – 24 часа




1

Устное народное творчество.

1

творчество,





жанр, присказка, быль


2

«Сивка-бурка». «Журавль и цапля

2

иззяб, бояре, лукошко

Пересказ сказки

3

«Умный мужик».

1

казна

Чтение по ролям

4

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

2

верста, пуд, горенка


5

Народные песни, пословицы, загадки.

1

кручина



Пословицы, загадки.



Подбор пословиц, загадок на





определенную тему

6

Внеклассное чтение .Русские народные сказки.

1



7

А.С.Пушкин. Биография.

1

гувернер, деспот,





деспотизм


8

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

4

тужить, светлица,

Выразительное чтение.


Киноурок «Сказка о царе Салтане».


привальный, булат, удел,

Чтение по ролям отрывка.




бает

Сравнительная характеристика





героев.





Выборочный пересказ.

9

А.С. Пушкин «Зимний вечер».

1

лачужка, веретено,

Учить наизусть.




обветшалая


10

А.С. Пушкин «У лукоморья».

1

поэма, лукоморье

Выразительное чтение

11

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин Сказки.

1



12

М.Ю.Лермонтов. Биография . «Бородино».

1



13

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1

картечь, кивер, редут,

Отрывок наизусть




басурмане



14

И.А.Крылов. Биография . «Кукушка и петух».

1



15

И.А.Крылов. «Волк и Журавль», «Слон и Моська».

1


Чтение по ролям

16

Н.А.Некрасов. Биография. «Несжатая полоса».

1

Бурлаки, станица


17

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин».

2

столбовой, ямщик,

Чтение по ролям




шкалик, смотритель,





тракт



II четверть – 24 часа




18

Л.Н.Толстой. Биография.

1



19

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».

7

аул, сакля, бешмет,

Выборочный пересказ текста.




мечеть, чалма, верста,

Чтение по ролям отрывков.




аршин

Составление рассказа о дружбе





Жилина и Дины, с.130.





Сравнительная характеристика





Жилина и





Костылина по плану,





с. 130-131.





Краткий пересказ текста.

20

Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. Рассказы.

1



21

А.П.Чехов. Биография.

1



22

А.П.Чехов. «Хамелеон».

3

надзиратель, городовой,

Чтение по ролям




мировой







23

Внеклассное чтение. А.П.Чехов. Рассказы.

1



24

В.Г.Короленко. Биография.

1



25

В.Г. Короленко «Дети подземелья».

8

часовня, престол,

Пересказ по плану. Описание

26



манеры, престол

героев по плану

27




Сравнительная Характеристика





героев.























28

Внеклассное чтение. А.К. Куприн «Чудесный

1




доктор».





III четверть – 33 часа




29

М.Горький. Биография.

1

псевдоним



Киноурок «М. Горький к 151-летию со дня





рождения»




30

М.Горький. «Детство».

5

семишник

Характеристика лит.героя по

31




плану

32















33

Киноурок. М .Горький «Детство».

1



34

М. Горький «В людях».

4

тальма, стеклярус, фасад,





карниз












35

Киноурок. М. Горький «В людях».

1



36

Внеклассное чтение. Э. Портер «Полианна».

1



37

М.В. Исаковский. Биография.

1



38

М.В. Исаковский «Детство».

1



39

М.В. Исаковский «Ветер», «Весна».

1


Учить наизусть

40

Внеклассное чтение. Н.М. Рубцов Стихи.

1



41

К.Г. Паустовский. Биография.

1








42

К.Г. Паустовский. «Последний черт».

1

армяк


43

М.М. Зощенко. Биография.

1



44

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

3













45

Внеклассное чтение. М.М. Зощенко. Рассказы «Лёля

1




и Минька».




46

К.М.Симонов. Биография.

1





47

К.М. Симонов «Сын артиллериста».

3

рысь, карьер, косая

Выразительное чтение, чтение по




сажень

ролям






48

В.П. Катаев. Биография.

1



49

В.П. Катаев «Флаг».

4

кирка, форт, кубрик,


-50



капитуляция













IV четверть – 21 час




51

Н.И. Рыленков. Биография.

1



52

Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи-

1

вещунья



кукушки …», «Всё в тающей дымке…».




53

Ю.И. Коваль. Биография.

1



54-

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин».

2

этюд., гриф

Краткий пересказ

55





56-

Ю.И. Коваль «Картофельная собака».

2

приплод


57





58

Ю.Я. Яковлев. Биография.

1



59-

Ю.Я. Яковлев «Багульник».

3

дюны












60

Внеклассное чтение. В. Осеева «Динка»

1



61

Р.П. Погодин. Биография.

1



62

Р.П. Погодин «Время говорит - пора».

3



63










64

А.Г. Алексин. Биография.

1



65

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».

2

опекунство


66





67

К.Я. Ваншенкин. Биография.

1



68

К.Я. Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки».

1

ветхий, ватага

Выразительное чтение







Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по чтению и развитию речи В начале и в конце учебного года проводится проверка техники чтения.


При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.


При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.


  • начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.


Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.


Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;


допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.


Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!