СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы А.С. Грибоедов "Горе от ума" 9 кл

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы А.С. Грибоедов "Горе от ума" 9 кл»

Урок литературы 9 класс

Тема: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия.


Цели урока:

1.Обучающие: формировать и углублять понятия о драматическом произведении; познакомить с историей создания пьесы и ее замыслом.

2.Развивающие: учить учащихся на основе прочитанного драматического произведения понимать систему персонажей, внутреннюю логику их мыслей и поступков, продолжить формировать умение характеристики героев.

3.Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русской классике, формировать нравственные качества личности: уважение к семье, честность, стремление к просвещению.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, рассказ учителя, учащегося, комментированное чтение, анализ текста.

Словарная работа: лексика, оценивающая стих комедии; семантика фамилий.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Выполнение теста по балладе В.А. Жуковского «Светлана».

II.Беседа.

Повторение понятия «комедия классицизма».

Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования (но… список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

2.Схема композиции драматического произведения проецируется на экран, учащиеся записывают в тетрадь

В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

Таков формальный замысел комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Однако пьеса вышла за рамки ограниченного бытового конфликта, была наделена социально - политическим смыслом, что и сделало ее бессмертной.

III.Объяснение нового материала.

1. Слово учителя. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, точно воспроизводящее идейно-политические споры и одновремен­но обозначающее проблемы общенационального и общечеловеческого харак­тера. Проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с кос­ным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Столкновение, «противоречие между характерами, или харак­терами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе дей­ствия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружи­ной», источником динамического напряжения литературного произве­дения, обеспечивающим развитие сюжета.

2.Запись в тетрадь.

Что такое сюжет произведения? Сюжет — это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Сю­жет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.

3. Беседа по содержанию произведения.

__ Сколько действий в комедии? А сколько должно быть по законам классицизма?

— Какие элементы сюжета вы знаете?

— Какие из них являются главными, какие второстепенными?

— Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завяз­ка, развитие действия, кульминация, развязка)?

— Возможна ли их перестановка?

— Какой художественный эффект при этом достигается? Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к пос­ледующему восприятию комедии как новаторского произведения.

4. Анализ списка действующих лиц.

Назовите действующих лиц пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Какие герои данного произведения на ваш взгляд являются главными героями?

Лиза – Служанка Софьи, молодая девушка.

Софья – Единственная дочь Фамусова, 17 лет.

Фамусов – Столичный аристократ, богатый помещик, вдовец, отец Софьи.

Молчалин- Личный секретарь Фамусова, молодой человек из бедной семьи.

Скалозуб- Богатый дворянин, полковник, молодой мужчина.

Чацкий- Молодой дворянин, сирота, влюблён в Софью Фамусову.


Обсуждение списка действующих лиц и их говорящих фамилий:

«Фамусов (от лат. Fama — молва) — человек, зависящий от общественного мнения.

Молчалин — фамилия говорит сама за себя, у героя мало реплик, он скучен, не имеет своего мнения о ситуации.

Горич — производное от слова горе, под горем понимается его женитьба, которая превратила его из энергичного офицера в равнодушного к жизни человека, не желающего перемен и потакающего во всём жене.

Скалозуб — герой достаточно грубый... у него много резких реплик.

Чацкий (от фамилии Чадский) — пребывающий в чаду борьбы, недовольный окружающим миром.

Репетилов (от фр. répéter — повторять) — сплетник, что узнает — то разносит, повторяет то, что сказано другими.

Хлёстова — изначально речь идёт о силе характера этой женщины.

Тугоуховский — фамилия закономерна по причине глухости персонажа».

— Для какого литературного направления характерны говорящие фамилии?
(Для классицизма.)

— С какой целью использован этот приём?
(Говорящие фамилии характеризуют героев до непосредственного знакомства читателя с ними.)

  • Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

  • Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

  • Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?

Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев).

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одно­го из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Таври­ды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

5. Сообщение о П. Я. Чаадаеве.

П.Я. Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 г., в заграничном анти­наполеоновском походе. В 1814 г. он вступил в масонскую ложу, а в 1821

внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 г. Чаадаев путешествовал по Европе, по­стигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и дру­гими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828—1830-х годах на­писал и издал историко-философский трактат «Философические письма».

(Несколько слов о произведении).

Взгляды, идеи, суждения — словом, сама система мировоззрения трид­цатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для ни­колаевской России, что автора «Философических писем» постигла не­бывалое и страшное наказание: высочайшим (т.е. лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу свое­го прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему воп­росу: что есть безумие Чацкого?



6. Чтение I действия комедии.

Комментированное чтение будет сопровождаться элементами анализа. Работая в тетрадях, учащиеся в ходе или после прочтения и беседы фик­сируют следующий материал: «крылатые» выражения, характеристики героев (в том числе и цитатные), наблюдения за развитием конфликта.

Явление 1—5.

- Чем являются 1—5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция)

- Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?

- Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появив­шихся на сцене?

- Какие герои и ситуации комичны?

- Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?

Последний вопрос даст возможность обратить внимание на особен­ность языка комедии и мастерство Грибоедова — стихотворца. Мы под­черкнем, что поэт придерживается принципов простоты и разговорнос­ти (но не просторечия) языка, речь героев индивидуализирована; исполь­зуется вольный ямб как самый гибкий и подвижный размер; интересны грибоедовские рифмы (чего стоит рифма в монологе Фамусова о воспи­тании Софьи — «мать» — «принять»),

Явление 7.

- Как и каким появляется Чацкий?

- Как встречает его Софья?

- Что раздражает Софью в Чацком?

- Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?

- Против чего направлена ирония героя?

После знакомства с явлениями 8—10 выясняем, проявился ли конф­ликт, между кем, какой характер он носит.



IV. Закрепление. Запись в тетрадь.

Первые явления I действия комедии является экспозицией: появляются все главные герои: Фамусов, София, Молчалин, Чацкий. Приезд Чацкого – завязка пьесы. Чацкий был вырван из московской среды в течение трех лет, его здесь не ждали, с первых слов он вступает в конфликт с фамусовским обществом. Это конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим»

V. Домашнее задание:

  1. Прочитать II действие.

2. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение моно­логов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фаму­сова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».

3. Выучить конспект урока.