Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по роману в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин"»
Прими, мой друг,
«собранье пестрых глав»
Цели и задачи урока
Обучающие
1. Познакомить обучающихся с особенностями романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
2. Выявить идейно-художественные особенности романа
- Особенности сюжета
- Особенности системы образов
- Языковые особенности
3. Вести работу над литературоведческими понятиями
4. Обучить работе с опорными схемами
Развивающие
1. Развивать умение обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения
2. Развивать речь обучающихся
Воспитывающие
1. Воспитывать уважение к родному языку и национальной культуре
2. Воспитывать морально – нравственные чувства по отношению к себе и другим людям
Реализм
- Середина 19 века – расцвет русской литературы
- Отчетливый признак реализма – стремление широкому, многостороннему, правдивому отражению реальной жизни.
- Характеры героев даны в постоянном развитии.
Одесса. 1823 год. Южная ссылка. Из писем А.С.Пушкина Вяземскому:
«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Пишу его с упоением, что уже давно со мной не было…
Не знаю, пустят ли этого бедного Онегина в небесное царство печати. Хотелось бы…»
- «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Пишу его с упоением, что уже давно со мной не было… Не знаю, пустят ли этого бедного Онегина в небесное царство печати. Хотелось бы…»
- Лиро – эпическое произведение
- 8 глав с «Примечаниями к «Евгению Онегину» и с «Отрывками из путешествия Онегина»
- Каждая глава – новый этап в развитии сюжета
- Две сюжетные линии
- Повествование с лирическими отступлениями
- Система образов романа
«Онегинская строфа»
Роман в стихах -
лиро-эпическое произведение, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.
«Онегинская строфа» -
строфа из 14 стихов четырёхстопного ямба, 3 четверостишия и одно завершающее двустишие с перекрёстной, кольцевой или парной рифмовкой.
Две сюжетные линии романа:
Онегин – Ленский
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И вскоре стали неразлучны.
- Разговор после вечера у Лариных:
- Неужто ты влюблен в меньшую?
- А что?
- Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
Онегин – Татьяна
- Знакомство – вечер у Лариных:
Онегин
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Ленский:
Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его.
Пора пришла, она влюбилась
- Разговор с няней, письмо к Онегину.
- Через два дня объяснения в саду.
- Сон Татьяны. Именины.
- Татьяна приходит в дом Онегина.
- Отъезд в Москву
- Встреча на балу в Петербурге через два года.
- Вечер у Татьяны.
Сомненья нет увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен…
- Письмо к Татьяне. Объяснение.
Онегин Татьяна Ленский
( Представляют определенную категорию общества)
«Высший свет» Патриархальное Дворянство
дворянство
(Являются образцами определенного нравственного,
духовного, литературного типа)
« Лишний человек» Идеал «Романтическое
«русской души» сознание»
Объединяются автором = действующим лицом
Спутник Онегина
Антипод Ленского
Защитник «Татьяны
милой»
- Незримо присутствует всегда и везде;
- Принимает участие в судьбе героев;
- Делится с читателем своими мыслями и чувствами;
- Рассуждает о нравах и морали общества.
- необычность
- красоту слова
- идеальный замысел поэта
- силу чувств
- воодушевление
Творческая работа
Мое отношение к героям романа.
Дайте оценку наиболее понравившемуся Вам герою из романа «Евгений Онегин».
План:
Отразить…
- отношение героя к окружающим его людям и обществу;
- уровень образования героя;
- его взгляды и мировоззрение;
- нравственные качества героя.
Чем этот герой понравился и почему?