СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Война и мир - мысль семейная

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"»

Урок литературы по теме "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Цели:

  • на материале романа Л. Н. Толстого “Война и мир” раскрыть тему “Мысль семейная” в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» , используя элементы анализа средств создания образов героев; через сопоставительную характеристику двух поколений выявить авторский взгляд на тему семьи;

  • развивать исследовательские навыки студентов: умение анализировать, выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы.

  • формировать собственный семейный идеал студентов.

Оборудование: роман Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Оформление доски: запись темы урока, эпиграфа к уроку, план исследования проблемы, модель, символизирующая счастливую семью.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, рада вас всех видеть, нас ждёт сегодня исследование по теме “Мысль семейная” в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Я надеюсь, что с этим вы справитесь прекрасно! Вначале стихи

Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда –
Сиянье ваших умных глаз!
Мои соавторы и судьи!
Я знаю – каждый в классе гений.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.

2. Подготовка к усвоению нового материала. Постановка проблемы.

Учитель:

Какое слово является ключевым в теме урока?

Учащиеся называют свои варианты

В ходе урока мы придём к единому мнению. Мы будем работать над проектом и создадим модель счастливой семьи в понимании Толстого. Может быть, и мы с вами разделим его точку зрения.

  • Как вы понимаете значение слова “проект”? (значение слова вывешивается на доске).

  • А что такое “модель” в вашем понимании? (значение слова вывешивается на доске).

  • Как вы считаете, через семьи каких героев раскрывается тема “Мысль семейная”? На стороне каких семей симпатии автора?

Невозможно объять необъятное, поэтому остановимся на примерах семей… (открываем доску и перечисляем)

  1. Семья Ростовых.

  2. Семья Болконских.

  3. Наташа и Пьер Безуховы.

  4. Элен Курагина и Пьер Безухов.

Попытайтесь объяснить, почему мы расположили эти семьи не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались (важна тематическая цель, идёт диалог учитель – ученик, формулируется проблема, выдвигается гипотеза).

На этот вопрос мы ответим с вами в конце урока.

Учитель:

Все ли готовы к решению этой проблемы? А теперь обратимся к тем заданиям, которые находятся у вас на столах, внимательно прочтите их и приступайте к работе. По окончании работы представитель каждой группы познакомит нас с выводами, которые вы красочно оформите на цветной бумаге, символизирующей лучики солнца, и мы попробуем все вместе создать модель счастливой семьи. Желаю вам успеха!

3. Исследование проблемы: работа в группах по заданиям

1 группа. “Семья Ростовых”

План задания.

  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок: “Именины Ростовых” (том 1, часть1, главы 7, 8, 9, 10, 1114, 15, 16, 17)

  2. Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи?

  3. Как вы понимаете слова Толстого “в этой семье любовный воздух”?

  4. Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” - ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.

2 группа. “Семья Болконских”

План задания.

  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Приезд князя Андрея в Лысые горы” (том1 часть1 главы 22 – 25)

  2. Какие нравственные ценности лежат в основе жизни этой семьи? Чему учит отец своих детей, разум или чувство, любовь к семье или к родине ставит он на первое место?

  3. Какими деталями объединяет автор членов этой семьи?

  4. Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” - ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.

3 группа. “Наташа и Пьер Безуховы”.

План задания.

  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Отношения между Пьером и Наташей” (том4 эпилог глава10, 16).

  2. Какие нравственные принципы лежат в основе жизни этой семьи? Какими словами автор показывает существование внутренней, духовной, связи между мужем и женой?

  3. Записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится данная семья, а на втором “лучике” - ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.

4 группа. “Элен Курагина и Пьер Безухов”.

План задания.

  1. Прочитайте и проанализируйте следующий отрывок “Бурная сцена Пьера с женой и разрыв” (том2 часть1 глава 6)

  2. Каковы мысли Пьера об Элен, а что думает она о нём? Скреплён ли этот союз какими-либо нравственными качествами?

  3. Можете ли вы найти и записать на первом “лучике солнца” нравственные качества, на которых строится этот союз, а на втором “лучике” - ключевое слово, характеризующее взаимоотношения в этой семье.

4. Представление результатов групповой работы.

Учитель:

Представляем результаты нашей работы. Представители групп выходят к доске с тезисами, написанными на “лучах солнца”, и, благодаря содеятельности групп, на доске составляется модель счастливой семьи.

1 группа

1 лучик: любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность;

2 лучик: любовь.

Учитель:

Именно любовь озаряет душу человека светом, силой творения. Несколько иную картину представляет семья Болконских.

2 группа

1 лучик: требовательность к себе и другим, порядочность, чувство долга, патриотизм, понятие чести, благородство.

2 лучик: чувство долга.

Учитель:

Как вы понимаете значение слов “патриотизм”, “благородство”, “порядочность”?

Вот какое определение этих слов даётся в словаре Ожегова.

После словарной работы с учащимися на доску вывешиваются эти слова с лексическим значением.

Учитель:

“Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно”, - сказал старый князь. “Служба прежде всего”. В этой семье превыше всего – чувство долга.

- Какая семья представляется Толстому идеальной? Почему Толстой дал будущее именно семье Наташи и Пьера?

3 группа.

1 лучик: любовь, добро, деятельная добродетель, благообразие, счастье, спокойствие, взаимопонимание на уровне мыслей друг друга.

2 лучик : мысль

Какое ключевое слово звучит и в теме урока, и среди нравственных ценностей семьи Наташи и Пьера?

Иногда люди не понимают друг друга, хотя говорят на одном языке. А Пьер и Наташа понимают друг друга без слов, это говорит о их внутренней, духовной, связи.

Почему же не удался союз Пьера и Элен? Об этом нам расскажет 4 группа.

4 группа.

Предполагаемые ответы учащихся.

1 вариант. На лучиках ничего не написано, так как нет нравственных качеств, скрепляющих этот союз.

2 вариант. Дети пишут: 1 лучик - корысть, распутство, расчет, нежелание и неумение общаться друг с другом, иметь детей, отсутствие духовного родства между ними.

2 лучик – расчет

Можем ли мы поместить эти лучики в нашу модель счастливой семьи?

Учитель:

Чего не хватает для полной семейной гармонии, согласно авторской позиции?

С точки зрения Толстого, полная семейная гармония невозможна без детей, поэтому изображение ребёнка прикрепляет к доске представитель какой-либо группы.

А теперь, когда мы рассмотрели все семьи, постарайтесь ответить, почему мы расположили их не в хронологической последовательности, т. е. не в той последовательности, в какой они создавались?

Беседа и вывод: Первые три семьи объединяет понятие “счастливая семья”, а союз Пьера и Элен семьёй назвать нельзя.

Учитель:

Только тем, кто жаждет единения, Толстой дарует в финале своей эпопеи обретение семьи и мир. В эпилоге перед нами предстаёт счастливая семья Наташи и Пьера. Наташа своей любовью к мужу создаёт ту удивительную атмосферу, которая вдохновляет и поддерживает его, и Пьер счастлив, любуясь чистотой её чувств, той чудесной интуицией, с которой она проникает в его душу. Понимая друг друга без слов, по выражению глаз, жесту, они готовы вместе идти до конца по дороге жизни, сохраняя возникшую между ними внутреннюю, душевную, связь и гармонию.

  1. Рефлексия.

Составить синквейн на тему война и мир

война 

бессмысленная кровопролитная 

ранит уничтожает убивает 

самое ужасное на Земле 

смерть


Учитель подходит к доске и обращает внимание учащихся на модель счастливой семьи.

Что положительного можно взять из образов семей 19 века, изображённых в романе, в век 21?

Ответы каждой группы.

Наше время – особенное, утрачены многие ценности, часто на первое место выходит материальное, а не духовное начало (вспомните союз Пьера и Элен), но можно ли такой союз назвать семьёй? Я думаю, мы с вами пришли к единому мнению, что счастливая семья – это семья, основанная на тех нравственных принципах, которые мы сегодня определили (перечисление принципов, определяющих семью, обращаясь к модели). Я надеюсь, что, создавая свою семью, вы вспомните наш сегодняшний урок-диалог и это поможет вам.

6. Итог урока. Комментированное выставление оценок.

Я благодарю вас за помощь и сотрудничество на уроке, за вашу доброжелательность, активность, искренность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!