Синквейн на уроке литературы (мастер-класс)
Подготовила: учитель русского языка и литературы МКОУ АГО «Большеутинская средняя общеобразовательная школа» Ташкинова Ирина Александровна
Введение.
Целью нашего мастер-класса является обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере составления синквейна. Синквейн – один из приёмов технологии критического мышления. В чём суть технологии критического мышления ? Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового решения. Если у ребёнка возникает стремление что-либо понять, в чём-то разобраться, то здесь речь идёт о мышлении. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Можно ли научиться думать эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. В этом и заключается суть технологии критического мышления. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта; умение решать проблемы; умение сотрудничать и работать в группе; выстраивать конструктивные отношения с другими людьми. Поэтому в настоящее время формирование критического мышления приобретает особую актуальность.
Приёмы технологии критического мышления:
-«Составление кластера». Кластер в переводе означает «пучок», созвездие. Это графический приём систематизации материала, наши мысли располагаются в определённом порядке.
-Приём «толстых» и «тонких» вопросов
Для успешной адаптации во взрослой жизни учащимся необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто? Что? Может? Когда…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? | В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Почему вы думаете…? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? Дайте объяснение, почему…? |
Прием «Чтение с остановками» или «Чтение со стопами»
По названию текста определяют, о чем будет текст. Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозированно, по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
-Приём «Диаманта».
-Приём «Верные и неверные утверждения».
-Приём «Перепутанные цепочки» и т.д..
Приём «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Развивает внимание учащихся к слову, умение бережно им пользоваться; образное мышление; творческую индивидуальность. Побуждает: анализировать свои ощущения; вникать в смысл произносимых слов. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.
-
Синквейн как приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Определение синквейна.
На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов. Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы.
Синквейн - это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять» (в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).
Таким образом, синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
2. Правила написания синквейна:
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.
3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
3. Примеры синквейнов:
Русский язык
Живой, удивительный,
Учит, объясняет, творит.
Береги наш родной язык!
Познание.
Литература
Русская, зарубежная,
Воспитывает, увлекает, объясняет,
Ведёт в мир прекрасного.
Мудрость.
4.Цели проведения синквейна на уроке.
При внешней простоте формы, синквейн – быстрый и мощный результат для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит детей осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
С какой же целью учителя могут использовать синквейн на уроке?
Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.
2.Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.
3. Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).
4. Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
5. Получается у всех.
Важно делать эти упражнения с составлением синквейнов систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет.
5. Синквейны на уроках литературы.
Синквейны – превосходный способ контроля.
Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.
Как говорил А.С.Пушкин, «только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство».
(Приложение)
Урок в рамках технологии развития критического мышления.
ПАТРИОТИЗМ БЕЗ ПАФОСА
1.Стадия вызова. Приём « Дотекстовая дискуссия"
Сегодня урок я хочу начать со слов Л.Н.Толстого «Патриотизм-чувство самое стыдливое».
-
О каком чувстве говорит Толстой?
-
Что такое патриотизм?
-
Как определяет патриотизм Л.Н.Толстой?
-
В чём смысл этих слов?
-
Согласны ли вы со словами Толстого?
Вы уже поняли, что тема нашего сегодняшнего урока – ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТИЗМ.
2.Стадия осмысления. Приём « Чтение с остановками».
Я предлагаю вашему вниманию текст Н.Фадеевой, который называется « Патриотизм без пафоса».
Итак, я предлагаю вашему вниманию 1 отрывок.
«В российских школах в последнее время всё чаще зазвучали такие слова, как «патриот», «патриотическое воспитание». К сожалению, в последнее десятилетие 20 века такие понятия, как любовь к Родине, гордость за Отчизну, были задвинуты за широкие спины жаждущих наживы, а слово «патриот» стало чуть ли не ругательством…»
1СТОП
-
Почему понятие патриотизм было задвинуто?
-
Согласны ли вы, что слово «патриот» стало ругательством?
-
Как вы считаете, а сейчас ситуация изменилась?
-
Как считает автор текста?
«Но это страшное время прошло. Вечные ценности возвращаются. Вот только найдёт ли место в сердцах современной молодёжи патриотизм, который внушается насильно, навязывается сверху?
Вот что говорит учитель Наталья»:
2СТОП
-
1.Найдёт ли место в сердцах молодёжи патриотизм?
-
2.Как вы думаете, что такое патриотизм для учителя Натальи?
« --Для меня патриотизм такое же широкое понятие, как, скажем, любовь. Можно, конечно, выделить патриотизм военных. Но есть же ещё и патриотизм пожарных, медиков, учёных, которые тоже защищают свою Родину. Но на другом уровне. Открытия учёных повышают авторитет нашей страны, патриотизм врачей и учителей не позволяет им работать «спустя рукава».
Хирург Ольга считает, что любовь к Родине чем-то напоминает уборку в доме: …»
3СТОП
«--Когда в твоей квартире грязно, ты же не идёшь за помощью к соседям, а убираешься. Так и к Родине нужно относиться по-хозяйски, прибрать её, сделать лучше. Я патриот и горжусь тем, что живу именно в России, горжусь нашей историей, только у великого народа она может быть такой богатой и многослойной.
Эти мысли высказывали молодые, но относительно взрослые люди, нашедшие свой путь в жизни, профессии.
Мнения же о патриотизме молодёжи весьма противоречивы».
4СТОП
-
1.Согласны ли вы с суждениями Ольги о патриотизме?
-
2.Как вы считаете, мнения о патриотизме взрослых людей и молодёжи отличается или нет? Если отличается, то чем?
-
3.Вы согласны с автором, что среди молодёжи нет единомыслия?
-
4.В чём, по-вашему, могут заключаться эти противоречия?
-
5.Что думает молодёжь о патриотизме?
А сейчас мы послушаем мнения двух студенток о патриотизме:
«Валерия, студентка 5курса:
--Патриотизм лично для меня – верность Родине. Тогда, когда слово «Родина» пишут с большой буквы. Среди сегодняшней молодёжи патриотизма в чистом виде очень мало. Стоит признать, что им свойственно впадать в крайности .И если одни видят любовь к родине в том, чтобы притеснять иностранных студентов, то другие стремятся поскорее уехать за границу. Конечно, любить «трудную» Родину издалека гораздо проще.
Людмила, студентка:
--Для меня слово «патриот»- пустой звук. Воспитывать любовь к Родине нужно не словами, а делами. Показать детям, чем они могут гордиться. И не ограничиваться такими «заезженными» примерами. В сегодняшнем мире происходит не меньше открытий и подвигов.
Любим мы порассуждать, поспорить, но при этом остаётся какое-то ощущение недоговорённости…»
5СТОП
-
1.Мнение какой студентки вам ближе?
-
2.С кем вы не согласны? Почему?
-
3.Почему у автора остаётся ощущение недоговорённости?
«А мой сосед трёхлетний Сашка, который сосредоточенно лепил снежную бабу во дворе дома, на вопрос: «Что ты любишь больше всего на свете?» --ответил не задумываясь:…»
6СТОП
«Маму и планету». Может быть, это и есть настоящий патриотизм - без пафоса и многословия. И главное-с детства знать, что мама и планета—это и есть Родина, единственная и любимая»
3.Стадия рефлексии. Приём «Написание синквейнов» .
А сейчас я предлагаю обобщить то, о чём мы сегодня говорили и написать синквейн на тему «патриотизм»
6. Приём синквейна при создании характеристики героя.
Как нельзя лучше эту форму урока можно использовать при изучении весьма скучной, с точки зрения учеников, темы «Создание характеристики героя».
Наличие плана-схемы характеристики, умение находить портретные особенности, объяснять поступки героев, конечно, помогает учащимся в определении характера героя, но в какой-то мере «убивает» творчество и интерес, превращая важную работу в рутинную.
Использование технологии синквейна помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления»)
8. Подведение итогов мастер-класса.
Итак, давайте подведём итоги мастер класса:
- что нового Вы узнали?
- чему научились?
- было ли Вам интересно?
Закончить мастер-класс позвольте синквейном
Мастер-класс
Волнующий, интересный,
Учит, вдохновляет, показывает,
Мысли будоражит, уверенность пробуждает.
Полезно.
Спасибо за внимание.
Приложение
Как работать с темой синквейна: первая и вторая строка
Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.
Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:
-
бумажной или электронной;
-
роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;
-
интересной, захватывающей;
-
скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;
-
старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.
Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).
Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:
-
захватывающая, фантастическая;
-
занудная, нравоучительная;
-
яркая, интересная;
-
старинная, пожелтевшая.
Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.
Как придумать третью строку синквейна
Третья строка – три глагола. Тут тоже могут возникнуть сложности: казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка для дошкольников – развлекает, заинтересовывает, учит читать. Захватывающая фантастическая история – завораживает, волнует, будит воображение.
При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.
Формулируем четвертую строчку: отношение к теме
Четвертая строка синквейна описывает «личное» отношение к теме. Это вызывает особые сложности у школьников, привыкших, что отношение надо формулировать прямо и недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценочности и формулируется гораздо более вольно.
По сути здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например «Начал читать в четыре года» или «У меня огромная библиотека», или «Терпеть не могу читать»), но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что «производство книг губит леса», и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.
Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо «я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра» может получиться, к примеру, так:
Как подвести итог: пятая строчка синквейна
Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.
Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:
Книга.
Художественная, научно-популярная.
Просвещает, развлекает, помогает.
Такая разная, у каждого своя.
Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово «библиотека» (место, где собрано множество самых различных изданий) или же «разнообразие».
Для того, чтобы вычленить это «объединяющее слово», можно попробовать сформулировать основную мысль получившегося стихотворения – и, скорее всего, в нем окажется «главное слово». Или же, если вы привыкли писать «выводы» из сочинений – сначала сформулируйте вывод в привычной вам форме, а потом выделите главное слово. Например, вместо «таким образом, мы видим, что книги являются важной частью культуры», напишите просто – «культура».
Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:
Книга.
Толстая, занудная.
Изучаем, анализируем, зубрим.
Классика – кошмар для каждого школьника.
Тоска.
Или так:
Книга.
Фантастическая, увлекательная.
Восхищает, затягивает, лишает сна.
Хочу жить в мире магии.
Мечта.
Как научиться быстро писать синквейны на любую тему
Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится довольно серьезно напрягаться.
Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело как правило идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.
Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале. В качестве тренировки можно попробовать взять, к примеру, свою семью, дом, кого-либо из родственников и друзей, домашнее животное.
Справившись с первым синквейном, можно отработать тему посложнее: например, написать стихотворение, посвященное какому-либо из эмоциональных состояний (любовь, скука, радость), времени суток или времени года (утро, лето, октябрь), вашему хобби, родному городу и так далее.
После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.