СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по творчеству А. Блока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по творчеству А. Блока»

Урок литературы в 11 классе с использованием технологии критического мышления и исследовательской деятельности.


Тема урока: Поэма А. А. Блока «Двенадцать» как первая попытка осмысления революции.


Цели и задачи урока: познакомиться с историей создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать», с разноречивыми откликами на неё; проанализировать текст поэмы с точки зрения отражения событий революции; развивать умение работать с текстом художественного произведения: добывать самостоятельно информацию, умение сравнивать информацию и вырабатывать собственную точку зрения.


Оборудование: портреты А. А. Блока разных лет, иллюстрации к поэме Ю. Анненкова


Предварительное домашнее задание: прочитать текст поэмы, найти сведения об истории создания.


Оформление доски: записаны три высказывания

  1. «Написав «Двенадцать», Блок вторично распял Христа и ещё раз расстрелял Государя». Н. Гумилёв

  2. «Поэма «Двенадцать» стала первой страницей в советской литературе. … Это величайшее достижение самого Блока и вообще русской поэзии» газета «Правда» 1918 год

  3. «Сегодня я – гений!» А. А. Блок



Ход урока.


  1. Оргмомент.

  2. Стадия вызова:

Слово учителя: 18 февраля (3 марта) 1918 года была опубликована самая знаменитая и загадочная поэма Блока, которая разделила навсегда его читателей и почитателей. Она была напечатана в газете «Знамя труда». На следующий день все экземпляры уже расхватали. Газеты с текстом расклеивали на улицах, люди останавливались и читали. Некоторые друзья Блока перестали с ним здороваться, многие писали ему отрицательные письма, отклики (обратить внимание на 1 высказывание).

А другая часть общества восторженно приняла поэму. Строчки из неё стали появляться на плакатах (второе высказывание).

Сам Блок, закончив поэму, написал в дневнике – 3-е высказывание. А с другой стороны, Георгий Иванов описывает предсмертные дни Блока: «Он бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены? Не остался ли где-нибудь хоть один? Люба, хорошенько поищи и сожги, всё сожги…»


- Дома вы познакомились с текстом поэмы.

Что вы ещё нашли по истории создания произведения?

Как вы думаете, почему на неё такие разноречивые отклики?

Как вы думаете, какое из мнений о поэме более верное?

Какой точки зрения придерживаетесь вы?


(ответы обучающихся с дополнениями по истории создания поэмы, если что-то нашли)


3. Стадия осмысления:

- Сейчас мы с вами поработаем с текстом поэмы, чтобы полнее ответить на эти вопросы. Работать будем по вариантам и в форме таблицы. Для 1 варианта – первое высказывание Гумилёва. Для 2 варианта – слова газеты «Правда».

Таблица для обоих вариантов такая:

Ключевые слова (словосочетания)

Выписки из текста, связанные с ключевыми словами

Почему эта цитата подходит к высказыванию

После домашнего прочтения:

-……….

-……….

-………

и т. д.


Во время чтения в классе:

-……………

-……………

-……………

и т. д.





- Прежде чем приступить к внимательному чтению текста, подумайте и запишите ключевые слова, которые, на ваш взгляд, отразили бы содержание поэмы и соответствие вашему высказыванию.

( 1 вариант: ничего святого для красногвардейцев; убийство Катьки; стреляют в Христа и т. д.

2 вариант: призывы к бдительности; насмешка над старым миром; ветер на всём белом свете и т. д.)


- Теперь читайте каждую часть поэмы не торопясь, вдумчиво. Ваша задача -- подобрать ключевые слова и цитаты из текста, соответствующие вашему высказыванию. В третью графу таблицы запишите кратко обоснование выбора.


(обучающиеся работают по тексту поэмы)


  1. Стадия рефлексии:

- Теперь заслушаем результаты вашей работы, кто работал над другим вариантом – готовьтесь привести свои аргументы.

(ответы обучающихся)

- Чьи же слова вам кажутся более близкими поэме? Кто прав в этом споре?


Беседа по ключевым моментам поэмы.



- А что вы можете сказать по поводу третьего высказывания -- слов самого поэта? С ними вы согласны?


  1. Итоги урока. Отметки.

Домашнее задание: Образ Христа в поэме (подумать и найти материал), идейно-художественное своеобразие поэмы (композиция, жанр, символика, смысл названия, язык поэмы).

  1. Оргмомент.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!