Урок литературы в 11 классе с использованием технологии критического мышления и исследовательской деятельности.
Тема урока: Поэма А. А. Блока «Двенадцать» как первая попытка осмысления революции.
Цели и задачи урока: познакомиться с историей создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать», с разноречивыми откликами на неё; проанализировать текст поэмы с точки зрения отражения событий революции; развивать умение работать с текстом художественного произведения: добывать самостоятельно информацию, умение сравнивать информацию и вырабатывать собственную точку зрения.
Оборудование: портреты А. А. Блока разных лет, иллюстрации к поэме Ю. Анненкова
Предварительное домашнее задание: прочитать текст поэмы, найти сведения об истории создания.
Оформление доски: записаны три высказывания
«Написав «Двенадцать», Блок вторично распял Христа и ещё раз расстрелял Государя». Н. Гумилёв
«Поэма «Двенадцать» стала первой страницей в советской литературе. … Это величайшее достижение самого Блока и вообще русской поэзии» газета «Правда» 1918 год
«Сегодня я – гений!» А. А. Блок
Ход урока.
Оргмомент.
Стадия вызова:
Слово учителя: 18 февраля (3 марта) 1918 года была опубликована самая знаменитая и загадочная поэма Блока, которая разделила навсегда его читателей и почитателей. Она была напечатана в газете «Знамя труда». На следующий день все экземпляры уже расхватали. Газеты с текстом расклеивали на улицах, люди останавливались и читали. Некоторые друзья Блока перестали с ним здороваться, многие писали ему отрицательные письма, отклики (обратить внимание на 1 высказывание).
А другая часть общества восторженно приняла поэму. Строчки из неё стали появляться на плакатах (второе высказывание).
Сам Блок, закончив поэму, написал в дневнике – 3-е высказывание. А с другой стороны, Георгий Иванов описывает предсмертные дни Блока: «Он бредил об одном и том же: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены? Не остался ли где-нибудь хоть один? Люба, хорошенько поищи и сожги, всё сожги…»
- Дома вы познакомились с текстом поэмы.
Что вы ещё нашли по истории создания произведения?
Как вы думаете, почему на неё такие разноречивые отклики?
Как вы думаете, какое из мнений о поэме более верное?
Какой точки зрения придерживаетесь вы?
(ответы обучающихся с дополнениями по истории создания поэмы, если что-то нашли)
3. Стадия осмысления:
- Сейчас мы с вами поработаем с текстом поэмы, чтобы полнее ответить на эти вопросы. Работать будем по вариантам и в форме таблицы. Для 1 варианта – первое высказывание Гумилёва. Для 2 варианта – слова газеты «Правда».
Таблица для обоих вариантов такая:
Ключевые слова (словосочетания) | Выписки из текста, связанные с ключевыми словами | Почему эта цитата подходит к высказыванию |
После домашнего прочтения: -………. -………. -……… и т. д. Во время чтения в классе: -…………… -…………… -…………… и т. д. | | |
- Прежде чем приступить к внимательному чтению текста, подумайте и запишите ключевые слова, которые, на ваш взгляд, отразили бы содержание поэмы и соответствие вашему высказыванию.
( 1 вариант: ничего святого для красногвардейцев; убийство Катьки; стреляют в Христа и т. д.
2 вариант: призывы к бдительности; насмешка над старым миром; ветер на всём белом свете и т. д.)
- Теперь читайте каждую часть поэмы не торопясь, вдумчиво. Ваша задача -- подобрать ключевые слова и цитаты из текста, соответствующие вашему высказыванию. В третью графу таблицы запишите кратко обоснование выбора.
(обучающиеся работают по тексту поэмы)
Стадия рефлексии:
- Теперь заслушаем результаты вашей работы, кто работал над другим вариантом – готовьтесь привести свои аргументы.
(ответы обучающихся)
- Чьи же слова вам кажутся более близкими поэме? Кто прав в этом споре?
Беседа по ключевым моментам поэмы.
- А что вы можете сказать по поводу третьего высказывания -- слов самого поэта? С ними вы согласны?
Итоги урока. Отметки.
Домашнее задание: Образ Христа в поэме (подумать и найти материал), идейно-художественное своеобразие поэмы (композиция, жанр, символика, смысл названия, язык поэмы).
Оргмомент.